На сайт банка

Если компания подписывает договор на грузоперевозки, важно, чтобы к договору шла заявка, а компания знала о сокращенном сроке исковой давности и внешних обстоятельствах.

Эксперт — Елена Чаплыгина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Болдырева.

Для перевозок есть разные договоры

Если компания собирается перевезти груз по железной дороге, у нее есть два пути:

  • заключить договор услуг напрямую с РЖД. В этом случае проблемы возникают редко, потому что работу РЖД регулирует государство, а все тарифы, ответственность и разные нюансы описаны в уставе и договоре. В этом случае перевозчик берет товар и довозит его до места;
  • заключить договор транспортной экспедиции. Этот договор еще называют договором возмездного оказания услуг по предоставлению вагонов. В этом случае между перевозчиком, а это всегда РЖД, и заказчиком есть посредник — экспедитор. Посредник оказывает услуги по доставке груза: договаривается с перевозчиком, сообщает, где груз находится, продумывает выгодные маршруты.

О договоре транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса

Договор транспортной экспедиции предлагает сам экспедитор, но важно знать отдельные юридические моменты, из-за которых потом чаще всего возникают проблемы.

Отсутствуют дополнительные документы

Договор транспортной экспедиции один: его подписывают не на каждую перевозку, а в целом с компанией. Затем к каждому заказу подают заявку.

Образец заявки дает экспедитор, но часто компании-заказчики не заполняют их, а рассуждают так: договор есть, а заявка — это формальность. Если нужно отправить груз, пишут в мессенджере логисту: дайте нам пятьдесят вагонов с третьего до десятое декабря.

По опыту, вагоны могут подать не в тот день: заказчик рассчитывает получить часть вагонов третьего декабря, а получит десятого сразу пятьдесят вагонов.

Чтобы такой ситуации не было, важно составлять заявку, а в ней указывать дату и точное количество вагонов.

Не учитывают внешние обстоятельства

Часто компании требуют, чтобы груз доставили точно в срок. Например, груз нужно отправить пятого декабря, получить пятнадцатого. Если этого не происходит, они возмущаются, требуют наказать ответственного, идут в суд и проигрывают.

Потому что если есть внешние обстоятельства, из-за которых груз задержался, ответственных за это нет. Например, груз задержали на таможне на шесть дней, компания звонит и требует что-то сделать, но ни перевозчик, ни экспедитор не могут повлиять на работу таможни. Конечно, никаких выплат штрафов в пользу заказчика не будет.

Прописывают в договоре возможность зачета

Представим, компания договорилась о доставке груза, внесла оплату, но передумала, а вагоны уже стоят на путях и ждут загрузки. В этот момент компания и экспедитор должны разобраться с деньгами: кому и на каких условиях они переходят.

Экспедиторам не хочется терять деньги, поэтому они стараются включить в договор пункт о зачете. Это значит, что в подобной ситуации экспедитор сможет посчитать штраф так, как хочет, и забрать себе чуть ли не все деньги. А компании придется идти в суд и доказывать незаконное обогащение.

Чтобы такой ситуации не было, лучше исключить из договора пункт о зачете, а в случае отмены перевозки решать вопрос отдельным соглашением.

Не учитывают, по каким документам считаются сроки

Часто компаниям сложно посчитать время простоя, потому что даты в разных документах различаются. Например, у РЖД есть своя автоматизированная система со всеми сведениями о вагонах, номерах, времени и датах.

По факту вагон может прийти не в дату из заявки, а по накладной дата отправления со станции может не совпадать с датой в системе РЖД.

Если вагоны уезжают с задержкой, возникает простой, который нужно оплатить. Но как платить, если непонятно, на сколько точно вагоны задержались? Чтобы такой путаницы не было, в договоре можно указать: простой определяется по данным такого-то сайта или накладных.

Простои могут быть по несколько недель, а штрафы — многомиллионными, поэтому важно посчитать точное количество дней.

Забывают про срок исковой давности

В спорах по железнодорожным перевозкам принят сокращенный срок исковой давности — один год, иногда меньше. Это значит, что если через год компания захочет подать в суд и взыскать деньги, другая сторона сможет выиграть дело, потому что пропущен срок исковой давности.

Стороны об этом знают и могут специально затягивать досудебное решение вопросов: долго отвечать на письма, запрашивать ненужные документы, обещать, что вот-вот разберутся. Если так происходит, нужно не надеяться на мирное решение, а идти в суд, пока есть время.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
115433
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.