i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как устроен рынок доставки еды в России

Как устроен рынок доставки еды в России

Кто доставляет готовую еду, сколько на этом зарабатывает и какая еда самая популярная
26 августа
1031
15
1

Во время пандемии коронавируса 57% кафе и ресторанов в России не смогли работать в формате доставки и еды навынос. И это при том, что в регионах с доставкой и так всё хуже, чем в крупных городах. Разбираемся, как устроен рынок доставки готовой еды в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.

Эксперт — Иван Труфанов, основатель сервиса доставки еды «Бронибой». Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Сервисы доставки работают с курьерами и в формате маркетплейса

В России доставка еды не ограничивается заказами из ближайшей пиццерии. Это может быть:

Кафе и рестораны могут доставлять еду сами или пользоваться услугами сервисов, например Деливери клаба, Яндекс-еды, Бронибоя, Чибиса, Зака-зака.

Все эти сервисы относятся к российскому фудтеху — так называют производство и доставку еды с использованием айти-решений. Это одна из причин, почему кафе и рестораны начинают работать с сервисами: самостоятельно разработать и поддерживать мобильное приложение и сайт, наладить работу курьеров и быструю и бесперебойную доставку сложно, на это нужны время и деньги.

Сервисы доставки еды работают в двух форматах:

  • собственной доставки — еду доставляют курьеры сервиса;
  • маркетплейса — кафе могут выкладывать меню на сайте сервиса, но доставлять еду будут сами.

Например, Деливери клаб говорит, что охватывает 200 городов России, но собственная доставка у них работает в 68 городах. Так, во втором квартале 2020 года курьерская служба Деливери клаба доставила 56% всех заказов, остальные 44% — это самостоятельная доставка заведений.

Это важно разделять, потому что в небольших городах кафе и ресторанов мало, жители их знают, поэтому присутствие на маркетплейсе не так важно, как работа курьеров.

Где работает Яндекс-еда — в блоге директора по маркетингу компании

Такая же история у Яндекс-еды: компания охватывает 600 городов, но только в 112 есть собственная доставка. (На сайте компании список в 256 регионов.)

Доставка еды в регионах часто выглядит так: один-два ресторана, которые доставляют самостоятельно, но информация о них есть на сайтах Яндекс-еды и Деливери клаба. Сервисы считают такие регионы как охваченные

Москва и Петербург заказывают столько же еды, сколько все остальные города вместе

В России 1117 городов, самый маленький из них — Иннополис с населением в 405 человек, самый большой — Москва, в которой живут по официальным данным 12,5 млн человек.

О рынке доставки еды — в интервью руководителя Деливери клаба на сайте Ведомостей

По оценкам руководителя Деливери клаба, половину рынка доставки готовой еды занимают Москва и Петербург, вторую половину — вся остальная Россия. Получается, Москва и Петербург съедают столько же готовой еды, сколько вся страна. Среди крупных городов в лидерах по количеству заказов — Казань, Краснодар и Ростов-на-Дону.

Ситуация с пандемией коронавируса помогла рынку доставки еды расшириться. В марте 2020 года сервисы доставки стали получать в три раза больше заказов на подключение от кафе, которые были вынуждены закрыть свои залы. Больше всего заявок приходило от заведений Москвы, Московской области, Петербурга, Казахстана и городов-миллионников — Казани, Перми и Самары.

Май 2020 года стал лучшим месяцем для Деливери клаба: компания выполнила 5,5 млн заказов на доставку готовой еды. Выручка за первое полугодие выросла по сравнению с 2019 годом в три раза — до 2,5 млрд рублей.

Заведения в небольших городах, где не было собственных доставок Яндекс-еды и Деливери клаба, справлялись самостоятельно: нанимали больше курьеров или приостанавливали работу совсем. Некоторые кафе и рестораны в Москве также принимали решение закрыться, потому что считали, что работать на доставку для них невыгодно.

В регионах есть свои сервисы доставки

Доставка еды «Бронибой» — официальный сайт

Доставкой еды занимаются не только федеральные компании вроде Яндекс-еды и Деливери клаба, но и региональные сервисы. Например, в Краснодарском крае работает компания «Бронибой».

Компания начиналась как сервис предзаказа еды в кафе: человек мог заранее сделать заказ, прийти в кафе к нужному времени, а еда уже была готова. Но эта концепция людям не зашла, тогда Бронибой нанял первых курьеров и стал доставлять готовую еду из кафе и ресторанов.

