Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как заключить социальный контракт и получить 350 тыс. рублей от государства
Если вы мечтаете о собственном бизнесе, но средств для его запуска не хватает, одним из вариантов может быть социальный контракт. На открытие бизнеса от государства можно получить до 350 тыс. руб. независимо от региона проживания. Объясняем, как это сделать и кто имеет право на социальный контракт.
Как устроен социальный контракт
О социальном контракте —ФЗ от 17.07.1999 №178 ФЗ «О государственной социальной помощи»
Социальный контракт — это соглашение между государством и человеком, чей доход ниже прожиточного минимума. По этому соглашению государство предоставляет помощь, а тот, кому помогают, обязуется использовать ее для улучшения своего материального положения.
Разница между пособием и соцконтрактом в том, что у последнего есть четкая цель получатель должен получить постоянный источник дохода, а пособия выдают просто так, судьбу получателя потом не отслеживают.
Есть разные цели соцконтракта, например, на поиск работы и даже ведение подсобного хозяйства. В этой статье речь пойдет только о соцконтракте на старт своего дела.
Сколько средств дают по соцконтракту
Читайте также:
Как получить грант на развитие бизнеса
Максимальная выплата на открытие бизнеса — 350 тыс. рублей. Однако не всегда заявителю одобряют полную сумму. Размер материальной помощи напрямую зависит от бизнес-плана, который готовит заявитель. Еще на решение может повлиять предполагаемый срок окупаемости бизнеса.
Основную часть денег, полученных по социальному контракту, нужно направить на приобретение мебели и техники, обустройство рабочих мест. До 15% можно использовать для оплаты аренды. Также можно тратить деньги на материалы, получение разрешений и документов, на продвижение своего бизнеса в интернете. Нельзя тратить деньги, чтобы купить недвижимость, отремонтировать помещение или оборудование.
Кто может получить социальный контракт
Социальный контракт доступен физлицам, самозанятым и индивидуальным предпринимателям. Хотя каждый регион устанавливает свои нюансы, ключевое требование неизменно: доход должен быть ниже прожиточного минимума по региону.
Чиновники оценивают доход за три месяца, предшествующих месяцу до подачи заявления.
Если человек подает заявку в сентябре, тогда будут проверять доход за май, июнь и июль, а август — это интервал в один месяц до подачи заявки.
При расчете дохода учитывается не только доход заявителя, но и доход его семьи, если она есть. Для этого общий доход семьи за три месяца делится на 3 (количество месяцев) и на количество членов семьи. В состав семьи включаются заявитель, его муж или жена и дети до 18 лет (или до 23 лет при условии очного обучения).
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Если полученный результат ниже прожиточного минимума в регионе, то человек может претендовать на социальный контракт.
Татьяна из Челябинской области хочет заключить соцконтракт на свое дело. У нее трое детей. В месяц Татьяна зарабатывает 38 тыс. рублей. Тогда суммарный доход семьи за три месяца — 114 тыс. рублей, а среднедушевой:
114 000 / 3 / 4 = 9 500 рублей.
Прожиточный минимум в Челябинской области в 2024 году составляет 15 564 рублей, значит, Татьяна может претендовать на выплату.
При оценке дохода будут учитывать не только зарплату, но и прибыль от бизнеса, пенсии, пособия, алименты, доход от аренды и прочие поступления. Еще принимают во внимание собственность. Если доход ниже прожиточного минимума, но у вас есть, например, две квартиры и две машины, то в контракте, скорее всего, откажут.
Как заключить социальный контракт
Список документов для соцконтракта — постановление правительстваот 16.11.2023 №1931
Чтобы подать заявку на соцконтракт, понадобится пакет документов, он тоже различается от региона к региону. Обычно в список входят:
Заявление и необходимые документы можно подать несколькими способами: лично в местном органе социальной защиты, через МФЦ или онлайн на портале «Госуслуги». Отправить заявку через «Госуслуги» проще и быстрее, но при подаче через орган соцзащиты есть преимущество: специалист сразу проверит бизнес-план, найдет пробелы и ошибки.
Заявление рассмотрят, затем назначат тестирование на наличие предпринимательских навыков: для этого понадобятся данные для входа на портал «Госуслуги». Это новое требование, которое появилось в 2024 году.
После рассмотрения документов назначается дата защиты проекта перед комиссией, по итогам которой чиновники выбирают, кому будет выделена госпомощь.
«Обычно решение принимается в срок до 10 рабочих дней. Но рассматривать могут и дольше, если понадобилась дополнительная проверка или документы. Деньги вам перечислят на реквизиты банковского счета, указанные в заявлении. Налог платить с них не нужно».
Юлия Заболотнова,бизнес-консультант
Как подготовить бизнес-план
Бизнес-план для социального контракта — один главных документов. Он включает расчеты, анализы и исследования, которые помогают спрогнозировать, будет ли бизнес доходным.
Примеры шаблонов для бизнес-плана в Нижнем Новгороде, Смоленской области, Омской области, Ленинградской области
Требования к оформлению бизнес-плана для соцконтракта в регионах разные. Но вот что вам понадобится точно.
Титульный лист.Тут указывается название бизнес-плана, сфера деятельности, данные автора проекта, контакты. Если уже есть статус ИП, то можно добавить ОКВЭД. Здесь же можно прописать общий объем инвестиций: сколько средств запрашиваете по социальному контракту и сколько собственных планируете вложить. Сюда же можно вставить фото товаров, работ, если вы уже начали бизнес.
