На сайт банка

Партия футболок с логотипом бренда сейчас обойдется в сумму от 50 тыс. руб. — сравнимо со стоимостью средней кампании в рекламном кабинете или небольшого корпоратива. В статье вместе с экспертом разбираемся, стоит ли бизнесу вкладываться в создание мерча или потратить деньги на что-то другое.

Что такое мерч и зачем он нужен

Мерч — это брендированные вещи, полезные в быту: одежда с логотипами, канцелярские товары с названиями компаний, посуда в фирменных цветах. Люди используют мерч постоянно, не всегда замечая на нем изображения и слова.

Бизнес может извлечь из этого выгоду. Вот несколько примеров, как может быть полезен мерч.

Делает компанию знакомой

Чем чаще покупатель видит символику бренда, тем привычнее она становится. То, что привычно, кажется безопасным, может вызывать доверие. А значит, увеличивает вероятность продажи.

Пример

Один из символов Эрмитажа — коты. Они официально содержатся на территории Зимнего дворца со времен его постройки. В музейном магазине продаются футболки, тетради, магниты с изображениями котов. Они вызывают улыбку и напоминают покупателям о посещении музея.

Недорогие наклейки могут позволить себе многие — значит, их скорее купят и распространят символ музея (фото с сайта Эрмитажа)

Улучшает сервис в заведении

В общепите, магазинах, мастерских персонал часто одет в брендированную форму. Это не только требование гигиены, но и забота о клиентах: сразу понятно, к кому обратиться с вопросом.

Пример

В японских ресторанах «Две палочки» официанты носили футболки в цветах сети с запоминающимися фразами. «Видеть вас одно удовольствие, а не видеть — другое», «Не ждите чуда, чудите сами», «Сколько гостя ни корми, он все равно напьется». Форма делала работников заметными и развлекала гостей, пока они ждали заказ.

Фразы на футболках официанты выбирали самостоятельно, под каждой стояла подпись — так клиенты могли запомнить имя (фото с сайта Restoclub)

Мотивирует сотрудников

Мерч объединяет команду и может служить наградой за работу. Подходит, чтобы мотивировать персонал на результат. Так компания снижает текучку кадров и создает другие рычаги влияния на лояльность, кроме зарплаты.

Пример

В IT-компании работает система поощрения персонала: за проведение технических интервью, выступления на конференциях, публикации кейсов разработчики получают баллы. Баллы можно обменять на одежду, гаджеты, приставку. У сотрудников есть стимул для дополнительных активностей.

Подарочный набор IT-компании Propeller Ads на ее десятилетие дает сотрудникам почувствовать гордость от работы (фото с сайта «Мохито»)

Привлекает новых клиентов

Предприниматели из разных сфер могут создавать мерч вместе и рекламировать друг друга своей аудитории. Кроме увеличения узнаваемости, получится разделить бюджет на создание товаров и сэкономить.

Пример

Онлайн-сервис психотерапии Alter совместно с сетью кофеен «Буше» выпустил колоду карт с заданиями на каждый день, которые дарят радость. Колоду можно купить в кофейнях или заказать в магазине сервиса психотерапии.

На каждой карточке есть несложное задание: «Нарисуйте картинку со всей семьей, как в детстве, и повесьте ее на холодильник» (фото с сайта «Буше»).

Приносит бизнесу дополнительные деньги

Если вещь сделана качественно и приносит пользу или на ней принт известного дизайнера — ее скорее всего купят.

Пример

Пространство «Новая Голландия» продает уникальный мерч, который больше нигде не купить: плотные яркие дождевики, резиновые сапоги, свитшоты с фирменным силуэтом чайки защищают от петербургского ветра и поднимают настроение.

В магазине можно купить морскую непромокаемую панаму, которую не унесет ветром. Правда, часто мерч распродан (фото с сайта «Новой Голландии»).
Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Как создать продающий мерч

Рассказываем о стандартном процессе создания брендированных вещей и разбираем ошибки.

Выбрать ассортимент

Первым делом определяют объекты для дизайна. Вот три критерия подходящего мерча.

  1. Ассоциация с бизнесом. Когда предмет напоминает о компании не только логотипом и дизайном, но и назначением, бренд лучше запоминается. Пивной бар может выпустить кружки, сервис тренировок — коврики для йоги, IT-компания — пауэрбанки.
  2. Высокое качество. Если сэкономить на материале, есть риск зря потратить деньги. Футболку из дешевого хлопка наденут максимум на дачу, но не на выход. Чтобы вещь использовали, она должна быть добротной.
  3. Ограниченное количество. Стоит сделать маленькую партию товара для теста. На первый раз достаточно купить до 30 штук.

«Скупой платит дважды. Лучше сразу заказать толстовки или футболки с вышивкой, чем принты на хлопок. В моменте это получится дороже, зато такое брендирование прослужит в два-три раза дольше».

Кирилл Рогалев,
владелец компании «ЯМАЙКА»

Ошибка

Успех

Выбирать самые дешевые материалы

Сделать меньше, но выбрать самое качественное

Закупить много разных образцов

Вложиться в один-два образца

Если логотип выполнен вышивкой, а не печатью, он прослужит в два-три раза дольше (фото из архивов компании «ЯМАЙКА»)

Разработать макет изображения

Для принта подойдут логотип, надпись, картинка, символ, фотография, цитата. Лучше разрабатывать их так.

