Как отсудить домен | Модульбанк—Дело
Получать почтой Подписаться

Как отсудить домен

Компания хочет купить домен со своим названием, а он уже занят. Или компания зарегистрировала домен, но приходит другая компания и требует домен себе. Рассказываем о судебной практике в таких спорах

Что такое доменные споры Как мошенничают с доменными именами Как суд принимает решение Как действовать Какие исключения Шпаргалка

Проблемы с доменами бывают даже у крупных компаний. Однажды Икея пыталась зарегистрировать домен со своими именем в Казахстане, а оказалось, что ikea.kz занят. На месте сайта пустая страница, но владелец домена обещал разместить там сайт школы английского языка International Kazakh-English Association, сокращенно IKEA. Икея суд проиграла.

Юрист Дарья Тимохина рассказывает о доменных спорах: как выбрать имя для сайта, чтобы его не отсудили, и что делать, если нужное имя занято. Речь пойдет о доменах в зонах .ru и .рф.



Что такое доменные споры

Доменные споры — судебные разбирательства, когда компания или человек используют в доменном имени сайта товарный знак другой компании. Бывает, что домен заняла другая компания с похожим именем, потому что ей был нужен сайт. Хуже, если домен с именем бренда специально купил какой-то человек, чтобы потом втридорога продать его компании.


По Гражданскому кодексу исключительное право на товарный знак предполагает размещение его в доменном имени. В идеальном мире, если компания зарегистрировала товарный знак «Аленький цветочек» для магазина цветов, автоматически за ней закрепляется домен с таким же именем.

В реальном мире домены и товарные знаки не пересекаются. Цветочная компания регистрирует товарный знак «Аленький цветочек», а на этом домене работает сайт юридической консультации с таким же именем.

Исключительное право на товарный знак — в статье 1484 Гражданского кодекса

Как мошенничают с доменными именами

Мошенничество с доменными именами называют киберсквоттингом. Мошенники регистрируют имена известных товарных знаков и ждут, пока компания захочет купить этот домен или выйти на рынок России. Даже если компания обращается в суд, мошенники чаще всего выигрывают и предлагают компании купить этот домен. Если регистратор доменных имен просил за домен пятьсот рублей или пять тысяч, мошенник может запросить пятьдесят, сто тысяч рублей или на сколько хватит фантазии.

Когда открывается новая доменная зона, например .travel или .tv, регистраторы дают три месяца, чтобы компании с зарегистрированными товарными знаками могли выкупить домены. Регистраторы просят у компаний подтверждения, что именно они владеют товарным знаком. Но и тут случаются казусы.

Как получить «лакомый» сайт на домене РФ — на сайте «Вестей»

Даже если удалось зарегистрировать своё имя в одной доменной зоне, мошенники могут купить такое же имя в другой зоне и обманывать людей.

Представим, есть известный интернет-магазин «Корова». Он регистрирует домен korova.ru. Мошенники выкупают домен korova.su и делают похожий сайт. Покупатели хорошо знают сайт «Коровы», доверяют ему и без опасений оплачивают товары на сайте. Они думают, что korova.su — тоже сайт «Коровы» и доверяют ему. Мошенники пользуются этим, снимают деньги с карт, но не присылают товары. Репутация «Коровы» страдает.

Такой случай был с «Озоном». Мошенники создали сайт с похожим именем и маскировались под настоящий «Озон». До суда не дошло, владельцы фальшивого сайта сами его закрыли. У покупателей в таких случаях может появиться недоверие к самому бренду.

Как суд принимает решение

Чаще всего доменные споры решаются через суд. Если домен с названием компании занят, сначала нужно выяснить, кто его владелец.

Определить, кто владелец сайта, помогает сервис WHOIS. Вводите название сайта и смотрите, кому он принадлежит. Сервис показывает информацию, только если владелец домена — компания. Если домен принадлежит физическому лицу, придется делать адвокатский запрос регистратору доменных имен и писать, что эта информация нужна для суда.

