Получать почтой Подписаться
Банк предпринимателей
Все темы
Банки Законы Деньги Бухгалтерия Документы Переговоры Управление Люди

Торговый эквайринг

Как магазину начать принимать карты

Меня и наличные устраивают Что мне даст эквайринг? Как ввести безналичку в оборот? А как вести бухгалтерию? Во сколько мне обойдется эквайринг? Как подключить эквайринг?

На языке банкиров оплата картами называется эквайрингом. Это услуга, когда вы ставите на кассе терминал для карт, покупатель расплачивается картой и через день-два деньги на счете магазина. За это время платеж обрабатывают банки, процессинговый центр и платежные системы. Всё это и есть эквайринг.

Маленькому бизнесу трудно начать пользоваться эквайрингом: кажется, что с наличными спокойнее и налоговая не будет задавать лишних вопросов. На самом деле, всё не так сложно. Мы собрали самые частые вопросы клиентов об эквайринге и ответили на них. Если не знаете, как начать принимать карты, статья для вас.


Меня и наличные устраивают

Понимаем. По закону принимать карты обязаны магазины с оборотами 60 млн в год и больше. Если вы еще не достигли таких оборотов, можно продолжать работать с наличными. Но будьте готовы к тому, что часть покупателей переметнется к конкуренту с эквайрингом: приложить карту к терминалу проще, чем считать наличные. Особенно, если их нет.

Если вы небольшой магазин в деревне, где покупатели расплачиваются только живыми деньгами и иногда берут продукты в долг, эквайринг и правда не нужен. Но если вы работаете в городе: ремонтируете обувь, готовите кофе на вынос, продаете продукты, чините айфоны, продаете шоколадки в островке в торговом центре — читайте следующий пункт.


Что мне даст эквайринг?

Эквайринг повышает выручку, борется с очередями и избавляет от риска получить фальшивые купюры. С фальшивыми купюрами всё понятно: нет наличных — нет фальшивых купюр. А об остальном давайте поподробнее.

Начнем с выручки. Считается, что с эквайрингом выручка магазина растет. Банковские специалисты говорят о 10 % — 20 % прироста, но это общая цифра и ее сложно посчитать. Прирост сильно зависит от сферы бизнеса, среднего чека, сезонности и много чего еще. Если владелец магазина скажет, что подключил эквайринг и выручка выросла на треть, наверное, он прав. А может, и нет, и рост связан с провалом конкурента или победой Дональда Трампа на президентских выборах.

Что мы точно знаем — доля безналички в обороте. Вот несколько примеров:


Владимир — владелец магазина электронных сигарет. Восемьдесят процентов продаж — расходные материалы: жидкость и батарейки. Средний чек по ним — 1000 рублей. Владимир год работал только с наличными, ежемесячный оборот — 1,5 млн рублей. Через год он подключил эквайринг, в безналичную оплату ушло 30 % оборота.

Екатерина продает кухни. У нее свой замерщик, дизайнер, двое грузчиков и продавец. Чаще всего покупатели выбирают кухни за 40-60 тысяч рублей и платят равными частями: до установки и после. Расплачиваются картами в 70 % случаев.

Дмитрий открыл кофейню. Сначала принимал только наличные, через полгода установил терминал для карт. Выручка выросла на треть, хотя не факт, что из-за эквайринга: установка терминала совпала с началом осени, в кофейню стали приходить студенты и прогуливать пары. Доля безналичной оплаты — 50 %.


Это не значит, что без эквайринга наши герои потеряли бы всех этих клиентов. Но часть потеряли бы точно. Правда, сложно посчитать, какую именно. Вот к вам приходит клиент, заказывает кофе и платит картой. Мы не знаем, ушел бы он без покупки, не будь в магазине эквайринга, может, у него есть с собой наличные, может нет. Но расплачиваться картой ему выгоднее: банк вернет часть стоимости от покупки или начислит бонусные мили. Поэтому покупатели охотнее платят картами.

