Как ИП лучше оформить автомобиль | Модульбанк—Дело | Модульбанк—Дело
Получать почтой Подписаться

Как ИП оформить покупку автомобиля

Если ИП покупает автомобиль для работы, он может уменьшить налог на стоимость автомобиля. Но если ИП уменьшил налог, а автомобиль использует для поездок с семьей в Ашан по выходным, будут проблемы. Объясняем, когда лучше оформлять автомобиль на ИП и как убедить налоговую, что это для работы.


Читательница Александра спрашивает: «Я ИП, хочу купить автомобиль. Как лучше его оформить? Какие могут быть сложности? И что по этому поводу может спросить налоговая?»




Отвечаем: налоговая заинтересуется, если вы купили автомобиль как ИП, но не используете его для работы




Для налоговой всё просто: если нужна машина, чтобы на ней развозить товар — вопросов нет, можно оформлять автомобиль на ИП. Если для бизнеса машина не нужна — например, у ИП ногтевая студия, то нужно покупать на физлицо.

На практике автомобиль часто оформляют на ИП, чтобы вписать его в расходы и уменьшить налог: платишь за обслуживание машины, но платишь меньше налогов.




Это подходит для предпринимателей на основной системе налогообложения или на упрощенке 15 %. По закону налог платится с доходов, из которых вычли расходы. Автомобиль, который используется, чтобы получать прибыль, относится к расходам.

Статья 346.16 — что ИП на упрощенке 15 % могут включить в расходы





ИП на патенте или УСН 6 % не могут уменьшить налог на расходы, поэтому им лучше оформлять автомобиль на физлицо — для этого подойдет обычный договор купли-продажи. Такой способ проще: не нужно оформлять путевые листы и доказывать налоговой, что ИП использует автомобиль для предпринимательской деятельности.

Статья 247 НК — о налоге, который платится с прибыли





Какие документы нужны, чтобы оформить автомобиль на ИП




Чтобы можно было учесть автомобиль в расходах, и налоговая не задавала вопросов, нужно:

купить автомобиль. ИП оформляют договор на поставку, счет-фактуру и товарную накладную;

зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Заявление можно подать через Госуслуги. Сам процесс регистрации займет пару часов;

Расходы для упрощенки 15% — статья в «Деле»





принять автомобиль как основное средство. Основное средство — это объект, который предприниматель использует для получения прибыли. Это может быть офис, компьютеры, техника, станки, земля, автомобили. Чтобы учесть машину в расходах, нужно выпустить акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1, карточку по форме № ОС-6 и издать приказ о вводе основного средства в эксплуатацию.

Форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче объекта основных средств с сайта Консультанта

Инвентарная карточка по форме № ОС-6 с сайта Консультанта





Как доказать налоговой, что автомобиль нужен для работы




Кажется, что с этим все просто: сохраняешь чеки с заправок и спокойно уменьшаешь налоги. Но налоговую это не убедит: так она не знает, куда ездит предприниматель — доставляет заказы или возит детей в школу. Чтобы включить затраты на автомобиль в расходы, одних чеков на бензин не хватит.

Что нужно оформлять и хранить:

документы на покупку автомобиля. Это договор поставки, счет-фактура, товарная накладная и платежка из банка. Они подтверждают факт и стоимость покупки;




путевые листы — это документы, которые помогают контролировать работу водителей. По ним можно отслеживать сколько времени водитель провел в дороге и потратил топлива. Можно скачать готовые путевые листы, а можно составить самому, главное указать обязательные реквизиты. Что должно быть в путевом листе в 2018 году, указано в приказе Минтранса № 152 в редакции 2017 года;

документы, которые подтверждают расходы на страхование, ремонт, техосмотр, платные парковки, бензин. Это могут быть чеки, договоры.

Обязательные реквизиты путевого листа и как его заполнять — приказ Минтранса от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017)





Если у налоговой возникнут вопросы, эти документы помогут ее убедить.




Что делать, если бизнес не связан с перевозками, а машина всё равно нужна




Бывает так, что ИП работает, например, дизайнером интерьеров или юристом, и автомобиль нужен, чтобы встречаться с клиентами или осматривать помещения.

Для этого можно прописать в договоре с клиентами такую формулировку: «Работа, оказание услуг или переговоры ведутся на территории клиента», а еще заполнять путевые листы и сохранять чеки. Правда, налоговую это может не убедить, поэтому с таким родом деятельности лучше покупать машину на физлицо.




Что будет, если уменьшить налог, а налоговая не поверит




Самое страшное, что может случиться — налоговая скажет, что ИП необоснованно уменьшил налог, и доначислит недостающую сумму. И еще пени и штраф за то, что налог не был уплачен вовремя. Решение налоговой можно оспорить.

Куда жаловаться на налоговую — статья в «Деле»





Ответила Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

Записала Евдокия Шеламова, автор Модульбанка.