На сайт банка

Семнадцать лет назад Давид Папаскири открыл прачечную в Петербурге. Теперь в городе работает сорок прачечных, а сеть представлена в тринадцати городах.

Эксперт — Давид Папаскири, владелец сети прачечных. Записалa Евгения Нигматуллина, редактор.

Прачечная от 2,5 миллиона рублей

У меня сеть прачечных по России: люди приносят грязные вещи, а через два часа забирают сухими и чистыми в красивом пакете. Стираем одежду, пуховики, постельное белье, мебельные чехлы, горнолыжные костюмы, одеяла, попоны для лошадей. Стирка пяти килограммов вещей обходится в сто рублей.

Поначалу я совмещал бизнес и работу по найму, сейчас прачечные — основной источник дохода.

Прачечные открывали чикагские мафиози во времена Великой Депрессии. Гангстеры подмешивали криминальные деньги в выручку прачечных, потому что услуги оплачивались наличными и отследить, сколько человек воспользовались стиркой, было невозможно. С тех пор процесс превращения нелегальных денег в легальные называется отмыванием.

Застройщик в Америке строит новый дом — закладывает место под прачечную. Жильцы экономят силы на стирку и пространство в квартире, управляющая компания избавляется от протечек и коротких замыканий бытовых машинок. Прачечные берегут экологию: одной машиной пользуется двадцать семей — значит, двадцать домашних машинок не будут разлагаться на свалке.

Чтобы открыть прачечную с новым профессиональным оборудованием, нужны вложения от 2,5 миллиона рублей.

 

 

Разовые расходы для открытия

Оборудование

2 000 000 ₽

Реклама

100 000 ₽

Всего

2 100 000 ₽

Платить ежемесячно

Аренда

До 200 000 ₽

Коммуналка

До 20 000 ₽

Зарплата

60 000 ₽ на двоих

Расходники

8% от оборота

Всего

350 000 ₽

Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок

За первой прачечной наблюдал год, пока не убедился, что бизнес работает. Сначала считали клиентов: сегодня пять пришло, завтра шесть, через месяц десять. Постепенно народ протоптал тропинку к нашей прачечной, оценил формат и рассказал своим — заработала сарафанка. Люди ездили через весь город стирать пуховики, потому что дома нельзя, а в химчистке в пять раз дороже. Сегодня наши прачечные работают в тринадцати городах России.

В прачечные люди приходят не только за стиркой, но и за впечатлением. Там светло, красиво, тепло встречают, оборудование такое, какого дома нет
Клиенты любят выбирать кондиционер для стирки белья по запаху, поэтому они у нас в свободном доступе
Есть клиенты, которые ненавидят гладить постельное белье. В большинстве прачечных у нас установлен каток для проглаживания наволочек и пододеяльников. Простыни на резинке не гладим, так как по краям выгладить их невозможно
Администратор регулирует очередь: если клиент придет, когда все машинки заняты, он не будет ждать, а оставит свои вещи

Культура потребления развивается: люди привыкают перекладывать домашние дела на других. Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок.

В больших городах люди по-другому относятся к расходам: готовы заплатить за стирку, чтобы сэкономить время. Мы открыли прачечную в Мурино в Петербурге — вышли на оборотную окупаемость через два месяца. В небольшом городе прачечная через год будет только набирать обороты.

Прачечная в Приморском районе Петербурга. Бесхозные подвалы и цокольные этажи отлично подходят для прачечных: есть отдельный вход, удобно подводить необходимую мощность
Прачечная в Меге Парнас. Ашан дал нам специальную цену на аренду: пока клиенты ждут белье, они тратят деньги в гипермаркете

Прачечные окупаются за три-пять лет. Я ориентирую франчайзи смотреть на динамику продаж: если в первый месяц было тридцать стирок, а во второй сорок — дело движется. У нас есть мастер-франшиза: полностью отдаем город одному франчайзи.

Бюджет на открытие
Паушальный взнос
Роялти

От 3,5 млн ₽ (с новым оборудованием)

350 000 — 700 000 ₽ (зависит от города)

10 000 — 12 000 ₽ (фиксированная цена, не зависит от оборота)

На старте этот бизнес требует покупки профессионального оборудования — комплект обойдется в два миллиона рублей.

Иногда франчайзи думают так: поставим бытовые машинки, чтобы открыться, выйдем на окупаемость и тогда уже купим профессиональные. Идут на компромисс с качеством и совершают ошибку. Люди к ним не вернутся: клиентам изначально будет неинтересно, если в прачечной машинка, как дома. Нашим франчайзи мы даем оборудование в аренду или продаем машинки, на которых уже поездили.

Профессиональные машинки стоят два миллиона рублей из-за качества и долговечности. Срок службы профессионального оборудования — тридцать тысяч циклов стирки, а хорошего бытового — только две тысячи циклов
Это наша автоматическая система подачи жидкой химии: моющие средства подаются в 10-15 машин централизованно в соответствии с выбранной программой стирки

Сделать белье чистым можно разными способами: прокипятить на ста градусах или поместить в среду тяжелой химии. Прачечные — не химчистка и не домашний вариант, мы предлагаем другой формат стирки. Температура воды в наших машинках — 60 градусов, моющие средства впрыскиваются в барабан во время цикла стирки. Не используем агрессивную химию, поэтому ткань не изнашивается.

