На сайт банка

Не указали в рекламе точные сведения о рекламодателе, нарушили авторские права или отправили рассылку без согласия получателей? Ждите штрафов и споров с ФАС. Собрали несколько свежих примеров из судебной практики, чтобы вы не наделали ошибок.

Записал Николай Андреев, юрист.

Ошибка №1. Нарушать авторские права и при этом ставить свою маркировку

В этом деле были нарушены авторские права, так как в рекламе одной компании были использованы материалы другой компании без ее разрешения. Пришлось платить компенсацию — полмиллиона рублей.

Что случилось

Одна компания подала в суд на другую: та незаконно разместила в интернете ее видеоролик. Видео использовали в рекламе, а рекламу при этом промаркировали собственным ERID (токеном, которым нужно помечать рекламу). Согласия на использование контента никто не давал, а, а потому истец потребовал в суде 500 тыс. руб. компенсации. Ответчик — рекламодатель — с размером компенсации не согласился.

Как решили суды

Суды в двух инстанциях поддержали истца. Ролик использовали в рекламных целях, что подтверждает идентификатор ERID. Значит, был умысел в нарушении авторских прав. То, что исходный ролик обработали специальным редактором, не дает разрешения на его свободное использование. Размер компенсации в полмиллиона рублей суд подтвердил.

Что в итоге

Если решили использовать в своей рекламе видеоролик, изображение, другое произведение — озаботьтесь соблюдением авторских прав. Иначе придется судиться и, скорее всего, платить компенсацию. Обязательная маркировка рекламы, кроме прочего, прекрасно укажет на умышленное использование. Но есть нюанс: можно купить право пользования на произведение, не зная о том, что лицензиат передает его незаконно. Важно проверить: кто правообладатель и есть ли разрешение.

Ошибка №2. Искажать информацию о рекламодателе

Частная школа запустила рекламу на телевидении, но со скользкими формулировками: из них было неясно, есть ли в школе преподавательский штат. В этом случае неполные сведения о рекламодателе привели компанию в суд с УФАС. От претензий, правда, удалось отбиться.

Что случилось

Что нарушила компания, по мнению УФАС: п. 7 ст. 5 и п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ

В региональном Управлении ФАС обратили внимание на рекламу частной школы на федеральном телеканале. Рекламу признали ненадлежащей, рекламодателя-ИП признали нарушившим закон и выдали предписание для устранения нарушений. В итоге компания оказалась участником судебного дела.

По мнению УФАС, в рекламе не указали сведения об образовательной лицензии — а должны были, поскольку ИП может вести образовательную деятельность без лицензии, только если он преподает сам. Из рекламы в данном случае создалось впечатление, что ИП оказывает услуги лично, но вот на сайте школы не было ничего не сказано о преподавателе, который упомянут в рекламе как ИП. В итоге в УФАС сделали вывод, что рекламу намеренно подали с недостоверными сведениям.

Суды в трех инстанциях с УФАС не согласились. Доказательств того, что ИП преподавал не один или не сам, в материалах дела нет. Соответственно, нарушения в рекламе тоже нет.

Что в итоге

Какой штраф пришлось бы заплатить — ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Штрафа от 100 тыс. до полумиллиона рублей предпринимателю удалось избежать. Но есть нюанс: дело тянулось два года, с 14.01.2022 г. по 17.01.2024 г. Два года хождений по судам, а ведь это затраты, время, нервы. Стоит ли оно того, если можно было показать в рекламе правильные данные?

Ошибка №3. Рекламировать в интернете закрытое мероприятие

Казалось бы, что плохого в дегустации вина на закрытом мероприятии? Иногда все может испортить один только логотип этого вина.

Что случилось

УФАС оштрафовало компанию за скрытую рекламу алкогольных напитков на 102 тыс. руб. Дело при этом открыли как против компании, так и против театра, где все происходило. Нарушение случилось на церемонии вручения премии «Человек года», где для гостей расставили брендированные стойки с дегустацией алкоголя. На стойки был нанесен логотип компании-производителя. Он-то и стал причиной, по которой дегустацию такого рода признали рекламой.

Компания нарушила п. 6, 8 ч. 2, ч. 2.1 ст. 21 закона о рекламе

Церемония, конечно, была закрытой, но информацию о ней активно размещали в интернете — а это уже реклама. Логотип на брендированных стойках привлекал внимание посетителей мероприятия к конкретной компании. Наконец, рекламировать алкоголь в театрах запрещено.

Что решили суды

Суды в трех инстанциях постановили, что размещение рекламы алкогольного напитка привлекало внимание потребителей к алкогольной марке, поскольку о событии сообщалось на интернет-сайтах. Компания утверждала, что мероприятие было закрытым, но суды остались непреклонны.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 8990 рублей в месяц

Демонстрацию логотипов алкогольных напитков часто признают рекламой. Между тем, многие кулинарные блогеры зачастую якобы просто используют крепкий алкоголь в своих рецептах, а на самом деле явно его рекламируют. Так по закону делать запрещено:

Алкоголь можно упоминать в рецептах, но нельзя показывать марку, название нужно «блюрить».

Ошибка №4. Рассылать рекламные сообщения без согласия покупателя

Что случилось

Человек получил на электронную почту рекламное письмо от компании, которая продавала услуги по предоставлению банковской гарантии. Согласия на получение такой рекламы человек не давал, поэтому он пожаловался в УФАС.

УФАС сочло компанию, рассылающую сообщения, нарушившей закон о рекламе. Согласно ст. 18 этого закона, распространять рекламу через интернет разрешается, только если адресат дал на это согласие. В данной ситуации согласия не было.

Как решили суды

Доводы компании, что сообщение было адресовано не получателю, а другой компании, а также что это просто рассылка для привлечения внимания к услугам, суды не убедили.

Что в итоге

Компании в этой истории придется заплатить штраф: согласно п. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ он составляет от 300 тыс. до 1 млн руб. Собственно, рассылка спама без согласия абонента всегда сулит такой штраф, если кто-то пожалуется на вас в ФАС.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Законы Выборочные проверки точек продаж алкоголя будут проводить по новым правилам
Выборочные проверки точек продаж алкоголя будут проводить по новым правилам
9 сентября
13 мин
Советы Как не нарваться на штрафы при ввозе товаров из-за рубежа
Как не нарваться на штрафы при ввозе товаров из-за рубежа
13 сентября
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия
Советы

Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия

Рассказываем, кто под нее попадет и что это даст
В школу без MotherCare, Zara и H&M: стильные российские бренды школьной формы
Рынок

В школу без MotherCare, Zara и H&M: стильные российские бренды школьной формы

Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма
Дайджест

Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма

Как ФНС проверяет работу бизнеса с самозанятыми
Советы

Как ФНС проверяет работу бизнеса с самозанятыми

И сколько придется платить, если нарушать закон
«Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎
Интервью

«Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎

Почему выгоднее производить по контракту и как выбрать предприятие, которое не подведет
Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют
Советы

Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют

Примеры судебных дел, где одна ошибка может стоить сотни тысяч рублей и нервных клеток
Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия
Советы

Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия

Рассказываем, кто под нее попадет и что это даст

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.