Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
За утечки персональных данных Роскомнадзор штрафует бизнес на десятки и сотни тысяч рублей. Между тем любой бизнес — оператор персональных данных своих сотрудников и клиентов, и его задача — защитить имеющиеся сведения от чужих глаз и ушей.
Что такое персональные данные
Читайте также:
Как работодателю стать оператором персональных данных
Персональные данные — это индивидуальная информация о человеке, которая может идентифицировать его личность. К ним относятся:
Бизнес получает персональные данные от своих сотрудников и клиентов, и вся эта информация конфиденциальна.
Кто такой оператор персональных данных
О персональных данных — Федеральный законот 27.07.2006 г. № 152-ФЗ
Оператор персональных данных — это тот, кто получает, обрабатывает и хранит данные.
К обработке, согласно закону, относится любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, обновление, изменение, извлечение, использование, распространение, уничтожение данных.
Поэтому любой предприниматель или компания, которые получают данные клиентов и сотрудников или ведут базу электронных адресов и телефонных номеров, — это операторы персональных данных.
Как определить уровень защищенности персональных данных
Читать в «Деле»
Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году
Даем пошаговую инструкцию
Еще до начала обработки оператор персональных данных должен подать уведомление об этом в Роскомнадзор (РКН). Но чтобы получить статус оператора и работать с данными без штрафов, понадобится доказать, что бизнес обеспечит их надежное хранение, то есть что у ИП или компании установлены все нужные программы и инструменты, благодаря которым не будет утечек.
О требованиях к защите персональных данных — Постановление ПравительстваРФ от 01.11.2012 г. № 1119
Существует четыре уровня защищенности персональных данных. В зависимости от определенного типа угрозы и категории данных оператор должен определить, какой уровень безопасности нужен ему.
Самый слабый уровень защищенности — четвертый, когда оператор обрабатывает персональные данные менее чем 100 тысяч человек. С таким уровнем ему, как правило, достаточно:
Самый высокий класс защищенности — первый. Именно в соответствии с ним должны выстраивать свою политику безопасности операторы, которые обрабатывают персональные данные, затрагивающие:
С первым уровнем сталкивается далеко не каждый бизнес, но есть еще второй и третий уровни. Определить, какой из них у вас, можно с помощью онлайн-калькулятора на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Пример
Мирмов оформлен как ИП, у него 2 сотрудника. Он оказывает услуги по заправке картриджей. Бизнес только развивается, у него несколько контрагентов. Контактные данные физлиц-контрагентов не берет, звонит только на рабочий номер телефона. Значит, он обрабатывает персданные менее 100 тыс. человек, ему можно использовать 4 уровень защищенности.
Об уровнях защиты персональных данных — Приложение к Приказу ФСТЭК Россииот 18.02.2013 г. № 21
Уровень защищенности данных нужно будет не только показать в уведомлении для РКН, но и постоянно поддерживать впоследствии.
Документы по защите персональных данных
Каждый оператор персональных данных должен разработать документы для защиты персональных данных. Вот некоторых из них.
Положение об обработке и защите персональных данных
Скачать шаблон положения об обработке и защите персональных данных
Положение — это обязательный документ, который должен быть в каждой компании. В нем описывается порядок работы с данными, перечень сотрудников, которые имеют к ним доступ, правила хранения личных дел и других кадровых документов, а также способы защиты электронных документов.
Политика обработки персональных данных
Создайте четкую политику в области обработки персональных данных, доступную всем сотрудникам и клиентам. Она должна описывать, какие данные компания собирает, как использует, хранит и защищает их. Политика — необязательный документ. Обычно она нужна компаниям и ИП, когда у них есть интернет-сайт, где пользователи регистрируются и оставляют свои данные.
Образец политики обработки персональных данных можно скачать готовый, а можно создать специально для своего бизнеса с помощью специального конструктора — такой есть, например, у Tilda.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Инструкции по работе с персональными данными
Для этого пункта:
Согласия пользователей на обработку их персональных данных
Ст. 6 закона № 152-ФЗ
Такое согласие должно быть встроено в самые разные инструменты, которыми пользуются сотрудники и клиенты компании: в страницы на сайте, почтовые рассылки, трудовые договоры и соглашения о сделках.
Например, согласие на обработку персональных данных и согласие на получение рекламно-информационной рассылки — это разные согласия. Если вы собираете такие данные, как адрес электронной почты, номер телефона, в форме обратной связи или после оформления и отправки заказа вносите пользователя в список, по которому отправляете рассылку, то пользователь должен дать на это отдельное согласие.
У согласия есть еще несколько важных нюансов.
«Просто разместить текст согласия на сайте недостаточно. Нужно, чтобы пользователь выразил свое согласие, например поставил галочку в чек-боксе. Кроме того, тексты согласия на обработку персональных данных и политики обработки персональных данных должны быть доступны пользователю с любой страницы вашего сайта. То же самое касается и электронного взаимодействия с сотрудниками организации».
Мария МедведеваИнформационная защита данных
Используйте пароли, двухфакторную аутентификацию и другие методы защиты доступа к системам, где хранятся персональные данные. Шифруйте данные как в процессе хранения, так и при их передаче.
Обеспечьте защиту от внешних угроз с помощью брандмауэров и антивирусного программного обеспечения. Регулярно обновляйте программное обеспечение и операционные системы, чтобы устранять уязвимости.
Используйте безопасные методы удаления данных, чтобы исключить возможность их восстановления. Регулярно анализируйте риски и уязвимости, чтобы своевременно устранять их.
Организационные меры защиты данных
Ограничьте доступ к персональным данным, дайте его только тем сотрудникам, которым он необходим для работы. Установите четкие роли и ответственность сотрудников, работающих с персональными данными.
Ведите документацию всех действий по обработке персональных данных, включая изменения, удаление и доступ. Проводите регулярные внутренние и внешние аудиты для проверки соблюдения правил безопасности.
Пример
В компании ООО «В путь» работает 30 человек. У каждого из них свой персональный компьютер, который защищен паролем. Бухгалтеры ведут учет, в том числе и по зарплате, в 1С. Каждому сотруднику бухгалтерской службы заведена отдельная учетная запись с логином и паролем, а также настроены права доступа: главный бухгалтер видит всю информацию, а бухгалтер по зарплате и бухгалтер по работе с контрагентами — только данные, которые нужны для работы на своем участке.
Где указывать меры защиты данных
Все перечисленное (с указанием при необходимости конкретных программ) нужно прописать в изначальном уведомлении для Роскомнадзора:
Что еще важно помнить оператору персональных данных
Просить согласие человека на обработку персональных данных нужно не всегда: чаще всего одного взаимодействия с ним достаточно. Есть несколько случаев, когда оператору персональных данных не нужно согласие человека на их обработку:
Обрабатывайте только необходимые персональные данные, не собирайте сведения «на всякий случай».
Например, если цель обработки персональных данных — анализ посещаемости, пользовательской активности сайта, то СНИЛС или номер телефона с этой целью обрабатывать нельзя.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!