На сайт банка

Однажды я провалила работу. Студия дизайна пригласила меня подготовить рассказ об их работе: они спланировали интерьер ресторана, а я должна была написать об этом текст и сверстать страницу на сайте. Задача была интересной, и я взялась. Я планировала закончить работу за три недели и уехать в путешествие.

Прошло три недели, но проект не закончился. Я поехала в путешествие с ноутбуком. В путешествии я вставала пораньше, работала над проектом и созванивалась с клиентом, но это не помогло. Я вернулась, мы с клиентом помучились еще две недели, поняли, что не подходим друг другу, и разошлись. Я не получила денег, а клиент — результата. В этой истории виновата я, потому что я не разобралась в задаче.

Записалa Людмила Сарычева, издатель Дела.

Взять в работу != разобраться

Взять задачу в работу и разобраться в ней — разные вещи. В идеале работа должна проходить так:

Выглядит просто и идеально, но так не бывает. В реальности всё происходит так:

Переделки повторяются 4-5 раз, заказчик и исполнитель уже только и мечтают отделаться друг от друга, получают слабый, компромиссный вариант и расходятся.

На самом деле проблема зарождается в самом начале, когда заказчик поручает задачу исполнителю. Заказчик объяснил задачу, и ему всё кажется очевидным, но исполнитель понял задачу по-своему. Это не потому что заказчик плохо объяснил или исполнитель — дурак. Просто у обоих разный опыт, знания по теме и представления о прекрасном.

В головах заказчика и исполнителя не может быть сразу одинаковой картинки, к ней надо прийти. Отлить пять тысяч деталей из свинца — просто и однозначно. Написать статью или запустить сайт — задача более сложная, нужен основательный подход. В этом случае объяснять задачу должен не заказчик исполнителю, а наоборот, исполнитель заказчику.

Не составлять ТЗ

Обычно, чтобы передать задачу в работу, заказчик составляет ТЗ — техзадание. В той истории, когда я провалила проект, тоже было ТЗ. Что-то вроде такого:

Задача. Составить рассказ о работе студии над интерьером ресторана.

Объем — не больше 8000 знаков, изображения должны составлять не меньше 50% от общего объема рассказа.

Стиль письма — рассказ от имени компании, дружелюбный и человечный, без канцеляризмов.

Рассказ должен состоять приветствия и обращения к читателям; описания задач проекта; описания хода работы над проектом с включением сложностей работы; описания результата.

Рассказ исполнитель и заказчик публикуют на сайте компании. Поэтому исполнитель должен заверстать рассказ в системе Вордпресс.

Мы поговорили с клиентом по телефону и я всё поняла. В процессе работы я показала семь версий и каждая отвечала ТЗ. Но ни одной я не смогла согласовать, клиенту не нравились формулировки, акценты, примеры и логика. Зато при первом обсуждении мы прекрасно друг друга поняли, посмеялись над конкурентами и решили сделать лучше. Но не вышло, оказалось, картинки результата у нас были разными:

Проблема в том, что ТЗ описывает формальные характеристики работы, но в работе еще сто подробностей, которые исполнитель должен выяснить.

Теперь я знаю способ договориться об этих подробностях — задать вопросы и составить понимание задачи.

Отвечать на вопросы

Если заказчик сам описывает задачу для исполнителя, исполнитель — это просто руки: заказчик сам придумал решение и поручает его выполнить. А для результата нужен мозг с опытом и навыками. Задача мозга — разобраться, какую проблему пытается исправить закачик, и разработать решение. Так действуют сильные специалисты.

Допустим, заказчик хочет рассказать о своем проекте, чтобы укрепить репутацию. Недостаток репутации — это проблема, рассказ о проекте — решение. Но восполнить недостаток репутации можно десятком способов: выступить на конференции, участвовать в отраслевой выставке, опубликовать руководство по дизайну интерьера, открыть обучающие курсы.

О «работе, которую нужно проделать». Проблема клиента — и есть такая работа.

Клиенту кажется, что рассказ на сайте укрепит репутацию, а на самом деле, это не сработает, нужно что-то другое. Но клиент не поймет этого без специалиста, поэтому специалист разбирается в проблеме и придумывает решение. Или выясняет, сможет ли он помочь. Цепочка получится такой:

Иногда ко мне обращаются клиенты, чтобы запустить полезную клиентскую рассылку, вести корпоративный блог или написать цикл статей для сторонних площадок. В 9 из 10 случаев оказывается, что это не нужно, решение проще: вместо рассылки нужна группа во Вконтакте, вместо цикла статей — инструкция для клиентов. Но чтобы это выяснить, я должна созвониться с клиентом и задать вопросы.

Обязательные вопросы к клиенту

Дизайн-бюро Артема Горбунова составило список вопросов для потенциальных клиентов. Если бы я была такой умной, когда работала над тем провальным проектом, я бы задала такие вопросы:

О компании. Чем занимается компания? Что вы любите делать больше всего и что лучше всего получается? Как клиенты о вас узнают? Кто ваши клиенты? За чем клиенты обращаются чаще всего? За чем вы хотите, чтобы клиенты обращались? Кто ваши конкуренты? Чем вы сильнее конкурентов? Что вы хотите, чтобы клиенты о вас думали? Какие у компании цели на ближайшее время?

Задаче. Почему возникла задача рассказать о проекте? Как раньше с ней справлялись? Как она согласуется с целями компаниями? В какие сроки вы хотите уложиться и почему именно такие? Кто должен увидеть страницу с рассказом о проекте? Почему вы хотите рассказ именно в виде страницы на сайте?

Ожидаемом результате. Что вы хотите получить в результате? Какие примеры подобных задач вам нравятся? Какие примеры не нравятся? Что вы будете считать успехом проекта? Какое впечатление она должна производить? Почему вам кажется, что я подхожу на эту работу?

