На сайт банка

Кастомер девелопмент — это методология, при которой продукт разрабатывается с опорой на мнение клиентов, ее придумал Стив Бланк. Один из инструментов кастомер девелопмента — проблемные интервью, их еще называют кастдев — это когда создатель продукта выясняет: есть ли у потребителей проблема, которую может решить его продукт. Именно такое интервью провел герой этой статьи.

Разработали телеграм-бота для предзаказа еды

Мы планировали делать приложения для предзаказа еды в кафе Москвы. У нас уже был телеграм-бот — в нём можно было выбрать кафе и еду, которую приготовили бы к приходу гостя, например к 13:00. К боту мы подключили несколько точек, где можно было делать заказы.

Акселератор — это площадка, на которой эксперты помогают стартапам создавать продукты, выходить на рынок и зарабатывать

В теории мы должны были зарабатывать на комиссии от заказа: клиент делает заказ, а кафе платит нам процент с него. По такой же схеме, но только с доставкой, работают Яндекс-еда и Деливери-клаб. Кафе мы подключили, а клиентов не было — с такими вводными мы пришли в Заочный акселератор ФРИИ.

Клиентов не было, а именно от них зависела прибыльность проекта. Поэтому в акселераторе нам дали задание провести проблемные интервью с потенциальными клиентами, чтобы понять, нужен ли им такой продукт и каким он должен быть, чтобы клиенты им пользовались.

Опрашивали людей у Москвы-сити, чтобы проверить гипотезу

Задача проблемного интервью — проверить гипотезу на живых людях. Гипотеза у нас была: люди, которые работают в бизнес-центрах, например Москве-сити, в обеденный перерыв тратят много времени на стояние в очередях. Мы предполагали, что эти люди будут делать предзаказ еды, чтобы поесть быстрее, а остальное время тратить на отдых или успевать сделать больше рабочих задач.

Чтобы проверить гипотезу, мы поехали в Москву-сити и опросили людей в кафе и в курилках около зданий. Кому-то говорили, что делаем стартап и нам интересно пообщаться с пользователями, кому-то — что мы студенты социологического факультета и нам дали такое задание. Конверсия была низкой: из пяти человек, к которым мы подходили, пообщаться соглашался один.

Из пяти человек, к которым мы подходили, пообщаться соглашался один

Мы не спрашивали прямо, нужно ли им приложение для предзаказа еды и как сделать его лучше, а задавали вопросы, которые могли бы помочь больше узнать о проблемах потребителей, например:

  • как вы ходите на обед?
  • сколько времени тратите на еду?
  • с кем обычно обедаете?
  • в какой башне Москвы-сити работаете?
  • в какое кафе ходите обедать?
  • пытались ли обедать быстрее?
  • заказывали ли доставку в офис и зачем?

Мы пытались выяснить, есть ли проблема в том, что на очереди в кафе во время обеда уходит много времени. Люди отвечали на вопросы, мы записывали ответы в блокнот и анализировали, как они могли бы отнестись к нашему продукту.

Трекер — это наставник и эксперт, который помогает стартапу развиваться, находить точки роста и фокусироваться на важном

За три неполных рабочих дня мы опросили десять человек и с результатами вернулись в акселератор. Там вместе с трекером поняли, что людям не нужен предзаказ: время обеда для них — это способ переключиться, отдохнуть и пообщаться с коллегами. А очереди за едой — неотъемлемая часть обеденного перерыва.

Проверили вторую гипотезу на эйчарах

Первая гипотеза не подтвердилась, и следующим шагом было найти новую целевую аудиторию для этого же продукта. Мы подумали, что могли бы предложить эйчар-департаментам компаний такой сервис, через который компания оплачивала бы обеды сотрудников: эйчар кладет деньги на счет в нашем сервисе, дает доступ сотрудникам, а те ходят обедать за счет компании в соседние кафе.

Описание целевой аудитории и гипотезы из презентации для акселератора. Трекшн-карта — это путь развития стартапа, шаги, которые должен пройти продукт от идеи до стадии подтверждения масштабируемости продаж

Чтобы проверить гипотезу, нам нужно было опросить эйчаров и узнать:

  • что у компаний с корпоративной культурой и бонуса для сотрудников?
  • оплачивают ли они обеды сотрудникам?
  • как это делают?
  • какие бонусы дают?
  • как начали давать эти бонусы? как оценили эффект для компании?
  • пробовали ли оплачивать питание сотрудникам? как к этому пришли и какой был эффект?

Эйчаров найти сложнее, чем сотрудников бизнес-центров. Мы искали в профессиональных телеграм-чатах для эйчаров: выкладывали пост и предлагали созвониться с нами или встретиться лично. Еще использовали Хедхантер — конверсия была низкой, но это проще, чем найти эйчара на улице.

За неделю мы провели интервью с двадцатью эйчарами разных компаний — это хороший результат для стартапа в би-ту-би-секторе. Наша гипотеза подтвердилась только в одной компании: там сотрудникам оплачивали обеды, но уже решили проблему своей разработкой. А во всех остальных компаниях был соцпакет без питания: о нем эйчары не задумывались либо задумывались, но отмели идею. Так мы поняли, что у компаний тоже нет проблемы, которую мог бы решить наш продукт.

Кастдев нужно было проводить на этапе идеи

После проверки двух гипотез у нас распалась команда: до кастдева мы работали над продуктом полгода и уже были демотивированы. А когда гипотезы не подтверждались, разочаровывались в продукте еще больше, и в итоге бросили его и ушли из акселератора.

Интервью с потребителями — некомфортный процесс. Нужно навязывать себя, это похоже на холодные звонки: приходится сталкиваться с отказами и отнимать у людей время, при этом непонятно, какую ценность мы даем взамен. Когда полгода делаешь продукт и веришь в него, а потом узнаешь от потребителей, что проблемы нет, сложно работать дальше.

По статистике акселератора, чтобы найти работающую гипотезу, нужно проверить десять: девять будут опровергнуты, а десятая подтвердится. Но проверять десять гипотез без энтузиазма и мотивации сложно, поэтому мой вывод банальный: кастдев нужно делать на этапе идеи, когда у команды есть запал и силы, а не через полгода работы над продуктом.

Еще какие-то статьи
 IT Пользователям хотят дать право отзывать согласие на обработку персональных данных онлайн
Пользователям хотят дать право отзывать согласие на обработку персональных данных онлайн
23 апреля
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Вот так история

Семь дел о схемах с ИП и самозанятыми

Одной компании присудили доплатить налоги и штрафы на миллион рублей, потому что она заключала с ИП договоры услуг, а надо было заключать трудовые
25 сентября 2018
33666
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.