Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Бюджетный дизайн офиса: как создать стильное рабочее пространство и не разориться
Многие мечтают об офисе как у Google, но немногие готовы выложить за него целое состояние. Хорошая новость: скалодром, настольный теннис и спальные места не обязательны, главное — чтобы людям было комфортно. Рассказываем, как разработать дизайн офисного интерьера, в котором сотрудники будут работать с удовольствием.
Как выбрать помещение для офиса
Искать подходящее помещение можно на «Авито», ЦИАН, Яндекс Недвижимости или с помощью риелтора.
В каком здании смотреть
В России офисные здания делят на четыре категории:
Оптимальный вариант для малого бизнеса — класс B. Такие офисы удобные и красивые, в них можно приглашать клиентов и партнеров. Интернет-магазину или производственной компании подойдет и класс С, если хочется сэкономить.
Дороже всего при ремонте любого здания обойдутся инженерные системы. Поэтому обязательно расспросите арендодателя о технических условиях: электрике, вентиляции, охлаждении. Бессмысленно красиво оформлять офис, в котором не хватает розеток или свежего воздуха.
Какая нужна площадь
Осмотрите, в каком состоянии внутренние площади в здании. Выбирайте коммерческую недвижимость, которая если и требует ремонта, то небольшого косметического.
Хотя по нормативам достаточно 4,5 кв. м на одно рабочее место, для комфортной работы лучше заложить больше — от 10 до 16 кв. м с учетом общих зон.
На что еще смотреть
Дневной свет позволяет сотрудникам чувствовать себя бодро, при этом не утомляя глаза, поэтому главная валюта офиса — доступ к естественному освещению. Выбирайте помещения с широким фасадом и большими окнами.
Чем меньше несущих стен и колонн, которые разрывают пространство на отдельные части, тем больше у вас вариантов для зонирования. Но большие пролеты и стоят дороже.
Что точно должно быть в офисе
Требования к рабочему месту — Приказ Минтрудаот 29.10.2021 г. № 774Н, СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.2.3670-20
Идеала тут нет, но есть некоторые обязательные правила для бизнеса. Кое-что придется точно предусмотреть — что-то с самого начала, а что-то по мере ремонта. Лучше сразу ориентироваться на требования, например, СанПиНа, иначе запросто можно схватить штраф от Роспотребнадзора или Роструда.
По этим правилам в офисе:
Как зонировать помещение
Есть компании с жесткой системой управления, которые любят, чтобы все сидели в офисе с 9 до 18, а есть демократичные — с высокой степенью доверия, работающие в гибридном графике. Обычно офисы у них разные.
Для компаний с жесткой системой управления
Обычно проектируют опенспейс для рядовых сотрудников, кабинеты для руководителей, а еще много мест для хранения документов и личных вещей. Опенспейс — более дешевое решение, чем кабинеты, потому что для него нужно меньше инженерного оборудования и отделочных материалов для стен.
Размещайте рабочие места вдоль фасада здания с доступом к естественному свету, а переговорные, санузлы, кафе — в ядре помещения.
Пример
Рабочие места, находящиеся далеко от естественного света, сделайте максимально интересными, чтобы добавить больше комфорта. Например, используйте больше растений, более удобное рабочее кресло, отдельный рабочий стол без соседей.
Когда мест в одном блоке опенспейса слишком много, создается ощущение грядок или селедок в бочке. Чтобы сотрудники друг другу не мешали, разбивайте блоки так, чтобы в каждом было не больше 20 человек.
Блоки разделите акустическими или многофункциональными панелями, не обязательно делать стены или перегородки до потолка. Интересно смотрится, когда блоки разных отделов оформлены в своей стилистике.
Для демократичных компаний
В компаниях с высокой степенью доверия офис используется, чтобы поддерживать командный дух и совместно решать задачи. Некоторые для этого исходят из того, что только часть сотрудников будут в офисе одновременно — например, треть или половина.
Если это ваш вариант, то понадобится минимум рабочих столов и кабинетов и максимум переговорных. Самый востребованный формат — переговорки на два-четыре человека, где можно и обсудить новый проект, и вместе поработать.
Столы в таком офисе — совместного использования, то есть не закреплены за конкретным человеком. Работает за ними тот, кто первым пришел.
Если бизнес-задачи компании изменились, офис легко перестроить: из зоны с рабочими столами сделать лекторий, из двух маленьких переговорок — одну большую.