Ходе работы. Кто согласовывает конечный результат? Чье мнение важно учесть и почему? Кто может помочь с технической стороной? Какие могут появиться сложности?

Вопросы о компании помогают разобраться в бизнесе клиента, мыслить глобально и держать фокус на целях: зачем меня наняли, какую пользу должна принести задача. Вопросы о задаче, результате и ходе работы выстраивают ожидания и помогают разработать план.

Составить понимание задачи

Чтобы прийти к общей картинке, исполнитель описывает всё, что обсудил с клиентом: в чем задача, какую пользу она должна принести, как ее решать. Документ, в котором всё это будет — понимание задачи.

Если я пишу понимание задачи к большой работе, оно состоит из пяти частей:

Исходные данные. Краткое описание компании и ее целей.

Проблема. Что мы хотим решить с помощью задачи.

Решение. Что нужно сделать, чтобы решить проблему. В каком виде клиент получит эту работу.

План. Кто, что, в какие сроки делает по неделям и дням.

Гипотеза. Какой результат, предположительно, принесет решение. Как мы сможем его проверить.

В моем случае с дизайнерами интерьеров понимание могло выглядеть так:

Исходные данные. Компания «Интерьер и декор» занимается дизайном интерьеров: составляет план помещений, продумывает стиль, разрабатывает интерьер, подбирает материалы и контролирует ход работы до конечного результата.

Клиенты — кафе, рестораны, бары. Четвертая часть клиентов приходит через сайт.

Проблема. У компании много работ в портфолио, но их нет на сайте. Поэтому клиентам трудно принять решение о сотрудничестве, они не видят, что компания умеет.

Решение. Подготовить рассказ о работе компании над интерьером ресторана «Кувшин». Снабдить рассказ фотографиями интерьера и деталей, рассказать о сложностях работы, подробно представить ход решения.

Итоговый результат — сверстанная страница на сайте компании.

План. Работа над рассказом занимает три недели. Первая неделя — подготовка и согласование черновика с текстом. Вторая неделя — подбор фотографий. Верстка чернового текста на сайте. Третья неделя — подготовка и согласование чистового текста с фотографиями. Публикация.

Гипотеза. Клиент и исполнитель предполагают, что рассказ о проекте будет интересен посетителям и поможет принимать решение в пользу работы с компанией. Посетители будут задерживаться на странице с рассказом и возвращаться к ней снова.

Этот результат измеряет маркетолог Роман на стороне клиента. Инструменты оценки — показатели в Яндекс-метрике и Гугл-аналитике через месяц после запуска страницы.

Если гипотеза верна и показатели покажут рост, мы продолжим публиковать рассказы о работе компании.

Это краткая версия понимания задачи, но она отражает суть. Исполнитель составил понимание и теперь показывает его клиенту. Клиент изучает, поправляет фактические ошибки и согласовывает. Так у клиента и исполнителя вырисовывается одна картинка с результатом.

В новых проектах я превращаю понимание задачи в приложение к договору: подписываю его сама и даю подписать клиенту. Понимание задачи — это железно. Оно помогает держать фокус во время работы над проектом и помнить, какую пользу мы хотим получить.

Не подходить формально

Понимание задачи работает везде: в переговорах с подрядчиками, коллегами, деловыми партнерами, родителями и супругами. Это универсальный способ убедиться, что две стороны правильно друг друга поняли.

На проектах с новыми клиентами я всегда составляю понимание задачи, закладываю сроки и потом дергаю клиента, чтобы вовремя согласовать. То же самое я делаю на больших задачах в Модульбанке, если есть риск что-то упустить или тема для меня новая.

Но понимание задачи — это необязательно две страницы с описанием. Иногда это просто подтверждение того, что я всё поняла. Я использую это даже в простых задачах. Вот моя недавняя рабочая переписка в чате:

— Люда, мы выиграли премию «Хрустальная гарнитура», надо короткий текст на сайт.

— Ок. Где это будет на сайте? Какой объем?

— Вот так (присылает макет).

— А что это за премия?

— Соревнуются колл-центры и команды поддержки. Мы выиграли в номинации «Лучшая работа с жалобами и претензиями». Хотим подчеркнуть, что хорошо проконсультировать по услугам может кто угодно, а отработать жалобы — только очень классные ребята.

— Поняла. Значит, нужен один абзац с заголовком. В тексте сказать, что мы выиграли премию, и что мы классно работаем с претензиями. К вечеру пришлю.

— Да, договорились.

Я задала три вопроса, сформулировала суть и предупредила о сроках. Это тоже понимание задачи.

Как задавать вопросы и разбираться в задаче — большая тема, в которой много нюансов. Я знаю, что некоторые мои коллеги берут оплату за понимание задачи, потому что это шесть часов работы. И даже если окажется, что исполнитель не может помочь, понимание задачи формулирует видение для клиента: теперь клиент знает потенциальные сложности и направление работы. Но всё равно оплата — это вопрос договоренностей.

Чтобы лучше разобраться в теме и выяснить больше подробностей, почитайте еще несколько источников:

Урок о понимании задачи из продвинутого курса рассылки Главреда. Автор — Максим Ильяхов.

Совет о принципе «Исполнитель понимает задачу» на сайте бюро Горбунова

Рассылка для редакторов «Работа с клиентом». Максим Ильяхов рассказывает, как разбираться в задаче, составлять понимание, вести переговоры и решать конфликты с точки зрения исполнителя. Рассылка платная.

Иногда понимание задачи — это одно предложение

Вдохновил на творчество — Тим Урбан и Вэйт бат вай

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
2 мин
Инструкция Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
2 мая
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
22535
10

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.