На сайт банка

Руководитель агентства емейл-маркетинга рассказал, как его компания участвует в тендерах, почему иногда отказывается и какие странные вещи спрашивают заказчики.

Эксперт — Даниил Силантьев, управляющий партнер емейл-агентства Inbox Marketing. Записалa Светлана Дучак, редактор.

Заказчики приглашают нас в тендеры напрямую

Мы занимаемся емейл-маркетингом: стратегией, дизайном, настройкой и аналитикой рассылок. Почтовые рассылки — это часть интернет-маркетинга, но многие компании заказывают их отдельно от создания сайта, контекстной рекламы или эс-эм-эм, потому что для рассылок нужны свои компетенции.

В государственных и муниципальных тендерах мы не участвуем, поэтому не знаем про поиск, обеспечительные платежи и работу с тендерными площадками. Заказчики приглашают нас в тендеры напрямую.

Рынок емейл-агентств небольшой, профессиональных игроков штук десять на страну и еще столько же тех, кто не специализируется на рассылках, но что-то может. Обычно на стороне заказчика есть маркетолог, который о нас знает. Он приглашает нас сам или передает информацию в отдел закупок.

Все хотят работать с ООО, просят документы и дают техзадания

Формально в тендерах могут участвовать ИП, но корпорации относятся подозрительно к таким исполнителям. Мы заметили, что в какой-то момент из наших конкурентов в тендерах исчезли ИП и остались только ООО — может, были другие причины, но создается впечатление, что заказчики не хотят работать с ИП.

Вместе с приглашением организаторы присылают списки документов, обычно это 15—20 наименований. Для примера — перечень из пятнадцати документов для участия в одном из тендеров:

1. Свежая выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, ЕГРЮЛ. Копия или электронный вариант с подписью директора.

2. Копии устава и изменений к уставу, если они были.

3. Копия свидетельства о государственной регистрации либо копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ.

4. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

5. Копии лицензий или допусков, если они нужны для работы в этой сфере.

6. Копия решения о назначении генерального директора.

7. Копия доверенности, если договор подписывает представитель.

8. Копия справки из налоговой об оплате налогов и отсутствии долгов.

9. Налоговая декларация по НДС — копия или электронный документ с подписью.

10. Копия паспорта генерального директора и его письменное согласие на обработку персональных данных.

11. Копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним — ЕГРП, либо договор аренды помещения.

12. Копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налоговой.

13. Копия отчета о прибылях и убытках за последний отчетный период с отметкой налоговой.

14. Справка о наличии производственных мощностей, оборудования, производственных, складских помещений, транспорта и других материальных ресурсов. Составляется на официальном бланке компании с подписью директора и печатью. К справке нужно приложить копии документов, подтверждающих право владения этими ресурсами.

15. Справка о наличии квалифицированного персонала. Составляется на официальном бланке компании с подписью директора и печатью. К справке нужно приложить копии штатного расписания и сведений о среднесписочной численности сотрудников.

Иногда требуют расписать, кто будет выполнять проект: имена, фамилии, опыт в других проектах, специализация. В одном из тендеров было странное требование — перечислить оргтехнику: сколько в офисе мониторов, принтеров, системных блоков. Кажется, это формальное требование, которое заказчик стандартно включает во все тендеры. Нам было проще написать, что у нас есть из техники, чем выяснять, зачем нужна эта информация.

Еще просят контакты заказчиков, с которыми компания уже работала. Например, спрашивают телефон компании из портфолио, похожей по размеру и отрасли.

Кроме формальных требований есть техническое задание — расчет проекта или творческое задание. Так заказчик проверяет, подходит ли ему наша квалификация. Объем задания может быть большим: например, весной мы отказались от участия в тендере, потому что себестоимость задания тянула на сотни тысяч рублей. Команде пришлось бы потратить несколько недель, чтобы его сделать.

Тендерные заявки у нас бывают двух видов:

  • есть вот такой объем работы, рассчитайте, сколько это будет стоить, а для теста сделайте макет письма. По таким заявкам сразу понимаем, стоит ли тратить время и сколько прибыли может принести победа;
  • предложите, что нам нужно сделать, а для теста проведите маркетинговый анализ, анализ конкурентов, настройте цепочку писем для новых клиентов и подготовьте десять макетов. В таких заявках непонятно, о каких суммах идет речь и стоит ли тратить время.

