Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Объявляю вас оператором персональных данных
Статья обновлена 17 июня 2022 года.
В июле 2021 года изменились правила проверок операторов персональных данных.
Если компания собирает персональные данные клиентов через сайт онлайн или отправляет данные сотрудников в банк для зарплатного проекта, она должна подать уведомление в Роскомнадзор и зарегистрироваться как оператор персональных данных. Но иногда компании думают, что лучше не привлекать внимания ведомства и не подавать уведомление. Они ведь и раньше собирали данные, а уведомление подают только сейчас. Точно через какое-то время придет проверка, и придется платить штраф.
Отсиживаться рискованнее, чем подать уведомление. Об этом рассказывает эксперт по персональным данным Максим Лагутин.
Кто относится к операторам персональных данных
152-ФЗ закон «О персональных данных на сайте Консультанта»
Оператор персональных данных — компании и физлица, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные. Например, собирают электронные адреса для рассылки или просят покупателей отправить имя и телефон для заказа в интернет-магазине. Дословно в законе так:
Персональные данные — это любые данные о человеке, по которым можно определить его личность. Например:
При этом ни в одном законе нет точного списка, что считается персональными данными. Дело в том, что в разных ситуациях одни и те же данные могут быть или не быть персональной информацией.
Ник, ФИО и любая другая информация без дополнительных данных не считаются персональными данными, если по ним нельзя определить конкретного человека.
На листочке в кафе написано «Иванов Иван Иванович» — это не персональные данные. Для регистрации на сайте вы оставляете свою электронную почту — это уже будет считаться персональными данными.
С геопозицией и куками (файлы cookies — многие сайты просят у вас согласие на сохранение куки, чтобы вы могли пользоваться ими дальше) ситуация спорная. Формально сами по себе они не считаются персональными данными. Например, только по геопозиции трудно определить, кто находится в этой точке. В реальности Роскомнадзор в 2016—2017 годах разработал рекомендации по обработке этих данных и начал проводить проверки.
«МГТС» продавала данные своих клиентов другим компаниям:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
По сути, это были куки — данные о том, какие страницы посещают клиенты. По этим данным компании показывали клиентам нужную рекламу. Согласия от клиентов у «МГТС» на обработку данных не было. Компания думала, что куки не считаются персональными данными, поэтому согласие на них не нужно.
Суд с компанией не согласился и назначил штраф 30 000 рублей.
Судебное решение
Мы рекомендуем перестраховываться и считать куки и геопозицию персональными данными. Особенно если компания вместе с этими данными получает другую личную информацию о клиентах, например, имя, телефон, электронную почту.
Роскомнадзор считает, что компания становится оператором персональных данных в тот момент, когда начинает обрабатывать данные. Подала компания уведомление об этом или нет — роли не играет. Как только один человек заполнил форму обратной связи на сайте — компания стала оператором персональных данных. Такой же позиции придерживаются суды.
Данные из социальных сетей
152-ФЗ «О персональных данных» на сайте Консультанта
По закону компания не должна подавать уведомление в Роскомнадзор, если использует общедоступные данные. Например, если берет телефон и имя человека из телефонного справочника. Справочник уже получил согласие от человека разместить данные о нем, поэтому второй раз спрашивать не надо.
Оферта ВКонтакте с пользователями
Номинально информацию с открытых страниц в социальных сетях можно считать общедоступной. Казалось бы, гражданин зарегистрировался в соцсети, сам открыл доступ к своим имени и телефону. Значит, данные можно брать. В оферте с пользователями ВКонтакте есть пункт о том, что данные могут быть доступны другим пользователям интернета:
В реальности мало кто читает оферту. Поэтому Роскомнадзор говорит, что данные из соцсетей можно обрабатывать, если человек дал на это согласие.
В 2017 году ВКонтакте подал в суд на компанию Double Data и «Национальное бюро кредитных историй». Они брали информацию из открытых профилей пользователей, оценивали их кредитную историю и продавали информацию банкам.
Социальная сеть просила взыскать с компаний по одному рублю. «ВКонтакте» выиграл суд.
Судебное дело
Получается, данные в соцсетях не считаются общедоступными. Нельзя просто взять телефоны пользователей и начать им продавать пылесосы-роботы. В этом деле соцсеть хотела обратить внимание на проблему, поэтому иск был на рубль. Но в другом деле пользователь может подать в суд на компанию на миллион или два.