В тот момент Яндекс-еды еще не существовало, а Деливери клаб работал в формате маркетплейса без собственной доставки. Бронибой решил развивать собственную курьерскую службу: сегодня у компании 95% всех заказов с курьерами и 5% — силами ресторанов.

Бронибой начинал работать только по Краснодару, в этом году доставка вышла на Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Нижний Новгород. В планах до конца года — еще три-четыре города. Во всех регионах работает собственная курьерская служба: в Краснодаре в среднем сто человек, в остальных городах — пока по десять.

Сервисам важно, сколько в городе людей и ресторанов

Компании, которые занимаются доставкой готовой еды, выбирают города не случайным образом. Есть несколько основных критериев.

Количество кафе и ресторанов. Если заведений мало, заказов будет так же мало, курьеры начнут простаивать, но им нужно платить приемлемую зарплату, иначе они уйдут в другое место.

Зарплата курьера складывается из почасовой ставки и платы за каждый заказ. Она может отличаться от города к городу и от типа транспорта: на машине, велосипеде, самокате или пешком. Плата курьеру за каждый заказ — 150—200 рублей в среднем, при этом в месяц он должен зарабатывать 35 000—40 000 рублей. Если компания не может обеспечить заказы на такую зарплату, ей невыгодно работать в этом регионе.

Сервисы доставки ориентируются на минимальный объем заказов — в среднем это один заказ в час. И еще смотрят на количество ресторанов: в Краснодаре их тысяча, в городах-миллионниках 300—500, с этим можно работать. Если в городе 30—50 ресторанов, модель доставки работать не будет — здесь приходится или не работать вообще, или изобретать что-то новое. Так, Яндекс запустил доставку еды на базе такси: водители такси выступают в роли курьеров. На практике всё сложнее: водители не хотят доставлять еду, а люди — заказывать еду в такси.

Уровень зарплат. Лучшие клиенты сервисов — люди с хорошим доходом, которые заказывают еду каждую неделю, потому что лень готовить или мыть посуду. Чем ниже уровень дохода, тем реже заказывают еду на дом, делают это на праздники или по случаю. Точных данных по доходам нет, потому что в разных городах они различаются, но в целом это люди, которые могут себе позволить не экономить на еде и кафе.

Численность населения. Здесь всё перекликается с первыми критериями: чем меньше население, тем меньше ресторанов, тем менее выгодно работать сервисам с собственными доставками. А еще в маленьких городах у людей чаще невысокие доходы, а значит, еду они заказывают редко.

Иван Труфанов, основатель сервиса доставки еды «Бронибой»

Сервисам выгодно работать в формате маркетплейса, потому что они организуют поток клиентов, перенаправляют его и получают комиссию. В реальности они паразитируют на клиентах кафе и ресторанов, особенно в маленьких городах — потому что не приводят новых людей, а перетягивают на себя уже действующих клиентов, берут за это комиссию и почти ничего не делают.

Если сервисы предлагают собственную доставку, тут уже другая история: они помогают принимать заказы, предоставляют и контролируют курьеров, организуют всю логистику, разрабатывают и поддерживают сайт и приложение. Ресторану остается вкусно приготовить и упаковать еду.

За свою работу сервисы доставки берут комиссию — в среднем 30%. Бронибой берет от 23% до 30%. То есть при чеке в 1500 рублей для ресторана мы с одного заказа берем условно 350—400 рублей. Из них 200 рублей мы отдаем курьеру, а оставшиеся 150 рублей идут на маркетинг, работу колл-центра, курьерских приложений, приложений для пользователей. Думаю, кафе не смогли бы всё это сделать за 150 рублей с заказа.

Сейчас кафе и рестораны считают, что сервисы берут слишком большую комиссию. Такие настроения продвигают сети, которые ориентированы на доставку, но у них вся модель бизнеса построена вокруг доставки, у кафе и ресторанов всё работает не так.

Но не во все города сервисы пойдут с собственной доставкой, потому что нужен офис, менеджмент, компьютеры-оборудование, маркетинг в этом городе. Это всё деньги, а в маленьких городах это невыгодно.