Еще один плюс — борьба с очередями. Если кассир принимает наличные, просит мелочь и ищет сдачу, оплата занимает 2-3 минуты. А чтобы приложить карту или телефон к терминалу и получить чек, нужно 20-30 секунд.



Как ввести безналичку в оборот?

Если коротко — начать расплачиваться с поставщиками и арендодателями безналично. Просто не даете наличку, а переводите по реквизитам на счет партнера. Безналичные платежи безопаснее и надежнее с юридической точки зрения.


Марина — логопед. Арендовала помещение для занятий с детьми. Помещение сняла у знакомой, подписала договор аренды, платила наличными без расписок и квитанций. Через полгода знакомая подала на Марину в суд за то, что та якобы не платит аренду. Марина суд проиграла.


Если партнер не согласен работать безналично, ищите другого или ведите переговоры: арендодатель тоже в вас заинтересован. Никто не хочет искать нового съемщика, особенно, если не сезон. Поэтому вежливо стойте на своем:


— Геннадий, я хочу платить аренду безналично. Как нам перейти на безналичный расчет?

— Хммм. Ну мне это неудобно.

— Понимаю. Но, к сожалению, мне теперь неудобно платить наличными.

(Молчите. Пусть собеседник заговорит первым)

— Ну не знаю, как тогда поступить.

— Геннадий, если это такая проблема, ничего страшного, я найду другое помещение, без обид.

— Не, ну чего вы так сразу. Если надо безналично, давайте безналично, что ж поделать.


Безналичные платежи легко доказать, отследить и проводить. Вам не нужно брать деньги из кассы, готовить нужную сумму и встречаться с арендодателем. Заходите в личный кабинет банка, заполняете платежку, отправляете деньги. На следующий рабочий день деньги пришли.



А как вести бухгалтерию?

Это зависит от вида налогообложения. Давайте по порядку по видам налогообложения.

Патент. По патентной системе работают розничные магазины, химчистки, мастерские по ремонту обуви, такси, экскурсоводы, парикмахерские и еще тридцать сфер малого бизнеса. Если вы работаете по патенту, сумма налога не поменяется от эквайринга, но в книгу доходов нужно будет заносить доход по эквайрингу.

ЕНВД. Под ЕНВД подходят розничные магазины, платные парковки, службы доставки, ветеринарные клиники, автосервисы и еще семь видов деятельности. С налогами то же, что и в патентной системе: сумма из-за эквайринга не меняется.

Упрощенка 6 %. Здесь всё наоборот: декларацию вы и так заполняете, а расчет налога усложнится. По своей системе налогообложения вы платите налог со всего дохода. С эквайрингом считается не только доход, который фактически пришел на счет, а все деньги, которые заплатил покупатель. Например, покупатель заплатил с карты 1000 ₽. Комиссия за эквайринг 2 %, то есть 20 рублей. На счет магазина пришло 980 рублей, но налог вы платите с тысячи — 60 рублей. Выручка с покупки — 920 рублей.

Упрощенка 15 %. На этой системе вы платите налог только с чистой прибыли. То есть при покупке на 1000 рублей и комиссией эквайринга 20 рублей, налог будет только с 980 рублей — 147 рублей.


Если не хотите возиться с декларацией, наймите бухгалтера или подключите онлайн-бухгалтерию. Если нравится Модульбанк, наймите нашего бухгалтера. Он посчитает налоги, сдаст отчетность, подготовит первичку и проследит, чтобы вы не получили штраф.

Отличия хорошего бухгалтера



Во сколько мне обойдется эквайринг?

С эквайрингом у вас будут расходы на терминал и комиссии за покупки. Терминал для приема карт выдает банк. Некоторые банки дают терминал в аренду, другие — продают.

За арендованный терминал придется платить каждый месяц. Он будет собственностью банка, а банк может установить порог оборотов по терминалу: если обороты снизятся, банк повысит комиссию с покупок или вовсе заберет терминал. Еще одна проблема — арендованный терминал будет старым, перейдет к вам от прошлого владельца. Возможно, его уже ремонтировали, или он просто поцарапанный и зависает.

