Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как работает бесплатный сыр: зачем бизнесу нужны лид-магниты
«Подпишитесь на рассылку и получите бесплатную электронную книгу», — всплывает сообщение на сайте книжного магазина. Вы наверняка такое видели не раз. Эта реклама — лид-магнит, инструмент маркетинга, который помогает бизнесу собрать базу контактов. Мы спросили у эксперта, как это устроено и кому без лид-магнитов не обойтись.
Что такое лид-магнит
Лид-магнит — это бесплатный бонус, в обмен на который продавец получает телефон, электронную почту и другие данные клиента. Например, фитнес-клуб для привлечения клиентов дает первую тренировку бесплатно, маркетинговое агентство — таблицу по расчету затрат на маркетинг для предпринимателей. Еще лид-магниты бывают в форме тестов, чек-листов, вебинаров, гайдов и мастер-классов.
Пример
Бухгалтерский интернет-журнал предлагает бесплатную подписку на 3 дня за регистрацию на сайте:
В обмен на лид-магнит журнал получает ваши данные — почту или социальные сети, которые потом может использовать, чтобы сделать вас своим клиентом. Источник
Обычно лид-магнит — это начало воронки продаж, то есть первый этап на пути к сделке. Когда получается собрать персональные данные, человек из прохожего превращается в потенциального клиента. С этим списком дальше можно работать: звонить, отправлять рассылки на электронную почту и по СМС.
Зачем бизнесу лид-магниты
Лид-магнит решает сразу несколько задач бизнеса.
Привлекает новых клиентов
Компании выгодно бесплатно дать продукт, который стоит 500−1000 руб., если потом получится продать на 50 тыс. руб.
Помогает собрать базу контактов
Потом аудиторию сегментируют на тех, кто покупает чаще всего, время от времени и редко. На основе этого выстраивают систему лояльности, делая специальные предложения для разных сегментов.
Повышает лояльность к бренду
Если бесплатный бонус оказался полезным, потенциальный клиент больше доверяет бизнесу.
Один из примеров лид-магнита — скидочные карты супермаркетов. Кассир предлагает бесплатную карту. Чтобы ее активировать, нужно заполнить на сайте анкету, а на карте копятся баллы или по ней есть скидка на товары по акции. Супермаркет на основе данных о покупках строит свою систему лояльности, оценивает, что чаще всего покупает клиент, и присылает специальные предложения. А клиент рад, что может получать в супермаркете скидки.
Стимулирует новые продажи
Не всегда лид-магнит — это начало воронки продаж. Иногда бесплатные бонусы дают клиентам, которые давно ничего покупали. Есть еще понятие трипваера (англ. tripwire) — это простой продукт, который предлагают не бесплатно, но за низкую цену.
Когда нужен лид-магнит
Не всем предпринимателям нужно придумывать лид-магниты. В первую очередь, это стоит делать компаниям, которые хотят объяснить, почему купить стоит именно у них. В каких случаях возникает такая потребность:
Без лид-магнита могут обойтись, например, продуктовый магазин у дома, кофейня, булочная или парикмахерская.
У компаний, работающих с товарами массового спроса, есть задача собрать базу контактов, но нет интересного контента. В этом случае лид-магнитом может быть возможность получить скидку или недорогой товар бесплатно.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Какими бывают лид-магниты
Самые популярные виды лид-магнитов:
Теперь подробнее о каждом.
Текстовые лид-магниты
Подойдут B2C-бизнесу, который продает товары или услуги. Такие лид-магниты решают какую-то проблему потенциального клиента. Текстовый материал покажет бренд как экспертный и расскажет о его преимуществах.
Игровые лид-магниты
Тесты и квизы могут быть как развлекательными, так и серьезными. Игровая механика вовлекает потенциального клиента во взаимодействие с контентом и повышает лояльность.
Полезные инструменты
В эту категория входят инструменты, который облегчают работу и жизнь потенциального клиента: таблицы, образцы договоров, калькуляторы стоимости, шаблоны, скрипты и исследования.
Видео
Уроки, вебинары и лекции — один из самых популярных лид-магнитов при продаже онлайн-обучения.
Купоны на скидку, пробные версии и демопродукты
Это все, что дает возможность воспользоваться частью продукта бесплатно. Пробные периоды и демоверсии обычно используют сервисы, которые работают по подписке: приложения, ПО для бизнеса, онлайн-кинотеатры. Скидки новым клиентам часто дают гостиницы, интернет-магазины, фитнес-клубы.
У бизнеса может быть несколько лид-магнитов под разные продукты и аудиторию. Например, онлайн-школы делают лид-магниты под каждый новый курс.
Как теплые и холодные контакты влияют на лид-магниты
По степени «теплоты» все контакты (то есть потенциальные клиенты) делятся на холодные, теплые и горячие. Холодные контакты не заинтересованы в продукте и ничего не знают о нем (или однажды уже отказывались от него). У теплых есть потребность в продукте, но она не срочная и не приоритетная. Горячие — те, кто готов купить прямо сейчас.