Самая популярная еда — пицца, роллы и бургеры

По опыту сервиса доставки еды «Бронибой», еду на дом чаще заказывают люди в возрасте от 25 до 35 лет. Люди более старшего возраста считают доставку пустой тратой денег, а еще им не очень понятны популярные блюда.

О популярности пиццы в России — в исследовании компании The NPD Group

Так, чаще всего в России заказывают пиццу — на нее приходится половина всех заказов. На втором месте — азиатская еда, на третьем — бургеры и курица.

Пицца — 50%
Азиатская — 9%
Бургеры — 7%

🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕

🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕

🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕

🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕

🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕🍕

🍣🍣🍣🍣🍣🍣🍣🍣🍣

🍔🍔🍔🍔🍔🍔🍔

В меню доставок крупных городов блюд намного больше, например веганские блюда, кавказская кухня, комплексные завтраки. В небольших городах всё сложнее, потому что меньше ресторанов и кухонь, которые готовят на доставку, но и тут можно заказать салаты, супы, горячие блюда. Другой вопрос, что сервисов доставки нет, а собственная доставка есть не у всех кафе или люди просто о ней не знают.

К тому же пицца, роллы и бургеры относительно недорогие, понятные продукты, которые доставляют везде. А еще мало кто будет готовить эти блюда дома, поэтому их чаще заказывают с доставкой.

Спрос на пиццу и бургеры растет в пятницу и субботу: люди воспринимают эту еду как часть отдыха или поощрения себя или заказывают, когда собираются с друзьями.

На выбор еды клиентом влияет еще и то, какие кафе подключены к сервису, ведь человек заказывает из того, что ему предлагают. Сервисы доставки еды не работают со всеми подряд, есть условия:

  • местоположение. Если кафе находится в зоне, где мало курьеров, там ограничено передвижение из-за железной дороги и стоит три дома, сервису будет сложно отправить и забрать курьера из этого места. Поэтому с таким кафе вряд ли будут работать, даже если оно единственное в городе готовит веганские блюда;
  • рейтинги на сторонних ресурсах. Смотрят отзывы на Трипэдвайзере, Гугл-картах, Яндекс-картах. Если там много негативных отзывов, с таким кафе вряд ли будут связываться.

Во всём остальном не так важно, какое у заведения меню, обороты, как давно оно открылось. Главное, чтобы люди хотели заказывать оттуда, а отправить курьера туда было недорого.

Кроме доставок готовой еды, в разных городах работают доставки из супермаркетов. Заказать еду на дом можно через сервисы:

  • Сбермаркет, который работает во всех регионах России;
  • Айгудс — в 36 городах.

Еще есть доставки от онлайновых и офлайновых супермаркетов — Перекрестка, Утконоса, Вкусвилла, Азбуки вкуса. Доставки работают в городах, где открыты сами магазины.

В 2019 году люди чаще всего покупали продукты на дом в онлайн-магазине «Утконос» — его обороты достигли 10 млрд рублей, а это 30% всего рынка. При этом Утконос работает в пяти регионах: в Москве, Московской области, Твери, Туле и Калуге.

В 2020 году, возможно, самым популярным сервисом станет Сбермаркет: к концу 2019 года компания работала в 33 городах, а в июне 2020 года вошла во все регионы.

Доставка продуктов на дом стала популярной услугой во время пандемии коронавируса — заказов стало заметно больше. Если брать относительные цифры, то до пандемии 20% заказов приходилось на продукты питания, 5% — на цветы и подарки, остальное — готовая еда из ресторанов. Во время пандемии люди стали скупать продукты, и на них стало приходиться 50% заказов, но уже к концу самоизоляции заказов продуктов снова стало 20%.

Чаще всего люди заказывают товары по акции, потому что в интернете можно сравнить цены, посмотреть, у кого какие скидки и выбрать выгодные предложения. Покупают такие товары впрок, например крупы и бытовую химию. Овощи и фрукты предпочитают покупать лично, чтобы выбрать спелые и целые. А еще покупка продуктов для многих — это некий досуг, поэтому, по опыту, вряд ли доставка продуктов обойдет популярность доставки готовой еды.

Войти через
А теперь — комментарии! Хотели бы свой ресторан? Стали бы работать с сервисом доставки еды?
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
18
2
Свежак

Как работают офшоры в 2020 году

Сэкономить на налогах стало сложнее, зато можно обезопасить себя и капитал
21 сентября
19
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.