Случается, что домен принадлежит физическому лицу, но подавать в суд нужно на компанию. Так бывает, когда домен принадлежит директору компании. Взыскать с компании за нарушение можно больше, чем с физического лица. Такой случай был в судебной практике:

Определение по спору между ОАО «ГАЗ» и ООО «Нексткар» — на сайте Арбитражного суда

Когда определили, кто владелец домена, следующий шаг — идти в суд. В доменных спорах суды опираются на постановления Президиума Высшего арбитражного суда по делам № 9833/09, № 18012/10 от 11.11.2008 и положения Единообразной политики по разрешению споров в связи с доменными именами. По ним доменное имя можно отобрать, если оно:

Сервис, который помогает найти владельца доменного имени

Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.08 по делу 5560/08

Постановление Президиума ВАС РФ от 8.12.09 по делу 9833/09

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.11 по делу 18012/10

Единообразная политика по разрешению споров в связи с доменными именами

сходно с торговым знаком;

у владельца нет законных прав и интересов к доменному имени. У него нет своего бренда или магазина, он ничего не продает через сайт, а просто держит доменное имя;

доменное имя используется недобросовестно. Например, через него мошенники собирают данные карт покупателей и снимают деньги.

Решение суда будет зависеть от ситуации:

товарный знак совпадает с доменом. Например, компания зарегистрировала товарный знак «Корова», а домен korova.ru занят. Это самые простые споры, суд чаще всего отдает такой домен компании. По Гражданскому кодексу компания вправе использовать свой товарный знак как имя для доменного имени сайта;

товарный знак похож на домен, но есть разночтения в написании. Например, «Корова» хочет взять домен korowa.ru. Суд будет ориентироваться на «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство» от Роспатента. Эксперт будет сверять названия и логотипы, посмотрит на завитки букв и шрифт;

доменное имя создает условия для недобросовестной конкуренции. Например, все знают сайт korova.ru и покупают там творожные сырки по оригинальному рецепту, а конкурент регистрирует сайт korowa.ru и продает там свои сырки. Такие споры решают в пользу того, кто первый зарегистрировал товарный знак.

Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство

Вот интересное судебное дело:


Решение суда по спору между компанией «Свотч» и Казакбаевым — на сайте Арбитражного суда

Заранее предсказать исход суда невозможно, но судебная практика может подсказать, как обычно суды принимают решения.

Как действовать

Чтобы выиграть суд по доменным спорам, компании нужно себя заранее обезопасить:

проверить название компании в зарегистрированных в России товарных знаках. Это можно сделать на сайте координационного центра национального домена. Если в списке уже есть компания «Аленький цветочек» и она продает цветы, зарегистрировать товарный знак цветочного магазина с таким названием не получится. Если «Аленький цветочек» в списке — юридическая контора, всё в порядке, можно брать такое имя;

Товарные знаки «Аленький цветочек»

зарегистрировать товарный знак. Когда компания регистрирует право на товарный знак, она как бы заявляет, что это имя теперь принадлежит ей. А значит, на домен она тоже имеет право. Это поможет выиграть в суде, если кто-то выкупит домен уже после регистрации товарного знака;

купить домен с названием товарного знака. Если он уже занят, придется судиться.

Сервис для проверки совпадения товарного знака и доменного имени

Общее правило такое: вероятность выиграть суд за домен повышается, если компания зарегистрировала товарный знак раньше, чем другая компания или человек купили домен с этим именем.

Какие исключения

Бывают случаи, когда компания не зарегистрировала товарный знак, а суд всё равно выигрывает. Вот гипотетическая ситуация.

Компания «Аленький цветочек» продает цветы и зарегистрировала товарный знак в 2016 году, но по нему не работает. Она пытается зарегистрировать домен и оказывается, что свой сайт на нем разместила компания с таким же названием из Рязани. Она работает с 1988 года, вяжет и продает носки. В этом случае суд, скорее всего, выиграет компания из Рязани.

Такие случаи были в судебной практике:

Решение по спору между ООО «Бистро Промто» и ИП Полудину О.Б. — на сайте Арбитражного суда

Если компания регистрирует право на товарный знак, она должна его использовать, иначе через три года право на защиту товарного знака теряется. Под этим именем сможет зарегистрироваться, кто угодно. Использовать товарный знак — вести какую-то деятельность с этим логотипом и названием, например, продавать шапки или писать на странице в Твиттере с этим логотипом.


Шпаргалка

Как защититься

Проверить имя

Зарегистрировать товарный знак и домен

Когда компании выигрывают

Зарегистрировали товарный знак раньше

Название домена совпадает с товарным знаком

Компания использует имя дольше

∞ ₽

столько денег могут требовать владельцы доменов, когда хотят их продать компании

Еще интересно

10 февраля
Повысить или уволить
9 августа
Выживают кофейни с дисциплиной