Пример
Для стоматологической клиники холодными контактами будут люди со здоровыми зубами, теплыми — те, у кого есть кариес, горячими — те, у кого прямо сейчас болит зуб и распухла щека.
Чем теплее контакт, тем меньше информации и больше призыва к действию должно быть в лид-магните — и наоборот.
Лид-магнитом для холодного контакта могут быть чек-листы, инфографика и тесты с простым вопросом. Например, «5 признаков, что вам пора к стоматологу», «Задумывались ли вы, как газировка влияет на ваши зубы?», «Чек-лист по снижению вреда для зубов».
Для теплого контакта хороший лид-магнит уже не указывает на проблему, а объясняет, как ее решить. Например, «Вебинар о том, как избавиться от кариеса».
Горячему контакту можно вообще ничего не объяснять, а предложить скидку на первый визит или бесплатную консультацию перед лечением.
Как сделать эффективный лид-магнит
Вот несколько правил, которые помогут создать хороший лид-магнит.
Проведите исследование
Опросите лояльных клиентов, которые уже покупают у вас давно. Задайте такие вопросы:
Если возможности провести такое исследование нет, то можно почитать социальные исследования, форумы и группы в соцсетях, где проводит время ваша целевая аудитория.
Посмотрите идеи у конкурентов
Слепо копировать не стоит, но вдохновиться, посмотреть интересные форматы и сделать на их основе что-то свое — нормальная практика.
Не запрашивайте слишком много информации
Сложная форма для заполнения отпугнет потенциального клиента. Попросите что-то одно — почту, телефон или ник в социальных сетях. По возможности сделайте заполнение заявки или процесс регистрации одноступенчатым — то есть чтобы действие нужно было совершить только одно.
Сделайте качественный контент
Подайте информацию так, чтобы человек захотел обратиться за помощью именно к вам. Много воды в чек-листе, кривая верстка в гайде, пропадающий звук во время вебинара показывают непрофессионализм и снижают лояльность потенциального покупателя. Позаботьтесь, чтобы контент был качественным.
Оставьте призыв к действию
Лид-магнит должен вызвать желание совершить новое действие. Например, купить товар, записаться на прием, получить консультацию. Имейте это в виду и сделайте путь к новому действию простым.
Соблюдайте законы
Федеральный законот 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
При сборе контактов получите от потенциального клиента согласие на обработку персональных данных, а также согласие на получение рекламных рассылок. Для этого разместите на отдельной странице сайта политику обработки персональных данных и попросите отметить согласие с ней в тот момент, когда пользователь оставляет контакты. Если речь про офлайн-взаимодействие, сделайте форму согласия и попросите человека ее подписать.
Как использовать лид-магнит
Чтобы выбрать место размещения лид-магнита, проанализируйте целевую аудиторию, подумайте, на каких площадках обычно ищут информацию ваши клиенты. Тут нет готового ответа.
Допустим, ваша целевая аудитория — мамы младенцев. Скорее всего, они ищут информацию в поисковиках, на YouTube, на форумах для родителей, спрашивают у педиатра. Там, где собирается эта аудитория, и стоит размещать лид-магнит.
В случае с мамами младенцев размещайте информацию о лид-магните в Яндекс Директе, в статьях с SEO-оптимизацией, статьях на форумах, на плакатах в приемной педиатра.
Сам контент лид-магнита лучше разместить на своих площадках — на сайте или в социальных сетях, чтобы вы могли контролировать сам контент и доступ к нему.
Как оценить эффективность лид-магнита
Самый простой способ оценки эффективности лид-магнита — посчитать конверсию, то есть то, какой процент людей из увидевших контент оставил свои контактные данные. Допустим, раздали 1 тыс. листовок с предложением получить скидку за контакт и получили 100 контактов, тогда конверсия — 10%. Это отличный результат, для листовок обычно конверсия — около 3%. В среднем норма от 5 до 15%.
Но сбор контактов не целевое действие для бизнеса: важны продажи. Чтобы оценить эффективность, проведите тест: сравните конверсию в покупку у группы, которая получала лид-магнит, и у той, которая не получала. Если конверсия у группы с лид-магнитом выше, значит, он эффективен.
Еще стоит посчитать возврат инвестиций.
Пример расчета
ROI (Return on Investment — возврат инвестиций) рассчитывается по формуле:
(Доход − Расход) / Расход x 100%
Допустим, предприниматель вложил в листовки 10 тыс. руб. и получил продаж на 30 тыс. руб., тогда ROI — 200%. Это хороший показатель.
Другой пример: бизнес-школа использует в качестве лид-магнита вебинар. Он стоит 70 тыс. руб. и принес продажи на 60 тыс. руб. Тогда ROI — −14%. Инвестиции неэффективны.
Если вложения окупились, значит, инструмент работающий. Инвестиции считаются оправданными, если итоговый показатель положительный.
Если вложения не окупились, стоит попробовать другой формат лид-магнита и другие способы его распространения.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам