На сайт банка

«Подпишитесь на рассылку и получите бесплатную электронную книгу», — всплывает сообщение на сайте книжного магазина. Вы наверняка такое видели не раз. Эта реклама — лид-магнит, инструмент маркетинга, который помогает бизнесу собрать базу контактов. Мы спросили у эксперта, как это устроено и кому без лид-магнитов не обойтись.

Эксперт — Александр Азар, маркетолог-стратег, входит в топ-100 маркетологов России. Записалa Юлия Корнева.

Что такое лид-магнит

Лид-магнит — это бесплатный бонус, в обмен на который продавец получает телефон, электронную почту и другие данные клиента. Например, фитнес-клуб для привлечения клиентов дает первую тренировку бесплатно, маркетинговое агентство — таблицу по расчету затрат на маркетинг для предпринимателей. Еще лид-магниты бывают в форме тестов, чек-листов, вебинаров, гайдов и мастер-классов.

Пример

Бухгалтерский интернет-журнал предлагает бесплатную подписку на 3 дня за регистрацию на сайте:

В обмен на лид-магнит журнал получает ваши данные — почту или социальные сети, которые потом может использовать, чтобы сделать вас своим клиентом. Источник

Обычно лид-магнит — это начало воронки продаж, то есть первый этап на пути к сделке. Когда получается собрать персональные данные, человек из прохожего превращается в потенциального клиента. С этим списком дальше можно работать: звонить, отправлять рассылки на электронную почту и по СМС.

Зачем бизнесу лид-магниты

Лид-магнит решает сразу несколько задач бизнеса.

Привлекает новых клиентов

Компании выгодно бесплатно дать продукт, который стоит 500−1000 руб., если потом получится продать на 50 тыс. руб.

Помогает собрать базу контактов

Потом аудиторию сегментируют на тех, кто покупает чаще всего, время от времени и редко. На основе этого выстраивают систему лояльности, делая специальные предложения для разных сегментов.

Повышает лояльность к бренду

Если бесплатный бонус оказался полезным, потенциальный клиент больше доверяет бизнесу.

Один из примеров лид-магнита — скидочные карты супермаркетов. Кассир предлагает бесплатную карту. Чтобы ее активировать, нужно заполнить на сайте анкету, а на карте копятся баллы или по ней есть скидка на товары по акции. Супермаркет на основе данных о покупках строит свою систему лояльности, оценивает, что чаще всего покупает клиент, и присылает специальные предложения. А клиент рад, что может получать в супермаркете скидки.

Стимулирует новые продажи

Не всегда лид-магнит — это начало воронки продаж. Иногда бесплатные бонусы дают клиентам, которые давно ничего покупали. Есть еще понятие трипваера (англ. tripwire) — это простой продукт, который предлагают не бесплатно, но за низкую цену.

Когда нужен лид-магнит

Не всем предпринимателям нужно придумывать лид-магниты. В первую очередь, это стоит делать компаниям, которые хотят объяснить, почему купить стоит именно у них. В каких случаях возникает такая потребность:

  • Продукт дорогой или необычный. Например, предприниматель продает специальные носки для атлетов за 5 тыс. руб. Покупатели не понимают, почему обычный вроде бы товар стоит так дорого. Тогда подойдет лид-магнит «Топ-5 способов для спортсменов бежать быстрее», в котором упоминаются специальные носки.
  • Продукт связан с информацией (онлайн-курсы, образовательные платформы, стриминги, программное обеспечение, консалтинг, услуги маркетинговых агентств) — чтобы клиент понял ценность еще до приобретения продукта.

Без лид-магнита могут обойтись, например, продуктовый магазин у дома, кофейня, булочная или парикмахерская.

У компаний, работающих с товарами массового спроса, есть задача собрать базу контактов, но нет интересного контента. В этом случае лид-магнитом может быть возможность получить скидку или недорогой товар бесплатно.

Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Какими бывают лид-магниты

Самые популярные виды лид-магнитов:

  • текстовые (электронные книги, гайды, чек-листы, инструкции, памятки, обзоры);
  • игровые (квизы, тесты);
  • полезные инструменты (шаблоны, скрипты, исследования, инфографика);
  • видео (уроки, вебинары, лекции);
  • купоны на скидку, пробные версии и демопродукты.