Купить новый терминал стоит от 8 до 35 тысяч рублей. За восемь тысяч вы получите мобильный терминал, который работает без проводов и не печатает чеки. Полноценный терминал с принтером чеков стоит 33 000 рублей. Он будет новый, с гарантией, ваш. Если дорого, можно купить в кредит.




Терминал для магазинов
может работать без провода и с проводом;
подключается к интернету через вай-фай;
печатает чеки;
стоит 33 000 рублей.

Терминал для курьеров
работает без провода, умещается в кармане брюк;
подключается к интернету от телефона через блютус;
выдает только электронные чеки;
стоит 7700 рублей.


Кроме расходов на терминал будут расходы на комиссию с покупок. Обычно комиссия — от 1,9 % до 3,5 % с покупки. Их делят между собой Виза или Мастер кард и банки, через который проходит оплата.

Повышать цены при подключении эквайринга закон запрещает. Но по опыту прирост всё-таки окупает комиссию. Если эксперты правы, и выручка растет хотя бы на 10 %, получится так:


Возьмем продуктовый магазин с оборотами 500 000 рублей в месяц. Магазин подключает эквайринг, выручка растет на 10 % — 550 000 рублей. Треть оборота уходит в безналичные платежи — 183 000 рублей. Комиссия за эквайринг — 2,5 %, это 4575 рублей. Рост выручки от эквайринга — 45 425 рублей.


Если заложить в расходы покупку терминала, то с таким ростом выручки он окупается за 3-6 месяцев, в зависимости от сферы бизнеса.



Как подключить эквайринг?

1. Открыть расчетный счет. Если у вас его еще нет, придется открыть. На этот счет будут приходить деньги с карт покупателей. Иногда открыть счет можно в одном банке, а подключить эквайринг — в другом. Другие банки, наоборот, подключают эквайринг только своим клиентам. Спросите об этом менеджера, когда будете узнавать о подключении эквайринга.

2. Выбрать эквайринг. При выборе смотрите на комиссию с покупок, условия получения терминала и срок зачисления денег.

Свой терминал лучше арендованного: он будет новым, значит, не сломается. За него не придется платить аренду, и банк его не отберет при снижении оборотов. Если будете покупать, спросите о гарантии: что будет, если терминал сломается в первый год? Сколько времени его будут ремонтировать? Дадут ли на замену другой? Если не дадут, вы не сможете временно принимать карты и потеряете в прибыли.

С комиссией чем ниже — тем лучше. В целом комиссия колеблется от 1,6 % до 3,5 %, но не может быть ниже полутора процентов. Из этой комиссии 1 % заберет себе банк, а остальное поделят между собой платежная система, процессинговый центр и банк-эквайер. Это те, кто обрабатывают платеж.

Еще смотрите на сроки зачисления денег. Самый быстрый эквайринг зачисляет деньги на следующий рабочий день, но таких мало. Обычно это занимает 2-3 дня.

3. Заключить договор. Если выбрали, у кого подключать эквайринг, заключайте договор. Для этого обратитесь в банк и заполните анкету. По анкете банк узнает, чем вы занимаетесь, оформит заявку на подключение в платежную систему, настроит терминал и подготовит договор.

4.Внимательно читать договор. Обратите внимание, может ли банк менять комиссию. Иногда в договоре банк прописывает такое условие: если обороты снижаются, комиссия растет на процент. Лучше, чтобы комиссия была фиксированной.

5. Принимать карты. Когда приедете подписывать договор, в банке вам вручат терминал. Он будет готов к работе, останется только включить и начать принимать карты.

С момента заявки до вручения терминала обычно проходит 3-4 недели. В Модульбанке — 5 рабочих дней.

Шпаргалка

Запомнить

Оплата картами на банковском языке называется эквайрингом

Как выбрать

Оценить комиссию

Не соглашаться на аренду терминала

Соглашаться только на фиксированные комиссии

10 %

рост выручки после подключения эквайринга, который обещают эксперты

А вот еще интересно

7 июля
ЦРМ: кому нужна и как выбрать
29 августа
Как увеличить уставный капитал