Если задание не слишком большое, на сбор документов, расчет стоимости и тест у нас уходит две — три недели — это адекватные сроки.

Зовут нас для массовки или реального участия, неизвестно

Мы никогда не знаем точно, зовут нас в тендер для массовки или действительно будут рассматривать нашу заявку. Когда спрашиваем, заказчики говорят, что будут обязательно выбирать из всех. Но на самом деле у них могут быть отношения с одним из участников, а тендер проводится для галочки.

Еще тендер могут использовать как дешевый инструмент исследования рынка. Логика такая: соберем десять умных ребят, они нам всё расскажут, мы посмотрим, а делать будем сами.

Понять на старте настоящую цель тендера невозможно, но если нас что-то смущает в тендерном задании, мы не участвуем. Например, когда видим, что задание составлено так, чтобы под критерии на сто процентов подошел наш конкурент.

Отказываемся, потому что участие тоже стоит денег — это зарплаты отдела продаж и продакшена. Всегда есть риск уйти в минус.

Заказчики не говорят, что повлияло на выбор победителя

Бывало, что нас зовут в тендер, мы говорим заказчикам, что поучаствуем, но просим рассказать нам потом, почему выбрали не нас. Заказчики соглашаются, а в конце говорят что-нибудь вроде: «У победителя более релевантный опыт и качественные работы, это и было главным критерием».

Проблема в том, что у термина «релевантный опыт» может быть разное наполнение. Например, мы проиграли тендер застройщика, хотя у нас много проектов в сфере недвижимости. И из-за этой формулировки нельзя понять, что заказчик имеет в виду под нерелевантным опытом. Может, ему не понравилось, что мы работали с небольшими жилыми комплексами, или он хотел исполнителя, который работает только с недвижимостью, или что-то еще.

Когда выигрываем, тоже не знаем почему. Заказчики не рассказывают, потому что тендеры проводят каждый год, и, если рассказать, один из участников получит преимущество: будет точно знать, что делать.

Побеждаем в 20—30% тендеров, но неравномерно. Бывает, выигрываем три тендера подряд, а бывает, что участвуем в пяти, и все пять проигрываем. Тендеры — это нетипичные проекты, нужно каждый раз придумывать что-то особенное, поэтому тяжело сравнить и понять, что мы делаем не так. Процесс для нас неуправляем.

На один тендер тратим две — три недели

На один тендер мы тратим в среднем две — три недели. Обычно процесс выглядит так:

  • компания заказчика рассылает приглашения на участие в тендере;
  • участники две недели рассчитывают стоимость и делают задания;
  • участники тендера присылают расчеты и выполненные задания заказчику;
  • заказчик выбирает пять исполнителей и приглашает их на защиту проектов. Защита может проходить по скайпу или лично;
  • заказчик решает, кто победил. Подведение итогов может занять еще две — три недели.

Иногда есть еще один этап — «переторжка». Это сленговое название — суть этапа в том, что заказчик зовет компании из шорт-листа и предлагают сбросить цену. Кто сбросит, тот и получит контракт. К сожалению, с нами такое тоже случалось.

Обычно есть отсрочка платежа на 15—60 дней

С обычными заказчиками мы работаем по предоплате или постоплате: месяц работаем, а в конце выставляем счет и через три — пять дней получаем деньги. А вот у тендерных заказчиков в договоре всегда прописана отсрочка платежа.

Отсрочка платежа — это когда оплату, например, за февральские работы, мы получаем в конце апреля или начале мая. Стандартная отсрочка — от 15 до 60 дней. Такая система оплаты — это рост дебиторской задолженности и риск кассового разрыва. Деньги вроде есть, но получим мы их только через два месяца.

Но даже с отсрочками платежей, непредсказуемостью результатов и объемными списками документов тендеры стоят того, чтобы в них участвовать. Плюс в том, что мы получаем годовой контракт, в котором четко прописаны работы, деньги и сроки. И мы на год спокойны: так и будет.

Еще тендеры мотивируют сотрудников. У команды появляется возможность поработать с известными брендами, например Яндексом, Озоном, но для этого нужно постараться. Тендер — соревнование, в котором наряду с нами за контракт борются другие сильные компании. Такое соперничество бодрит команду и помогает находить новые идеи.

Еще какие-то статьи
Продажи Продажи немаркированных медизделий будут блокировать на кассе
Продажи немаркированных медизделий будут блокировать на кассе
18 марта
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
25663
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.