  1. По правилам дизайна. Изображение на макете учитывает законы графики: размер и цвет шрифта, интерлиньяж, расположение элементов. Нарушая правила бездумно, вы вряд ли сможете создать стильный мерч.
  2. Без явной рекламы. Лучше, чтобы изображение косвенно передавало дух компании. Не все готовы носить куртки с огромным названием бренда на спине.
  3. Просто. Часто в макет хочется добавить как можно больше всего. Из-за этого посыл дизайна не считывается и пропадает ассоциация с компанией. Макет лучше упрощать.

Ошибка

Успех

Создавать макет без учета правил типографики, сочетания цветов и материалов

Заказывать макет у профессионала или оплатить консультацию и правки

Делать дизайн «в лоб» — печатать крупное название компании и логотип

Не акцентировать внимание на бренде, найти косвенную ассоциацию

Перегружать дизайн лишними смыслами и деталями

Упрощать дизайн до лаконичного символа или слова

«Важное правило, о котором зачастую забывают дизайнеры и клиенты: иллюстрация может отлично смотреться в виде плаката или открытки, но совершенно не подходить для размещения на текстиле. Принт в виде прямоугольника с полной заливкой в 99% случаев не только плохо выглядит на ткани, но и не очень приятен на ощупь и во время носки. Поэтому стоит адаптировать изображения специально под носитель.»

Кирилл Рогалев,
владелец компании «ЯМАЙКА»
Слева — пример не адаптированного под футболку принта с краями, справа — адаптированного. Вариант справа выглядит аккуратнее

Выбрать типографию

Следующий шаг — найти исполнителя, который сможет перенести изображение на носители. Вот несколько советов по выбору.

  1. Подходящий тип печати. Изображение на предмет можно нанести несколькими способами: прямой печатью, DTF, сублимацией, шелкографией, гравировкой, тиснением. Важно уточнить, какие способы доступны в типографии.
  2. Качество. Типография может использовать самые дешевые краски, переносить изображение без учета объема предмета. Стоит почитать отзывы и посмотреть примеры работ.
  3. Объем заказа. Некоторые крупные предприятия берутся только за крупные заказы — от 1000 единиц. Такая партию может быть не нужна и нерентабельна.
  4. Дополнительные услуги. Некоторые типографии бесплатно упаковывают и доставляют мерч, некоторые берут за это деньги.

Ошибка

Успех

Переплатить студии за самую простую прямую печать

Найти студию, которая сделает подходящую качественную печать за разумные деньги

Заказать партию не глядя

Вложить небольшой бюджет в тестовый образец перед заказом партии

Так выглядит аппарат для шелкографии, он доступен не везде. Принты, напечатанные этим способом, получаются ярче и служат дольше (фото из архивов компании «ЯМАЙКА»)

Рассчитать затраты

Перед заказом нужно прикинуть, сколько будет стоить партия готового мерча. Для этого учесть все статьи расходов:

  • стоимость изделий;
  • стоимость печати;
  • упаковка;
  • доставка.

Сделать партию

Далее останется напечатать партию и запускать ее в работу. Важно учесть, как изделием будут пользоваться. Если после пары стирок с футболки сотрется изображение, владелец расстроится. Это не на пользу имиджу компании.

Ошибка

Успех

Не учитывать свойства предмета, на который будет нанесено изображение

Подбирать печать с оглядкой на материалы и объем предмета

Заказать большую партию, но с самым дешевым видом печати

Лучше сэкономить на количестве, но не на качестве

Примеры хорошего мерча

В 2024 году компании часто сотрудничают с дизайнерами и независимыми художниками, чтобы создавать уникальный мерч, которого больше ни у кого нет. Вот подборка для вдохновения.

Fitstars

Сервис онлайн-тренировок сделал набор инструментов для фитнеса — коврик, напульсники, резинки. Дизайн — самый простой, но вещи высокого качества и функциональные.

Фитнес-набор продается вместе с годовой подпиской, а также как отдельный товар и приносит доход компании (фото с сайта Fitstars).

Chop-Chop

Сеть барбершопов предлагает клиентам купить сделанную на французской фабрике роговую расческу в кожаном чехле. Такой мерч может стать хорошим подарком.

Аксессуар передает дух бренда, при этом он создан для того, чтобы носить его с собой (фото с сайта Chop-Chop)

«Самокат»

К Новому году компания выпустила в продажу наборы стикеров для одежды, напоминающих о праздничной еде на столе. Стикеры крепятся к толстовке на липучки — их легко снять или заменить.

Набор стикеров одновременно создает новогоднее настроение и напоминает о компании (фото с сайта PINQ)

Короче

Отвечая на вопрос о том, что выгоднее для бизнеса — вкладываться в создание мерча или во что-то другое, нужно отталкиваться от размеров дела. Если обороты пока небольшие, лучше привлекать клиентов через SMM, таргет и обычную рекламу. Если у бизнеса уже появился бренд и имя, можно вложиться в брендированные вещи.

По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!

Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам

Узнать
Еще какие-то статьи
Все отрасли Трудовой спор
Трудовой спор
24 мая
16 мин
Рынок «Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени
«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени
Какие условия нужны для выращивания, где купить качественные семена и сколько можно заработать
13 мая
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме

Свежие статьи:

Топчик
Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась
История

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась

История про неудачный опыт, чтобы сделать выводы
Как мошенники обманывают предпринимателей: 8 популярных способов
Советы

Как мошенники обманывают предпринимателей: 8 популярных способов

Разбираем мошеннические схемы и даем советы, как защититься
«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени
Рынок

«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени

Какие условия нужны для выращивания, где купить качественные семена и сколько можно заработать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Рынок

Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать

Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась
История

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась

История про неудачный опыт, чтобы сделать выводы

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.