Раньше администратор сто пятьдесят раз в день подходил к машинкам, чтобы засыпать порошок, кондиционер и пятновыводитель. Чтобы освободить администратору руки, мы внедрили систему подачи жидкой химии: моющие средства из контейнеров самостоятельно попадают в барабаны машинок по шлангам. Рынок не смог предложить нам готовый вариант, поэтому систему придумали сами — планируем довести ее до ума и продавать технологию на сторону.

«После вашей стирки вещь пятнами пошла»

К нам приходят люди, которые живут по соседству. О прачечной узнают из флаеров в почтовом ящике, замечают яркие вывески и банеры. В первый раз приходят постирать пуховик по акции, узнают, что мы гладим пододеяльники на катке за двадцать рублей и приносят постельное белье — так прачечная обрастает постоянными клиентами.

Часто первые клиенты приходят с флаерами на скидку — акции устраиваем, когда открывается новая прачечная

Администраторов прачечных обучаем технологиям стирки, чтобы консультировали клиентов. Производители одежды не всегда дают верную информацию об уходе: стирать только руками, машинная стирка не подойдет. Мы такую одежду принимаем — наши машинки вещи не испортят. Пуховики с натуральным мехом стирать нельзя, если человек настаивает, администратор говорит: «Под вашу ответственность» и просит клиента написать расписку.

Китайский производитель выпустил на рынок недорогую, но некачественную партию пуховиков: для наполнения использовали пух не водоплавающей птицы, а обычной. Пух при нагреве выделил вещества, и вещь стала пупырчатой. Клиенты говорили: «Смотрите, пятнами вещь пошла после стирки». Это брак производителя, но проявился только после сушки, поэтому негатив достался нам.

Форс-мажоры с клиентами решаются в чате: управляющие проинструктировали администраторов, чтобы не принимали пуховики этого производителя. Если брак происходит по нашей вине — выплачиваем компенсацию.

Пятна бывают разные, бывает, что пятно разрушило структуру ткани и сделать ничего нельзя. Мы не можем давать 100% гарантии, что отстираем пятно. Но с каждым клиентом мы пытаемся найти общий язык

Нормы для прачечных обновляли в 1993 году

В начале двухтысячных открыть прачечную в университете было просто: проректор назначал цену аренды и выдавал ключи. В 2020 году нужно разрешение министерства образования. Получить разрешение трудно из-за бюрократии.

Без разрешения университеты работать боятся, но в изолированных студгородках негде стирать одежду. Иногда мы открываемся без согласования с министерством образования, заключаем договор аренды с университетом. Приходят проверки — показываем бумаги, что процесс идет. Иногда бумаг не хватает и работу приостанавливают, но чаще нет. Исполнительные органы понимают, что система несовершенна, и закрывают глаза на нарушения.

Прачечные — социально полезный бизнес. В 2016 году мы совместно с благотворительным фондом «Ночлежка» открыли бесплатную прачечную для бездомных

В нормативных документах, которые регулируют работу прачечных, не учитываются современные материалы и оборудование. Последний раз документы обновляли в 1993 году. Для сферы общепита нормы обновляются чаще, потому что ресторанов много, а прачечных нет.

Бизнес должен самостоятельно выстраивать диалог с властью. Для прачечных устарели нормы про размеры помещений, используемые материалы — составляем обращение в Роспотребнадзор о замене этих норм.

Когда решаешь проблему клиента, бизнес растет

За пятнадцать лет работы бизнес вырос: мы не только стираем одежду студентам, но и гладим постельное белье и костюмы, доставляем вещи на дом, приводим в порядок обувь. Хороший продукт появляется, когда решаешь конкретную проблему.

Мы отказывали людям в стирке старых бабушкиных подушек: перья разлетались по барабану и портили оборудование. Клиенты всё равно приносили подушки, и мы придумали, как очищать наперники сухим способом.

Сухая чистка подушек избавляет от перьевых клещей. Услуга стоит 500 рублей

Человек приносит в стирку кеды — сделать их чистыми в барабане машинки нельзя. Мы увидели потребность и запустили сервис по чистке обуви на базе наших прачечных. Почистить обувь клиенту удобно: вместе с очередной стиркой захватил пару грязных ботинок, а через пару дней забрал обновленную пару

В группе Вконтакте можно прислать фотографии и получить бесплатную консультацию, сколько будет стоить привести в порядок обувь. Чистка стоит от 600 рублей

Иногда нужно привести в порядок одежду из шелка или шерсти или почистить шубу из натурального меха — это хлеб химчисток. Во Франции, Германии и Италии химчистки запрещены, потому что они вредны для экологии и сотрудников: для чистки используют тяжелую химию, которую сливают в водосток. В России запретов на химчистки нет, но мы связываться с тяжелой химией не хотели.

Вместо химчистки запустили в Петербурге аквачистку — отходы от аквачистки безопасны, их можно сливать в водосток с меньшим вредом для экологии и сотрудников. Процесс похож на химчистку: ткань помещается в барабан, но обрабатывается не в среде тяжелой химии, а в воде с реагентами. Аквачистка дороже химчистки, но безопасность того стоит.

Мне интересно делать бизнес в России, даже когда я сталкиваюсь с несовершенством законодательства или постоянными проверками. Приятно быть первым и вдохновлять последователей.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
11 мин
Интервью «Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
28 февраля
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
19808
3
Свежак

Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать

Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
268
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.