На сайт банка

Наш герой Николай Сфотостока продает редкие модели обогревателей для частных домов. У него эксклюзивные контракты с лучшими европейскими брендами и интернет-магазин с доставкой по России. Он точно знает, что успех бизнеса не зависит от уровня клиентского сервиса, и даже наоборот: если не давать клиентам чувствовать себя главными, бизнес будет приносить больше денег.

Эксперт — Николай Сфотостока, владелец интернет-магазина обогревателей и противник клиентского сервиса. Записалa Светлана Дучак, редактор.

Я — монополист

У меня интернет-магазин с обогревателями и тепловыми пушками для частных домов. Я монополист — заключил контракты на эксклюзивные поставки с лучшими европейскими брендами. Некоторые пушки и обогреватели можно купить только у меня.

Работаю по всей России: есть курьерская доставка по Москве и доставка в пункты самовывоза в 1117 городах страны.

Чтобы добиться эксклюзивных контрактов, наладить поставки, столь обширную сеть доставки и сделать лучший сервис для клиентов, я много работал. Первые пять лет — по 12 часов в день без выходных и отпуска. Приходилось пропускать утренники дочери в детском саду и игнорировать потребности жены в общении и любви. Но потом я забил на клиентский сервис и начал жить нормально.

Тратил на клиентов по 50 000 ₽ в месяц

До 2019 года я топил за клиентский сервис. Считал, что главное в бизнесе — довольные и счастливые клиенты. Каждый день лично общался с клиентами, помогал с выбором, в срочном порядке заказывал нужные позиции в Европе: приходилось дергать поставщиков, напоминать о себе, тратиться на международный роуминг.

Каждому клиенту рассылал письма и смс с информацией о движении заказа: заказ получен, поступил на склад, отправлен в ваш город, заказ прибыл, оцените качество заказа. И периодически еще звонил, чтобы понять, всё ли понравилось и что можно улучшить.

Если у клиентов было малейшее недовольство, я отправлял подарки, например термокружки или пледы, и пытался перестроить процессы в компании.

В итоге я жил на работе, постоянно стрессовал, а по вечерам выглядел так:

За кадром — алкоголь, вредная еда и бессмысленный сериал

К тому же тратил на счастье клиентов немало денег:

Расход
Сумма в месяц

Смс-уведомления

5000 ₽

Подарки недовольным

30 000 ₽

Оплата работы оператора за обзвоны с оценкой качества

10 000 ₽

Международный роуминг для заказа нужных моделей из Европы

5000 ₽

В январе 2020 года я выгорел: лежал на кровати, ел пиццу, пил пиво и пересматривал «Секс в большом городе». От одной мысли о работе меня начинало тошнить, а отношения с женой совсем разладились.

Жена пыталась меня поддерживать, но чаще всего я срывался на ней, потому что высказать всё недовольство клиентам мне не позволяли внутренние запреты

После двух недель лежания понял, что мой подход к клиентам, может, и делает их довольными, но убивает меня, и нужно что-то менять.

Клиенты будут недовольны всегда и всем

В момент выгорания я сел и начал записывать свои мысли, среди них были такие:

  • клиенты будут недовольны всегда и всем;
  • невозможно угодить каждому;
  • я не для того пахал, чтобы ублажать клиентов;
  • задача бизнеса — приносить мне деньги, а не дарить счастье незнакомцам, я не Ферреро-роше в конце концов;
  • я вообще-то монополист, и, если кому-то что-то не нравится, могут сидеть без обогревателя или заказать китайский ширпотреб;
  • мой бизнес — мои правила;
  • не для того я ушел из найма, чтобы слушать крики недовольных мужиков.

С 2020 года я решил работать для себя, а не для клиентов: сократил расходы, перестал слать смс и стал бросать трубку, если клиент недоволен.

Сократил расходы на клиентский сервис. Я перестал дарить подарки, звонить для оценки качества и суетиться, чтобы заказать нужную модель обогревателя в Европе. Что есть в наличии — выбирайте; чего нет, того нет.

Иногда устраиваю акции, но не для счастья клиентов, а чтобы больше и быстрее заработать. С этого момента прибыль компании выросла на 30%, а я бросил бухать и наладил отношения с женой и дочкой.

Прибыль компании выросла на 30%, а я бросил бухать и наладил отношения с женой и дочкой

Перестал слать смс с информацией о заказе. Когда я слал смс, люди всё равно звонили и спрашивали, где их заказ. Поэтому я решил не тратиться на смс: кому надо, сами позвонят и всё спросят.

Чтобы не нагружать оператора, подключил автоответчик: человек вводит номер заказа, а бот ему отвечает, что с этим заказом происходит. В итоге вместо 5000 рублей на смски трачу 1000 рублей на автоответчик. И сплю спокойнее.

Бросаю трубку, если клиент недоволен. Я по прежнему иногда отвечаю на звонки, но, если клиент недоволен, начинает возмущаться или орать, просто кладу трубку: мне мои нервы дороже, чем удовлетворенность какого-то неизвестного скандалиста.

При этом заметил, что людей это дрессирует: те, кто звонил поорать с пеной у рта, перезванивают и общаются вежливо, после того, как я бросаю трубку. Выбора-то у них нет: нужные обогреватели можно купить только у меня. А те, кто отваливаются, мне и не нужны. Лучше я потрачу время на поиск новых поставщиков, анализ продаж или заполнение налоговой декларации.

Мне вообще стало лень ввязываться в какие-то разборки. Бывает, клиент звонит и спрашивает, почему на сайте товар в наличии, но на самом деле нет, я говорю: «Потому что» — и кладу трубку. И так жить хорошо стало, вы не представляете.

Я думаю, что клиентский сервис — это социальный конструкт, который придумали клиенты, чтобы получать плюшки компаний и садиться на шею. Если все компании уйдут от этой модели, клиенты никуда не денутся: у них не будет выбора, а бизнес начнет приносить больше денег.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.