Резюме. Тут приводят краткое описание бизнеса, ОКВЭД, организационно-правовую форму, цели, миссии, задачи.
Описание планируемой деятельности. Этот раздел — что-то вроде визитки бизнес-плана, на него комиссия обращает особое внимание. Вот о чем тут стоит рассказать:
Анализ рынка и маркетинг. Здесь ответьте на такие вопросы:
«Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируйте статистику, отчеты и исследования, проведите интервью и опросы целевой аудитории, проанализируйте конкурентов. В этой же части опишите маркетинговую стратегию: каналы сбыта, методы продвижения, ценовую политику и способы привлечения клиентов».
Юлия Заболотнова,бизнес-консультант
Производственный план. Опишите производственный процесс от закупки сырья до готовой продукции, укажите предполагаемое расположение бизнеса, какое помещение и оборудование требуется, какие у него технические характеристики и стоимость, потребности в сотрудниках и запасах.
Организационный план. Это схема организации бизнеса — от команды сотрудников и их обязанностей до работы офиса или магазина, а также способы взаимодействия с клиентами.
Финансовый план. Раздел позволяет оценить, сколько денег потребуется для запуска и какой доход можно ожидать. В этом разделе детально описываются все прогнозируемые расходы: на оборудование, аренду, зарплаты, маркетинг, сырье и другие необходимые закупки. Также здесь приводятся расчеты ожидаемой выручки и прибыли. Это поможет вам понять, насколько жизнеспособна бизнес-идея и как быстро окупятся вложения.
Чтобы спрогнозировать доход, оцените предполагаемые продажи с учетам рынка, маркетинговой стратегии, сезонных колебаний и возможных изменений спроса.
Расходы разделите на постоянные и переменные. Постоянные расходы — это затраты, которые остаются неизменными вне зависимости от объема производства или оборота бизнеса. Переменные расходы, напротив, меняются в зависимости от объема производства или оборота. Это, например, сырье и материалы, комиссии, упаковка, доставкаи т. д. Чем больше продукции производится или продается, тем выше переменные расходы.
Рассчитайте рентабельность, точку безубыточности, срок окупаемости. В этом разделе следует написать годовые результаты: доход, расходы, валовую прибыль, сумму налоговых платежей, чистую прибыль.
Укажите источники финансирования, а также добавьте смету с описанием всего, что планируется купить для начала бизнеса: мебель, техника, сырье. Обязательно добавьте конкретные модели, их количество и стоимость.
Риски бизнес-плана. Проанализируйте внешние и внутренние риски (экономические, правовые, финансовые), а также продумайте, как их минимизировать, подготовьте план на случай непредвиденных обстоятельств.
Заключение. Кратко изложите сильные стороны бизнес-плана, чтобы убедить комиссию в успехе. Сосредоточьтесь на том, как бизнес будет зарабатывать и почему именно в него стоит вложиться.
Приложения. Документы, таблицы и фотографии, на которые вы ссылаетесь в основной части бизнес-плана.
Почему не одобряют соцконтракт
Почему не одобряют соцконтракт — пункты 25, 26 постановления правительстваот 16.11.2023 №1931
Заявление могут отклонить по нескольким основаниям:
Будьте внимательны при подготовке документов и формулировке целей вашего бизнеса, чтобы повысить свои шансы на одобрение социального контракта.
Еще момент: вам, скорее всего, откажут в выплате, если вы захотите вести деятельность, которая требует специального образования, опыта работы, но у вас нет ни того, ни другого. Если такой опыт есть, покажите комиссии портфолио работ при подаче документов и на защите проекта, а также трудовые договоры, договоры ГПХ, трудовую книжку.
Большую часть выплаты нужно направить на основные средства, то есть оборудование и мебель. Если заявитель запрашивает большую часть суммы на расходники, например, закупку товара для открытия магазина, то выплату не одобрят.
Бизнес должен стать основным видом деятельности заявителя. Например, если человек зарабатывает в найме 30 тыс. рублей и хочет открыть типографию, которая будет приносить 20 тыс. рублей в месяц, выплату не одобрят.
Как отчитаться по социальному контракту
Каждый месяц орган соцзащиты проверяет, все ли предприниматель делает в срок, указанный в соцконтракте.
После подписания контракта нужно зарегистрировать ИП, ООО или самозанятость (если уже не сделали раньше) — и предоставить подтверждающие документы.
Дальше нужно будет отчитываться о расходах и доходах. Для отчета по расходам надо предоставить кассовые и товарные чеки, накладные и договоры купли-продажи, подтверждающие целевое использование средств. Для отчета по доходам самозанятые и ИП — плательщики налога на профессиональный доход формируют справку в приложении «Мой налог». ИП на другом режиме налогообложения ведут книгу учета доходов, которую представляют в органы социальной защиты.
Бизнес, открытый с помощью социального контракта, должен просуществовать минимум 2 года. Первый год действует договор на получение субсидии. Второй год органы соцзащиты контролируют ведение бизнеса.
Могут ли расторгнуть социальный контракт
Если найдут нарушения, то государство разорвет контракт и придется вернуть выплату. Например, если предприниматель:
Поэтому внимательно изучите социальный контракт и приложения к нему, а любые изменения согласовывайте со специалистами соцзащиты в письменном виде.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов