На сайт банка

Бережливое производство — это методология управления предприятиями конвейерного типа, предполагающая экономию бюджета. Термин появился в Японии при создании автомобильных заводов Toyota. Принципы системы можно рассматривать шире и применять в любой сфере бизнеса.

Система подробно описана в литературе: «Канбан на производстве Toyota» Тайити Оно, «Теория ограничений Голдратта» Уильяма Деттмера, «Бизнес с нуля» Эрика Риса.

В чем идея бережливого производства

Цель бережливого производства, или lean production, — создавать качественные продукты с минимальными затратами.

Например, если компания продает гамбургеры, она может зафиксировать количество и характеристики ингредиентов, закупать их оптом, а еще организовать кухню так, чтобы продукт готовился за пару минут. Принципы бережливого производства пригодятся на каждом этапе.

Система управления опирается на пять ключевых принципов:

  1. Определение ценности. Самое главное — понять, в чем польза продукта. Ориентир — потребности клиента. Например, он голоден, но на обед у него есть только пять минут. Чтобы удовлетворить потребность, подойдет гамбургер, который можно быстро подать.
  2. Планирование потока создания продукта. После формулирования ценности представляют путь, как можно ее достигнуть, — какие шаги нужны для достижения цели. Например, составление технологической карты блюда, поиск и закупка определенных ингредиентов, описание процесса готовки, организация рабочего места и упаковки и т. д.
  3. Детализация процесса. Следующий этап — подробное описание каждого шага в производственной цепи. Важно увидеть «узкие горлышки», которые могут вызвать проблемы, и заранее подумать, как предотвратить их появление. Например, в гамбургер нужно класть овощи, но свежие огурцы быстро портятся и закупать их нерентабельно. Зато их можно заменить на соленые или малосольные.
  4. Описание процесса. Чтобы знание передавалось сотрудникам, его нужно зафиксировать и определить измеримые нормы. Например, для идеального вкуса достаточно двух слайсов соленых огурцов, а не трех.
  5. Непрерывное исправление ошибок. Чтобы система стала жизнеспособной, ее нужно применять на практике и наблюдать за тем, как она работает. Если что-то идет не так — менять принципы. Например, чтобы победить в конкуренции со здоровым фастфудом, иногда можно делать гамбургеры со свежими огурцами в качестве акции.

Примеры бережливого производства из жизни

Концепция подойдет не только крупному, но и малому бизнесу. Главное — понять ее суть и применять на практике. Вот несколько примеров.

  1. Распределение обязанностей в цветочной мастерской. Когда в мастерскую привозят новую партию цветов, их нужно подготовить — отпоить стебли и подрезать их. После этого из цветов создают букеты. Часто подготовкой стеблей и созданием букетов занимается один и тот же человек — флорист. Но по сути это два разных процесса: рутинный и творческий. Можно разделить обязанности между двумя сотрудниками: один будет отвечать за приемку, другой — за составление букетов. Так процесс может пойти быстрее.
  2. Сезонные блюда в кафе. В течение года на прилавках появляются сезонные продукты. Как правило, они стоят дешевле, чем обычно, и общепит может обновить с помощью них меню. Хорошая идея — закупать продукт оптом и на его основе готовить несколько блюд. Например, летом предлагать гостям грибной суп из лисичек, поджарку лисичек с картошкой и, например, мясо под грибным соусом.
  3. Товар-конструктор в ретейле. У бизнеса часто бывает товар-локомотив — то, что покупатели берут чаще всего. Обычно это товар в стандартной комплектации, но даже такой товар можно сделать более индивидуальным, если разложить на несколько составляющих. Допустим, компания продает слинги для новорожденных. Есть два товара-локомотива — слинг-шарф и слинг на кольцах. Чтобы придать товару уникальность, можно сделать слинг-конструктор. Для этого достаточно разделить ткань и кольцо и придумать способ, как крепить одно к другому. Так получится привлечь обе целевые аудитории.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Производство Госдума может обязать пищевиков соблюдать ГОСТы: цены на продукты резко вырастут
Госдума может обязать пищевиков соблюдать ГОСТы: цены на продукты резко вырастут
2 июня
5 мин
Словарик Оператор персональных данных
Оператор персональных данных
30 мая
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Свежие статьи:
Где взять робусту, а где арабику? Советы для кофеен, как выбрать поставщика кофейных зерен
Советы
Где взять робусту, а где арабику? Советы для кофеен, как выбрать поставщика кофейных зерен
И не прогадать с качеством и ценой
«Средняя продолжительность жизни бренда косметики — 52 недели»
Интервью
«Средняя продолжительность жизни бренда косметики — 52 недели»
Как построить бренд уходовой косметики и выжить на перегретом рынке
Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Истории
Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Как конфликт с арендодателем и договор угробили мой бизнес
Поставьте свою метку: как продвигать бизнес с помощью «Яндекс Карт», 2ГИС и Google Maps
Советы
Поставьте свою метку: как продвигать бизнес с помощью «Яндекс Карт», 2ГИС и Google Maps
Помогите клиентам вас отыскать
Розовая тапиока, каштановый сироп и домашняя карамель: кто зарабатывает на бабл-ти
Рынок
Розовая тапиока, каштановый сироп и домашняя карамель: кто зарабатывает на бабл-ти
Подборка точек по продаже чая с пузырьками
Новые штрафы в работе с персональными данными: что проверить прямо сейчас
Советы
Новые штрафы в работе с персональными данными: что проверить прямо сейчас
С 30 мая 2025 года за нарушения придется платить от 100 тыс. рублей
Топчик
Где взять робусту, а где арабику? Советы для кофеен, как выбрать поставщика кофейных зерен
Советы

Где взять робусту, а где арабику? Советы для кофеен, как выбрать поставщика кофейных зерен

И не прогадать с качеством и ценой
«Средняя продолжительность жизни бренда косметики — 52 недели»
Интервью

«Средняя продолжительность жизни бренда косметики — 52 недели»

Как построить бренд уходовой косметики и выжить на перегретом рынке
Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Истории

Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса

Как конфликт с арендодателем и договор угробили мой бизнес
Поставьте свою метку: как продвигать бизнес с помощью «Яндекс Карт», 2ГИС и Google Maps
Советы

Поставьте свою метку: как продвигать бизнес с помощью «Яндекс Карт», 2ГИС и Google Maps

Помогите клиентам вас отыскать
Розовая тапиока, каштановый сироп и домашняя карамель: кто зарабатывает на бабл-ти
Рынок

Розовая тапиока, каштановый сироп и домашняя карамель: кто зарабатывает на бабл-ти

Подборка точек по продаже чая с пузырьками
Новые штрафы в работе с персональными данными: что проверить прямо сейчас
Советы

Новые штрафы в работе с персональными данными: что проверить прямо сейчас

С 30 мая 2025 года за нарушения придется платить от 100 тыс. рублей
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.