i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Возмутительная реклама

Возмутительная реклама

Мы собрали примеры рекламы, которая настолько возмутила людей, что они пожаловались в ФАС — Федеральную антимонопольную службу. Предлагаем посмотреть и не повторять ошибок
12 апреля
3046
42
0

Какой должна быть реклама, рассказывает закон «О рекламе» — в нем много правил, например, алкоголь крепче 5% можно рекламировать только там, где он продается; а в рекламе кредита должны быть перечислены все условия, которые влияют на его конечную стоимость, например ставки и комиссии.

Подробнее о правилах рекламы и как их обходить мы рассказывали в других статьях:

Записалa Светлана Дучак, редактор.

Лечение коронавируса препаратом от кишечных болезней

В декабре 2020 года люди начали массово жаловаться в антимонопольную службу на рекламу Энтеросгеля — это препарат для лечения кишечных болезней.

В рекламе производитель обещал, что «курсовой прием препарата повышает шанс переболеть коронавирусом в легкой форме». ФАС сначала признала рекламу ненадлежащей, а затем оштрафовала компанию.

Основание. В инструкции по применению препарата нет информации о том, что он применяется при лечении коронавирусной инфекции. А если информации нет в инструкции, о ней нельзя говорить в рекламе.

Наказание. Штраф 250 000 рублей.

Возмутительная реклама?

Кредит без полных условий

В ФАС пришла жалоба на рекламу кредитной карты «Халва». В рекламном ролике, который показывали на телевидении, крупным шрифтом было написано: «Кредит до 1 000 000 рублей с возвратом процентов», а мелким — остальные условия. Возмутивший зрителя кадр выглядел так:

Крупным шрифтом — привлекательные условия, а мелким — полные, которые дают представление о реальной стоимости кредита

Условия крупным шрифтом формируют у потребителей ожидания выгоды, а мелким — рассказывают о реальных условиях. Антимонопольная служба проверила и установила, что прочитать те условия, что написаны мелким шрифтом, невозможно: шрифт слишком мелкий, кадры меняются быстро. При этом выгодное условие — возврат процентов — подается с акцентом: шрифт крупный и озвучивается актером.

В итоге антимонопольная служба посчитала, что такая реклама вводит в заблуждение, и выписала банку предписание прекратить показывать рекламу, которая нарушает закон.

Основание. Реклама нарушает два пункта закона «О рекламе»:

  • если в рекламе кредитов и займов есть хотя бы одно условие, которое влияет на полную стоимость кредита, должны быть и все остальные условия;
  • не допускается реклама, которая вводит потребителя в заблуждение, искажает или скрывает часть информации.

Наказание. Пока антимонопольная служба выписала банку предписание, но если он не прекратит показывать рекламу с нарушением, может получить штраф 300 000 — 500 000 рублей.

Возмутительная реклама?

Цена в рекламе ниже, чем в реальности

Пользователь пожаловался в ФАС на Лабораторию Касперского. Компания размещала рекламу в Яндекс-директе, в которой была указана стоимость подписки на антивирус, — 450 рублей. Реклама с такой ценой размещалась с июля по сентябрь 2020 года, но в августе этого же года цена подписки выросла до 900 рублей. При этом в рекламе цена осталась прежней.

Пользователь увидел рекламу с подпиской за 450 рублей, перешел на сайт компании, чтобы ее оплатить, и столкнулся с новой ценой в 900 рублей. На это он и пожаловался в ФАС.

Антимонопольная служба рассмотрела жалобу и решила, что реклама недостоверная.

Основание. Цена в рекламе Лаборатории Касперского не совпадает с реальностью, значит, реклама недостоверная.

Наказание. Когда антимонопольная служба рассматривала жалобу, Лаборатория уже не показывала эту рекламу. Поэтому служба не смогла выписать предписание и наложила на компанию штраф — 100 000 рублей.

Возмутительная реклама?

Наружная реклама букмекерской конторы

На фото — наружная реклама букмекера на здании Дворца спорта. В источнике говорится, что такая реклама законная, потому что букмекеры вправе размещаться на фасадах спортивных сооружений. В законе действительно есть такой пункт, но в формулировке «в спортивных сооружениях», то есть внутри.

ФАС регулярно штрафует букмекерские конторы за наружную рекламу на фасадах обычных зданий и игорных заведений. При этом штрафуют конторы, чья реклама размещается, и рекламораспространителей — компании, которые размещают банеры.

Основание. Для рекламы игр, основанных на риске и пари, закон ограничивает места размещения. Такую рекламу можно размещать:

  • на телевидении и радио;
  • в рекламных и спортивных печатных изданиях;
  • изданиях для работников и участников азартных игр;
  • интернете;
  • на форме спортсменов;
  • внутри зданий, где проводятся игры и пари, но не снаружи.

Наказание. Штрафы по 100 000 рублей для самой конторы и рекламораспространителя.

Возмутительная реклама?

Непристойные и оскорбительные образы

Застройщик снял ролик, в котором ребенок прощается со старой квартирой, двором и соседскими детьми перед переездом в новую квартиру, а напоследок показывает неприличный жест.

На рекламу пожаловались две некоммерческие организации, по их мнению, реклама содержит непристойные и оскорбительные образы, а еще формирует негативное отношение к жителям старой застройки. По жалобе комиссия антимонопольной службы посмотрела ролик и признала рекламу ненадлежащей.

Основание. Реклама нарушила три пункта закона:

  • в ней используются непристойные и оскорбительные образы, а это запрещено;
  • она формирует негативное отношение к людям, которые живут в домах старой застройки, а не новостройках;
  • реклама может создавать у несовершеннолетних представление, что рекламируемый товар делает их лучше сверстников.

Наказание. Пока никакого. Комиссия решила не выдавать предписание, потому что «о дальнейшем распространении такой рекламы сведения отсутствуют». Но предупредила, что за такую рекламу полагается штраф и «причастные лица еще будут устанавливаться».

Возмутительная реклама?

Переделанные советские плакаты

Житель Чувашии пожаловался на рекламу в одном из алкомаркетов: на входе висели плакаты в советском стиле, например, с мужчиной в костюме и галстуке, который отказывается от рюмки водки. Но вместо оригинальной надписи алкомаркет добавил свои: «Нет! Мне стакан!» и «Сегодня с нами ты не пьешь. А завтра Родине изменишь?»

Антимонопольная служба собрала комиссию, и та решила, что использовать советские плакаты антиалкогольной кампании и времен Великой Отечественной войны для рекламы алкомаркета нельзя: они «оскорбляют чувства людей, нарушают требования этики и показывают безнравственное отношение к наследию прошлого и заслугам советского народа».

Основание. Антимонопольная служба решила, что плакаты нарушают закон «О рекламе», а именно пункт в котором говорится:

«В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов: флагов, гербов, гимнов, религиозных символов, объектов культурного наследия: памятников истории и культуры народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия»

Уточнений нет, но предполагаем, что речь идет об объектах культурного наследия.

Наказание. Когда комиссия разбирала жалобу, алкомаркет уже убрал рекламу, но материалы всё равно передали в суд для возбуждения административного дела.

Возмутительная реклама?

Войти через
А теперь — комментарии! Расскажите, а какая реклама возмущает вас?

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.