На сайт банка

Бережливое производство — это методология управления предприятиями конвейерного типа, предполагающая экономию бюджета. Термин появился в Японии при создании автомобильных заводов Toyota. Принципы системы можно рассматривать шире и применять в любой сфере бизнеса.

Система подробно описана в литературе: «Канбан на производстве Toyota» Тайити Оно, «Теория ограничений Голдратта» Уильяма Деттмера, «Бизнес с нуля» Эрика Риса.

В чем идея бережливого производства

Цель бережливого производства, или lean production, — создавать качественные продукты с минимальными затратами.

Например, если компания продает гамбургеры, она может зафиксировать количество и характеристики ингредиентов, закупать их оптом, а еще организовать кухню так, чтобы продукт готовился за пару минут. Принципы бережливого производства пригодятся на каждом этапе.

Система управления опирается на пять ключевых принципов:

  1. Определение ценности. Самое главное — понять, в чем польза продукта. Ориентир — потребности клиента. Например, он голоден, но на обед у него есть только пять минут. Чтобы удовлетворить потребность, подойдет гамбургер, который можно быстро подать.
  2. Планирование потока создания продукта. После формулирования ценности представляют путь, как можно ее достигнуть, — какие шаги нужны для достижения цели. Например, составление технологической карты блюда, поиск и закупка определенных ингредиентов, описание процесса готовки, организация рабочего места и упаковки и т. д.
  3. Детализация процесса. Следующий этап — подробное описание каждого шага в производственной цепи. Важно увидеть «узкие горлышки», которые могут вызвать проблемы, и заранее подумать, как предотвратить их появление. Например, в гамбургер нужно класть овощи, но свежие огурцы быстро портятся и закупать их нерентабельно. Зато их можно заменить на соленые или малосольные.
  4. Описание процесса. Чтобы знание передавалось сотрудникам, его нужно зафиксировать и определить измеримые нормы. Например, для идеального вкуса достаточно двух слайсов соленых огурцов, а не трех.
  5. Непрерывное исправление ошибок. Чтобы система стала жизнеспособной, ее нужно применять на практике и наблюдать за тем, как она работает. Если что-то идет не так — менять принципы. Например, чтобы победить в конкуренции со здоровым фастфудом, иногда можно делать гамбургеры со свежими огурцами в качестве акции.

Примеры бережливого производства из жизни

Концепция подойдет не только крупному, но и малому бизнесу. Главное — понять ее суть и применять на практике. Вот несколько примеров.

  1. Распределение обязанностей в цветочной мастерской. Когда в мастерскую привозят новую партию цветов, их нужно подготовить — отпоить стебли и подрезать их. После этого из цветов создают букеты. Часто подготовкой стеблей и созданием букетов занимается один и тот же человек — флорист. Но по сути это два разных процесса: рутинный и творческий. Можно разделить обязанности между двумя сотрудниками: один будет отвечать за приемку, другой — за составление букетов. Так процесс может пойти быстрее.
  2. Сезонные блюда в кафе. В течение года на прилавках появляются сезонные продукты. Как правило, они стоят дешевле, чем обычно, и общепит может обновить с помощью них меню. Хорошая идея — закупать продукт оптом и на его основе готовить несколько блюд. Например, летом предлагать гостям грибной суп из лисичек, поджарку лисичек с картошкой и, например, мясо под грибным соусом.
  3. Товар-конструктор в ретейле. У бизнеса часто бывает товар-локомотив — то, что покупатели берут чаще всего. Обычно это товар в стандартной комплектации, но даже такой товар можно сделать более индивидуальным, если разложить на несколько составляющих. Допустим, компания продает слинги для новорожденных. Есть два товара-локомотива — слинг-шарф и слинг на кольцах. Чтобы придать товару уникальность, можно сделать слинг-конструктор. Для этого достаточно разделить ткань и кольцо и придумать способ, как крепить одно к другому. Так получится привлечь обе целевые аудитории.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Производство Среди малого бизнеса стало в два раза больше производителей косметики
Среди малого бизнеса стало в два раза больше производителей косметики
11 июня
2 мин
15 июля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.