i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как начать продавать франшизу

Сколько можно заработать на франшизе и как это сделать
27 апреля
437
15
2

Если вы создали успешную компанию и задумались над расширением, у вас есть два пути: делать это за свой счет или открыть франшизу. Мы спросили предпринимателей, как они стали продавать франшизы, а еще собрали пошаговую инструкцию, как это сделать вам.

Эксперты — Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting, и Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli. Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Какие франшизы чаще продают

Чаще всего франшизы создают в сферах, которые ориентированы на массового покупателя и завязаны на брендах, это:

  • кафе, рестораны, кофейни;
  • салоны красоты, парикмахерские и маникюрные;
  • отели и хостелы;
  • магазины одежды, обуви, подарков, электроники;
  • детские игровые центры и тренажерные залы.

Франшиза — это способ масштабировать бизнес. Поэтому, чтобы начать продавать франшизу, нужно запустить и сделать успешным хотя бы одно заведение. Без этого никто не захочет покупать франшизу: люди платят за модель бизнеса, которая принесет им деньги.

Это также связано с поиском потенциальных покупателей — франчайзи. Если предприниматель раскрутил одно—два своих заведения, у него уже есть аудитория, сайт, соцсети и маркетинговая активность. Так затем и находят первых франчайзи — сообщают о запуске франшизы и распространяют новость, как если бы это была обычная акция «два кофе по цене одного».

Что нужно для продажи франшизы

Представим, ИП Терновский открыл кофейню имени себя и покорил своими кофе и пончиками часть города. Он задумался, что хочет вторую кофейню, но денег на расширение нет. Тогда он решил продать франшизу, и вот что ему нужно сделать:

зарегистрировать товарный знак. Это делают в Роспатенте, при этом название кофейни и логотип должны быть уникальными. Регистрация может занять два года, потому что Роспатент проверяет, не совпадает ли написание или звучание бренда с другими. Чтобы не потерять время, лучше нанять юриста;

разработать франшизный пакет. Так называют документы, которые в деталях описывают бизнес. Из франшизного пакета франчайзи должен в том числе узнать, на какой высоте повесить розетки, откуда их взять, где поставить мебель. Это как инструкция по сборке мебели в Икее — она должна помочь людям повторить ваш бизнес. В пакет также входят договор на использование товарного знака, маркетинговая и рекламная поддержка и всякие разные инструменты, которые потребуются, чтобы открыть бизнес.

подготовить концессионный договор. По нему проходит работа по франшизе — этот договор фиксирует плату за франшизу, предмет, условия работы. Концессионный договор у каждой франшизы свой, это закрытый документ, поэтому в интернете нет договора той же Шоколадницы. С договором поможет юрист.

приготовиться постоянно помогать. Нельзя продать франшизу, получить деньги и забыть — нужно контролировать запуск бизнеса, помогать развивать его, работать над сетью в целом. Если этого не делать, франчайзи может разориться или расторгнуть договор.

Пока франчайзи один, не так сложно с ним работать, но если появится целая сеть, управлять ей в одиночку станет невозможно. Потребуется команда менеджеров, которые должны общаться с франчайзи, отвечать на вопросы и помогать в развитии их бизнеса, а это новые рабочие места и затраты.

Поэтому кроме шагов, которые связаны непосредственно с оформлением франшизы, нужно предусмотреть дополнительные деньги — по опыту, паушальный взнос быстро закончится, а своих может не хватить на расширение сети.

Сколько можно заработать

ИП Терновский задумался, что телодвижений много, а какая будет прибыль от продажи франшизы, пока непонятно. И решил посчитать, на чём он может заработать, — оказалось, на:

  • паушальном взносе — платеже, который вносит покупатель, когда получает право работать под брендом ИП Терновский;
  • роялти — ежемесячных взносах от покупателя.

Но оказалось, что Терновский вряд ли много заработает. Чем известнее бренд, тем больше за него платят. Если компания малоизвестная, франшиза не будет дорогой:

  • паушальный взнос Шоколадницы — два миллиона рублей, а неизвестных компаний — двести—триста тысяч рублей. Иногда известные бренды берут небольшой взнос, если хотят быстрее расширяться;
  • роялти тоже зависит от известности бренда — Терновский может рассчитывать на 2—4% от ежемесячной выручки. В среднем выручака микробизнеса — от 600 000 до 1,5 млн рублей в месяц — значит, ИП Терновский получит 25 000—60 000 ₽ в месяц.

В итоге Терновский сможет заработать с одного франчайзи:

  • 200 000—300 000 ₽ разово;
  • 25 000—60 000 ₽ ежемесячно.

Если у Терновского есть экокофе особой обжарки или любые другие уникальные товары, он может предложить их своему франчайзи, а сам получать процент от продажи.

