Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют
Не указали в рекламе точные сведения о рекламодателе, нарушили авторские права или отправили рассылку без согласия получателей? Ждите штрафов и споров с ФАС. Собрали несколько свежих примеров из судебной практики, чтобы вы не наделали ошибок.
Ошибка №1. Нарушать авторские права и при этом ставить свою маркировку
Постановление 9-го Арбитражного апелляционного судаот 08.04.2024 г. № 09АП-642/2024 по делу № А40-200 471/23
В этом деле были нарушены авторские права, так как в рекламе одной компании были использованы материалы другой компании без ее разрешения. Пришлось платить компенсацию — полмиллиона рублей.
Что случилось
Одна компания подала в суд на другую: та незаконно разместила в интернете ее видеоролик. Видео использовали в рекламе, а рекламу при этом промаркировали собственным ERID (токеном, которым нужно помечать рекламу). Согласия на использование контента никто не давал, а, а потому истец потребовал в суде 500 тыс. руб. компенсации. Ответчик — рекламодатель — с размером компенсации не согласился.
Как решили суды
Суды в двух инстанциях поддержали истца. Ролик использовали в рекламных целях, что подтверждает идентификатор ERID. Значит, был умысел в нарушении авторских прав. То, что исходный ролик обработали специальным редактором, не дает разрешения на его свободное использование. Размер компенсации в полмиллиона рублей суд подтвердил.
Что в итоге
Если решили использовать в своей рекламе видеоролик, изображение, другое произведение — озаботьтесь соблюдением авторских прав. Иначе придется судиться и, скорее всего, платить компенсацию. Обязательная маркировка рекламы, кроме прочего, прекрасно укажет на умышленное использование. Но есть нюанс: можно купить право пользования на произведение, не зная о том, что лицензиат передает его незаконно. Важно проверить: кто правообладатель и есть ли разрешение.
Ошибка №2. Искажать информацию о рекламодателе
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округаот 17.01.2024 г. по делу № А66-2578/2023
Частная школа запустила рекламу на телевидении, но со скользкими формулировками: из них было неясно, есть ли в школе преподавательский штат. В этом случае неполные сведения о рекламодателе привели компанию в суд с УФАС. От претензий, правда, удалось отбиться.
Что случилось
Что нарушила компания, по мнению УФАС: п. 7 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Федерального законаот 13.03.2006 г. № 38-ФЗ
В региональном Управлении ФАС обратили внимание на рекламу частной школы на федеральном телеканале. Рекламу признали ненадлежащей, рекламодателя-ИП признали нарушившим закон и выдали предписание для устранения нарушений. В итоге компания оказалась участником судебного дела.
По мнению УФАС, в рекламе не указали сведения об образовательной лицензии — а должны были, поскольку ИП может вести образовательную деятельность без лицензии, только если он преподает сам. Из рекламы в данном случае создалось впечатление, что ИП оказывает услуги лично, но вот на сайте школы не было ничего не сказано о преподавателе, который упомянут в рекламе как ИП. В итоге в УФАС сделали вывод, что рекламу намеренно подали с недостоверными сведениям.
Суды в трех инстанциях с УФАС не согласились. Доказательств того, что ИП преподавал не один или не сам, в материалах дела нет. Соответственно, нарушения в рекламе тоже нет.
Что в итоге
Какой штраф пришлось бы заплатить — ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Штрафа от 100 тыс. до полумиллиона рублей предпринимателю удалось избежать. Но есть нюанс: дело тянулось два года,с 14.01.2022 г. по 17.01.2024 г. Два года хождений по судам, а ведь это затраты, время, нервы. Стоит ли оно того, если можно было показать в рекламе правильные данные?
Ошибка №3. Рекламировать в интернете закрытое мероприятие
Определение Верховного суда РФот 22.03.2023 г. по делу № А40-252 571/2021
Казалось бы, что плохого в дегустации вина на закрытом мероприятии? Иногда все может испортить один только логотип этого вина.
Что случилось
УФАС оштрафовало компанию за скрытую рекламу алкогольных напитков на 102 тыс. руб. Дело при этом открыли как против компании, так и против театра, где все происходило. Нарушение случилось на церемонии вручения премии «Человек года», где для гостей расставили брендированные стойки с дегустацией алкоголя. На стойки был нанесен логотип компании-производителя. Он-то и стал причиной, по которой дегустацию такого рода признали рекламой.
Компания нарушила п. 6, 8 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 закона о рекламе
Церемония, конечно, была закрытой, но информацию о ней активно размещали в интернете — а это уже реклама. Логотип на брендированных стойках привлекал внимание посетителей мероприятия к конкретной компании. Наконец, рекламировать алкоголь в театрах запрещено.
Что решили суды
Суды в трех инстанциях постановили, что размещение рекламы алкогольного напитка привлекало внимание потребителей к алкогольной марке, поскольку о событии сообщалось на интернет-сайтах. Компания утверждала, что мероприятие было закрытым, но суды остались непреклонны.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Демонстрацию логотипов алкогольных напитков часто признают рекламой. Между тем, многие кулинарные блогеры зачастую якобы просто используют крепкий алкоголь в своих рецептах, а на самом деле явно его рекламируют. Так по закону делать запрещено:
Алкоголь можно упоминать в рецептах, но нельзя показывать марку, название нужно «блюрить».
Ошибка №4. Рассылать рекламные сообщения без согласия покупателя
Постановление Арбитражного суда Центрального округаот 06.03.2024 г. по делу № А62-9681/2022
Что случилось
Человек получил на электронную почту рекламное письмо от компании, которая продавала услуги по предоставлению банковской гарантии. Согласия на получение такой рекламы человек не давал, поэтому он пожаловался в УФАС.
Что говорит закон о распространении рекламы
УФАС сочло компанию, рассылающую сообщения, нарушившей закон о рекламе. Согласно ст. 18 этого закона, распространять рекламу через интернет разрешается, только если адресат дал на это согласие. В данной ситуации согласия не было.
Как решили суды
Доводы компании, что сообщение было адресовано не получателю, а другой компании, а также что это просто рассылка для привлечения внимания к услугам, суды не убедили.
Что в итоге
Компании в этой истории придется заплатить штраф: согласно п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ он составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. Собственно, рассылка спама без согласия абонента всегда сулит такой штраф, если кто-то пожалуется на вас в ФАС.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов