Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
На что влияет ключевая ставка в бизнесе
Ключевая ставка теперь 21%. Если коротко, то это процент, под который Центробанк кредитует коммерческие банки. Он напрямую влияет на стоимость денег, которыми располагают банки, и это влияние по цепочке передается клиентам банков: компаниям, предпринимателям и физическим лицам. А что еще? Давайте разбираться.
Меняется стоимость кредитов
Когда повышают ключевую ставку, то дороже становятся как новые кредиты, так и полученные ранее под плавающие ставки. По ним вырастут процентные платежи. Это может сделать финансирование новых проектов или развитие существующего бизнеса более дорогим, а также снизить их привлекательность.
Пример
ИП Сомов планирует взять кредит на обустройство швейного цеха 10 млн рублей на 5 лет. При ставке кредита 20% годовых возможный ежемесячный платеж у Сомова будет 265 тыс. рублей. Ключевая ставка стала 21%. Банк, который ранее предоставлял кредит под 20% годовых, может теперь поднять ставку до 23% — и тогда ежемесячный платеж по потенциальному кредиту вырастет до 282 тыс. рублей. Для ИП Сомова станет дольше срок окупаемости вложений.
Здесь важно понимать, что повышение не затрагивает уже выданные под фиксированные ставки кредиты. А вот если бизнес практикует использование краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств или на покрытие кассовых разрывов, нужно готовиться к тому, что они станут дороже.
Обратная ситуация — когда Банк России понижает ключевую ставку (так периодически бывает). У коммерческих банков появляется возможность выдавать деньги под меньший процент. Это повышает доступность и обслуживание новых кредитов. Например, оборотными кредитами часто пользуются продавцы товаров на маркетплейсах.
iPhone 16 Pro Max!
Откройте счет в Модульбанке
и примите участие
в розыгрыше айфонов!
Самих кредитов станет меньше
Рост ключевой ставки приводит к повышению процентных ставок по кредитам, что делает их менее привлекательными. Заемщики могут отложить крупные покупки или вовсе отказаться от кредита, если не уверены в своей способности выплачивать более высокие проценты.
Пример
ООО «Исида» планирует расширение бизнеса — производство садовых инструментов — за счет кредитов на оборудование новых производственных площадок. При повышении ключевой ставки руководству «Исиды» придется заново просчитать и оценить перспективы реализации планов, а также рентабельность и окупаемость проекта. При негативном сценарии реализации проекта планы придется отложить.
«Если ставки по кредитам высоки, заемщики берут меньше кредитов. Меньше кредитов — меньше предложение товаров и спрос на них. Результат — снижение темпов экономического роста, доходов всех экономических агентов и занятости».
Любовь Крылова,доктор экономических наук
Производство станет дороже
Рост цен на производимую продукцию — это еще одно последствие повышения ключевой ставки, если компания часто берет кредиты в банках. Работает схема так: дорожают кредиты, растет себестоимость товаров, а это значит, что и цены на продукцию поднимаются.
В такой ситуации бизнесу важно понять, насколько популярны и нужны покупателям его товары. Если товар не является массовым, возможно, компании стоит временно снизить прибыль, чтобы сохранить покупателей и их интерес к продукту.
Пример
ИП Черный — владелец точки кофе навынос. У него есть кредит на развитие бизнеса 500 тыс. рублей с плавающей процентной ставкой. В результате повышения ключевой ставки процентная ставка по кредиту выросла на 3 процентных пункта, ежемесячные платежи по кредиту стали больше на 720 рублей. До повышения ставки себестоимость одной чашки была 70 рублей, а после повышения стала 71 рубль.
Станет меньше покупателей
Повышение ключевой ставки ведет к росту стоимости потребительских кредитов. Это может снизить покупательскую способность, особенно в сегментах, где кредитование является значимым фактором, например, в сфере недвижимости или торговле автомобилями.
Из-за дорогих кредитов люди меньше покупают недвижимость, снижаются продажи у застройщиков, меньше сделок проходит через компании, которые оказывают услуги по поиску продавцов и покупателей на вторичном рынке и сопровождение сделок купли-продажи.
Например, нехватку покупателей могут ощутить предприниматели, которые строят дачные дома. А владельцы овощных прилавков и булочных смогут спать спокойно, так как продукты — это товары первой необходимости.
Поднимется доходность по депозитам
Если компания имеет свободные запасы денег на счетах, она может размещать их на депозитах. Банк будет начислять процент на эти суммы, а компания получать доход. За ростом ключевой ставки обычно следует рост ставок по депозитам, поэтому у бизнеса, который располагает свободными средствами, появляется возможность заработать на вкладах еще больше. Но важно помнить, что по уже действующим депозитам банки ставки не повышают и начисляют доход исходя из ставок, установленных в момент открытия вклада. Чтобы получить повышенный процент, бизнесу нужно открыть новый депозит.
«Также с ростом доходности по вкладам растет склонность населения к сбережениям — люди меньше тратят и большую часть своих доходов размещают на депозитах».
Любовь Крылова,доктор экономических наук
На что обращать внимание при повышении ключевой ставки
Финансовая устойчивость. Оцените, насколько бизнес зависит от кредитных денег и насколько он чувствителен к изменениям процентных ставок. Например:
Планирование и прогнозирование. Пересмотрите финансовые и инвестиционные планы и прогнозы их реализации с учетом возможных изменений в стоимости кредитов и инвестиций. Например, просчитайте различные сценарии, как будут меняться расходы и конечная стоимость продукции, если ставка увеличится на 1, 2 или 5%.
Поиск альтернативных источников финансирования. Рассмотрите возможность привлечения инвестиций из других источников, например, через краудфандинговые платформыBoomstarter, ВДело и другие.
Эффективное управление затратами. Уделите особое внимание оптимизации расходов и повышению эффективности бизнеса, особенно в периоды роста кредитных ставок. Например:
Пересмотр ценовой политики. В зависимости от спроса и конкурентной ситуации компания может пересмотреть свою ценовую политику, чтобы компенсировать рост затрат на финансирование. Но при этом следует помнить, что рост цены продукции может снизить объем ее реализации. Иногда в этом вопросе лучше опираться на анализ конкурентов.
Пример
ИП Черный (тот самый владелец точки кофе навынос) думает, как быть со своим кредитом. Он провел мониторинг рынка и проследил, как на повышение ключевой ставки отреагировали другие кофейни района. Конкуренты повышают цены — это сигнал для пересмотра ценовой политики. ИП Черный также повысил цены— - и не потерял покупателей. Для этого он:
Бизнесу важно понимать, что повышение ключевой ставки — это не приговор, а вызов, который требует оперативного ответа и гибкости в принимаемых решениях.
iPhone 16 Pro Max!
Откройте счет в Модульбанке
и примите участие
в розыгрыше айфонов!