Теперь подробнее о каждом.

Текстовые лид-магниты

Подойдут B2C-бизнесу, который продает товары или услуги. Такие лид-магниты решают какую-то проблему потенциального клиента. Текстовый материал покажет бренд как экспертный и расскажет о его преимуществах.

Студия растяжки предлагает комплекс упражнений в обмен на электронную почту. Источник

Игровые лид-магниты

Тесты и квизы могут быть как развлекательными, так и серьезными. Игровая механика вовлекает потенциального клиента во взаимодействие с контентом и повышает лояльность.

Лид-магнит маркетолога предлагает потенциальным клиентам оценить стоимость их знаний в своей сфере с помощью теста. Источник

Полезные инструменты

В эту категория входят инструменты, который облегчают работу и жизнь потенциального клиента: таблицы, образцы договоров, калькуляторы стоимости, шаблоны, скрипты и исследования.

Видео

Уроки, вебинары и лекции — один из самых популярных лид-магнитов при продаже онлайн-обучения.

Приглашение на бесплатный вебинар от специалиста по нейрографике. Источник

Купоны на скидку, пробные версии и демопродукты

Это все, что дает возможность воспользоваться частью продукта бесплатно. Пробные периоды и демоверсии обычно используют сервисы, которые работают по подписке: приложения, ПО для бизнеса, онлайн-кинотеатры. Скидки новым клиентам часто дают гостиницы, интернет-магазины, фитнес-клубы.

Фитнес-клуб приглашает на бесплатный гостевой визит, чтобы потенциальный клиент познакомился с возможностями клуба. Источник
Скидка на первый заказ в клининговом сервисе. Источник

У бизнеса может быть несколько лид-магнитов под разные продукты и аудиторию. Например, онлайн-школы делают лид-магниты под каждый новый курс.

Как теплые и холодные контакты влияют на лид-магниты

По степени «теплоты» все контакты (то есть потенциальные клиенты) делятся на холодные, теплые и горячие. Холодные контакты не заинтересованы в продукте и ничего не знают о нем (или однажды уже отказывались от него). У теплых есть потребность в продукте, но она не срочная и не приоритетная. Горячие — те, кто готов купить прямо сейчас.

Пример

Для стоматологической клиники холодными контактами будут люди со здоровыми зубами, теплыми — те, у кого есть кариес, горячими — те, у кого прямо сейчас болит зуб и распухла щека.

Чем теплее контакт, тем меньше информации и больше призыва к действию должно быть в лид-магните — и наоборот.

Лид-магнитом для холодного контакта могут быть чек-листы, инфографика и тесты с простым вопросом. Например, «5 признаков, что вам пора к стоматологу», «Задумывались ли вы, как газировка влияет на ваши зубы?», «Чек-лист по снижению вреда для зубов».

Для теплого контакта хороший лид-магнит уже не указывает на проблему, а объясняет, как ее решить. Например, «Вебинар о том, как избавиться от кариеса».

Горячему контакту можно вообще ничего не объяснять, а предложить скидку на первый визит или бесплатную консультацию перед лечением.

Как сделать эффективный лид-магнит

Вот несколько правил, которые помогут создать хороший лид-магнит.

Проведите исследование

Опросите лояльных клиентов, которые уже покупают у вас давно. Задайте такие вопросы:

  1. Почему пользуетесь этим продуктом? Ответ поможет понять, какие у клиентов есть проблемы, которые решает продукт. Информацию можно использовать в лид-магните для холодных клиентов, чтобы сформировать спрос.
  2. Почему обращаетесь к нам? Ответ поможет правильно позиционировать продукт.
  3. Чем мы отличаемся от конкурентов? Ответ покажет дополнительные ценности и уникальные характеристики продукта, поможет в продажах, когда покупатель еще не решил, покупать у вас или идти к конкурентам.

Если возможности провести такое исследование нет, то можно почитать социальные исследования, форумы и группы в соцсетях, где проводит время ваша целевая аудитория.