Сколько зарабатывают известные франшизы

Одни компании просят миллионы на старте, другие работают с минимальным паушальным взносом. Мы взяли известные франшизы и узнали, сколько они зарабатывают на своих брендах:

Компания
Паушальный взнос, ₽
Роялти, ₽

350 000

3,5% — первый год;

5% — второй и дальше

плюс 3% — маркетинговый взнос

от 250 000 до 2,5 млн

7%

от 600 000 до 1,5 млн

4% — первый год;

7% — второй и дальше

от 2 до 2,5 млн

6%

Франчайзи платят паушальный взнос, роялти, но еще нужны деньги на открытие. Чтобы работать под брендом Додо-пиццы, потребуется от 6 до 15 млн рублей, в зависимости от формата и города. А инвестиции в Иль-патио — от 17 до 25 млн рублей.

Я разочаровался в концепции франшиз

Рассказывает Роман Сабиржанов, руководитель управляющей компании HotConsulting

Я продавал франшизу, но разочаровался в этом формате, поэтому пока этим не занимаюсь.

Всё началось с запуска первого хостела — это был успешный и медийный проект, мне казалось, что с ним я покорю весь мир. Но чем сложнее продукт, тем сложнее создать универсальную схему для франшизы.

Успех Сабвея и Макдоналдса в том, что это универсальные проекты, которые подходят к любым городам и странам, я же пытался выйти на рынок с узким предложением — хостелом для творческих людей.

Оказалось же, что покупателей франшиз мало интересует творчество, им нужно зарабатывать деньги. Я упустил этот момент: мне казалось, что важно дать людям что-то необычное, про деньги я и не думал, а это важнее всего.

Мне казалось, что важно дать людям что-то необычное, про деньги я и не думал, а это важнее всего

Мой хостел был известен в своем сегменте, поэтому со стороны маркетинга сложностей не было: люди сами меня находили и просили продать франшизу. Я соглашался работать не со всеми — много кого отсеивал, потому что хотел найти адекватных людей и не хотел негативных кейсов.

Я продал франшизу пяти франчайзи в разных городах, и начались проблемы с контролем. Оказалось, что продать не так сложно, сложно контролировать, как люди работают, соблюдают ли концепцию, не порочат ли имидж. Например, один франчайзи начал в хостеле вместо круассанов продавать чебуреки.

Люди покупают франшизу в надежде, что сама сеть будет развиваться, станет более узнаваемой, и это поможет им. Поэтому в какой-то момент я задумался о маркетологе и пиарщике, а это дополнительные траты.

Еще оказалось, что с хостелами сложнее, чем с автомойками и кофейнями: в среднем от момента поиска помещения до стабильной загрузки проходит восемь месяцев, поэтому не получается быстро запустить хостелы по франшизе.

В итоге все пять хостелов закрылись: франшизы я продал в 2013 году, а последний хостел закрылся в 2018 году.

Все деньги от франчайзи мы тратим на них же

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli

Мы начинали с сельского магазина-офиса похоронных принадлежностей, но быстро перешли на формат похоронного дома. Это было связано с тем, что в магазине не получится:

  • поставить холодильники для умерших;
  • сделать место для прощания;
  • предоставлять все услуги в комплексе.

В одном похоронном доме проработали десять лет, а потом поняли, что хотим расширяться, но если делать это самостоятельно, получится долго и дорого. У нас просто не было денег на строительство нескольких похоронных домов, а хотелось охватить как можно больше регионов.

Параллельно с этим знакомые стали интересоваться форматом похоронных домов, спрашивали, как им можно присоединиться к бизнесу. Тут мы поняли, что нужно срочно готовить финансовую модель франшизы, а время поджимало, поэтому мы обратились к Алексею Каранюку, основателю компании «Финмодель», и попросили помочь.

Делали это на коленке, потому что через день была первая встреча с потенциальными франчайзи, нужно было показать хоть что-то. Затем мы вместе разработали концепцию, составили договор и франшизный пакет.

Еще мы стали везде говорить, что запускаем франшизу — в СМИ, интернете, соцсетях, профессиональных сообществах, так делаем и сейчас. Мы не даем рекламу за деньги, а рассказываем везде, где только можно. Это работает: к нам стали обращаться разные люди, некоторые в дальнейшем купили франшизу.

Сегодня у нас пятнадцать похоронных домов, в этом году планировали строить еще шесть — в Калужской, Тверской и Тамбовской областях, — но пока из-за пандемии коронавируса не совсем понятно, сможем ли начать.

Наша франшиза стоит:

  • 500 000 ₽ — паушальный взнос;
  • 4% — роялти, зависит от региона и конкретного договора, можем дать на время и 0%.

Еще у франчайзи есть затраты на строительство, оборудование и транспорт — это где-то пять миллионов. В первый год работы похоронный дом приносит в среднем шесть миллионов рублей.

Думаю, продажа франшизы — это история не про заработок, а про развитие бизнеса. Паушальные взносы мы тратим на адаптацию проекта, строительную документацию, си-эр-эм-систему, а роялти уходят на поддержание работы.

Продажа франшизы — это история не про заработок, а про развитие бизнеса

Мы больше сами вкладываем сил и ресурсов, чем получаем, но это наша цель — мы хотим охватить большую территорию и везде распространить свой продукт.

Расскажите, а вы бы купили франшизу? Может, сделали бы свою?
В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
47
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.