Наш совет в этом отношении — получать от клиентов разрешение, чтобы использовать открытые данные из социальных сетей. Например, при регистрации в интернет-магазине с данными ВКонтакте можно показывать такое сообщение:
«Для регистрации мы будем использовать открытые данные с вашей страницы ВКонтакте: имя, электронную почту, телефон. Если согласны с этим, нажмите на кнопку "Далее"».
Если пользователь согласится, то претензий к компании не будет.
Когда уведомление не нужно
По закону есть исключения, когда компания обрабатывает данные, но не становится оператором персональных данных:
ч. 2 ст. 22 ФЗ «О персональных данных»
Если бухгалтер хочет передать данные сотрудника в банк для зарплатного проекта, компания становится оператором персональных данных и должна получить согласие сотрудника.
Какие персональные данные и в каком порядке может запросить компания у работника
Получается, обрабатывают персональные данные практически все компании, поэтому им нужно подать уведомление в Роскомнадзор, но есть некоторые исключения.
Проверка Роскомнадзора
Мы знаем компании, которые обрабатывают персональные данные и боятся подавать уведомление. Они думают, что раз раньше обрабатывали данные без необходимого уведомления, то нарушали закон и получат штраф. Они и правда нарушали российское законодательство, но это не значит, что Роскомнадзор сразу придет с проверкой.
Реестр операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора
В реестре Роскомнадзора 439 тыс. компаний, и цифра постоянно растет:
Проверить все компании из списка Роскомнадзор не может. Проверки чаще всего приходят к компаниям, которые пытаются затаиться и не подают уведомление или на которые часто поступают жалобы от пользователей о нарушениях.
Проверка приходит не сразу. Сначала Роскомнадзор присылает письмо с просьбой объяснить, почему компания собирает данные и не регистрируется как оператор. Не ответить на такое письмо — повод для проверки. Роскомнадзор на Дне открытых дверей в 2021 году уточнил, что большинство нарушений компании устраняют в срок и в итоге не привлекаются к административной ответственности.
Сотрудники ведомства могут заметить сайт компании в интернете, проверить всех продавцов электроники или выбрать какой-то иной способ. Был случай, когда в Астрахани оштрафовали все компании на букву «А», которые обрабатывали персональные данные и не подали уведомление.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Роскомнадзор чаще всего обращает внимание на компании, которые используют персональные данные для:
Все компании Роскомнадзор делит по степени риска от низкого до высокого. Для компаний с высоким риском профилактические проверки проводятся каждые 2 года, с умеренным риском — каждые 3 года, со средним — каждые 4, с умеренным — каждые 6, а для компаний с низким риском регулярные проверки не проводятся.
К компаниям с высоким риском относятся те, которые обрабатывают биометрические данные, передают данные за границу или хранят их на иностранном сервере. В категорию компаний с умеренным риском попадают те, которые обрабатывают данные для целей, отличных от заявленных, хранят данные более 20 000 человек и собирают данные с помощью иностранных сервисов.
Если Роскомнадзор заметит какие-то нарушения в области персональных данных, то он может вынести предостережение, а если ничего не поменяется, то компания рискует получить штраф.
Штрафы за нарушение закона о персональных данных в КоАП РФ на сайте Консультанта
Поэтому мы рекомендуем подать уведомление в Роскомнадзор всем компаниям, у которых есть сайт с формой регистрации или подпиской на рассылку. Штраф за обработку персональных данных без письменного согласия — от 6000 до 150 000 руб. Дополнительно к этому Роскомнадзор может заблокировать сайт или приостановить деятельность компании, но это редкие меры.
Если Роскомнадзор придет с проверкой, он может обнаружить, что компания неправильно обрабатывает персональные данные, штраф может быть до 80 000 руб.
Какие ожидаются изменения
В апреле 2022 года был внесен законопроект, который может заметно ограничить возможности компаний по передаче и использованию персональных данных. Сейчас он проходит рассмотрение во втором чтении.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Короче
Что относится к персональным данным:
электронная почта;
телефон,
имя и фамилия;
дата рождения;
адрес;
ссылка на сайт;
геопозиция и «куки» вместе с другими данными.
Кому нужно подать уведомление в Роскомнадзор:
всем компаниям, которые собирают, хранят или обрабатывают персональные данные.
30 000 ₽
заплатила компания, потому что без спроса клиентов обрабатывала куки.
Сейчас читают:
Продавцам: рассказываем о Модулькассе
Пожаловаться на банк
Заранее узнать о выездной проверке
Продавцам: рассказываем о Модулькассе
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.