Посмотрите идеи у конкурентов

Слепо копировать не стоит, но вдохновиться, посмотреть интересные форматы и сделать на их основе что-то свое — нормальная практика.

Не запрашивайте слишком много информации

Сложная форма для заполнения отпугнет потенциального клиента. Попросите что-то одно — почту, телефон или ник в социальных сетях. По возможности сделайте заполнение заявки или процесс регистрации одноступенчатым — то есть чтобы действие нужно было совершить только одно.

Сделайте качественный контент

Подайте информацию так, чтобы человек захотел обратиться за помощью именно к вам. Много воды в чек-листе, кривая верстка в гайде, пропадающий звук во время вебинара показывают непрофессионализм и снижают лояльность потенциального покупателя. Позаботьтесь, чтобы контент был качественным.

Оставьте призыв к действию

Лид-магнит должен вызвать желание совершить новое действие. Например, купить товар, записаться на прием, получить консультацию. Имейте это в виду и сделайте путь к новому действию простым.

Призыв к действию в лид-магните маркетолога — пример от эксперта

Соблюдайте законы

При сборе контактов получите от потенциального клиента согласие на обработку персональных данных, а также согласие на получение рекламных рассылок. Для этого разместите на отдельной странице сайта политику обработки персональных данных и попросите отметить согласие с ней в тот момент, когда пользователь оставляет контакты. Если речь про офлайн-взаимодействие, сделайте форму согласия и попросите человека ее подписать.

Лид-магнит Skillbox — бесплатный доступ к вводной части обучения. Рядом с формой для номера телефона — предупреждение об обработке персональных данных.

Как использовать лид-магнит

Чтобы выбрать место размещения лид-магнита, проанализируйте целевую аудиторию, подумайте, на каких площадках обычно ищут информацию ваши клиенты. Тут нет готового ответа.

Допустим, ваша целевая аудитория — мамы младенцев. Скорее всего, они ищут информацию в поисковиках, на YouTube, на форумах для родителей, спрашивают у педиатра. Там, где собирается эта аудитория, и стоит размещать лид-магнит.

В случае с мамами младенцев размещайте информацию о лид-магните в Яндекс Директе, в статьях с SEO-оптимизацией, статьях на форумах, на плакатах в приемной педиатра.

Сам контент лид-магнита лучше разместить на своих площадках — на сайте или в социальных сетях, чтобы вы могли контролировать сам контент и доступ к нему.

Как оценить эффективность лид-магнита

Самый простой способ оценки эффективности лид-магнита — посчитать конверсию, то есть то, какой процент людей из увидевших контент оставил свои контактные данные. Допустим, раздали 1 тыс. листовок с предложением получить скидку за контакт и получили 100 контактов, тогда конверсия — 10%. Это отличный результат, для листовок обычно конверсия — около 3%. В среднем норма от 5 до 15%.

Но сбор контактов не целевое действие для бизнеса: важны продажи. Чтобы оценить эффективность, проведите тест: сравните конверсию в покупку у группы, которая получала лид-магнит, и у той, которая не получала. Если конверсия у группы с лид-магнитом выше, значит, он эффективен.

Еще стоит посчитать возврат инвестиций.

Пример расчета

ROI (Return on Investment — возврат инвестиций) рассчитывается по формуле:

(Доход − Расход) / Расход x 100%

Допустим, предприниматель вложил в листовки 10 тыс. руб. и получил продаж на 30 тыс. руб., тогда ROI — 200%. Это хороший показатель.

Другой пример: бизнес-школа использует в качестве лид-магнита вебинар. Он стоит 70 тыс. руб. и принес продажи на 60 тыс. руб. Тогда ROI — −14%. Инвестиции неэффективны.

Если вложения окупились, значит, инструмент работающий. Инвестиции считаются оправданными, если итоговый показатель положительный.

Если вложения не окупились, стоит попробовать другой формат лид-магнита и другие способы его распространения.

По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!

Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам

Узнать
Еще какие-то статьи
Продажи Минфин разрешил не использовать онлайн-кассы при расчетах с контрагентами через СБП
Минфин разрешил не использовать онлайн-кассы при расчетах с контрагентами через СБП
17 июля
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.