Перед ремонтом разрабатывают дизайн-проект — это пошаговая инструкция с чертежами, схемами и расчетами. Она включает планировочное решение, инженерную документацию, планы монтажа пола и потолка, стен и перегородок, освещения. Проектировщик отвечает за то, что все столы поместятся, всем хватит розеток и света, а также рассчитывает бюджет. Если помещение уже отремонтировано и осталось расставить мебель, можно нарисовать схему самостоятельно. В других случаях лучше поручить проект профессионалу.
«Сейчас граница между корпоративным и домашним интерьером стирается. Офисы становятся все менее формальными. Если хотите использовать этот тренд, действуйте без фанатизма. Организовать читательский уголок с лампой, красивым абажуром, книжным шкафом и креслом-качалкой — хорошо, но домашним коврам и мебели для сна в офисе не место».
Елена Аралова,директор Ed-Architecture
Как выбрать мебель для офиса
Выбирайте антивандальную стойкую к износу мебель, чтобы она не истрепалась через полгода активного использования.
Самая важная офисная мебель — кресло. Рабочие кресла должны регулироваться по высоте. Лучше, чтобы настраивалась не только высота сидения, но и высота спинки, а также угол наклона. В таком кресле будет удобно людям разного роста и комплекции. В противном случае получится табуретка со спинкой, работать сотрудникам будет неудобно.
Столы понадобятся простые, но качественные. Кромка (торец столешницы) должна быть не приклеена, а запаяна лазером, а ножки — вкручены в каркас, а не напрямую в столешницу. Это обеспечит долговечность конструкции.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Позаботьтесь о системах хранения. Подкатные тумбочки сбоку стола уже не в моде. Подойдут шкафы, которые можно использовать не только для хранения документов, но и для зонирования.
В переговорных можно отойти от обычных столов и кресел и разнообразить интерьер диванами и креслами. Оригинальный вариант — переговорка с высоким барным столом, за которым не сидят, а стоят: время совещаний сокращается.
«На место западных поставщиков пришли российские мебельные компании, но мы сталкиваемся с низким качеством работы — плохо приклеенными кромками столов и неустойчивыми каркасами. Китайские компании пока дают цены ниже российских с качеством, не уступающим западным поставщикам».
Елена Аралова,директор Ed-Architecture
В последнее время растет тренд на озеленение офиса. Если бюджет позволяет, разбейте сад на балконе или террасе. При небольшом бюджете можно обойтись фикусами и кактусами.
Акценты в интерьере можно расставить с помощью предметов интерьера от ремесленников, например картин, штор, абажуров. Ручная работа добавит интерьеру аутентичности, а стоит такой декор обычно недорого.
«Мы строим офис для образовательной компании в Чебоксарах и пригласили местную художницу, которая шерстяными нитями на металлической перфорированной перегородке вышивает красного быка, который, по преданию, “съел чувашский язык и культуру”. Этот образ как назидание: беречь свои корни, воспитывать в юном поколении любовь к своей земле.
Елена Аралова,В другом проекте, в городе Альметьевске, мы “соткали” татарский орнамент в гобелен, которым обили все диваны и кресла. Стоило это очень дешево, но сколько тепла, нежности, любви в этом».
директор Ed-Architecture
Что учесть при ремонте
Стоимость ремонта и оснащения зависит от стартовых условий. Например, просто покрасить стены обойдется в сумму до 15 тыс. руб. за кв. м., ремонт с полной заменой инженерных систем — в 50−70 тыс. руб. за кв. м. и более.
Расставьте приоритеты
Важнее всего для комфортной работы в офисе не расписные стены и диваны-качели, а хороший климат, естественный свет и грамотная акустика, поэтому уделите им максимум внимания.
Лучшее решение с точки зрения акустики — потолок из мягкого волокна. Это решение эффективнее, чем стеновые панели или ковролин.
Многим хотелось бы превратить офис в «Диснейленд», но в какофонии ярких цветов сложно концентрировать внимание. Для отделки основного пространства используйте мягкие пастельные тона, которые создадут ощущение комфорта и не будут раздражать, а яркие и насыщенные — для общественных зон (вход, коридоры, кафе).
Офисный свет способен работать как полноценный архитектурный инструмент: теплый и уютный — для раздумий, яркий и насыщенный — для мозгового штурма. Продумайте зоны с различным светом на старте проекта.
Экономьте разумно
Вот три главных способа сэкономить при ремонте.
Личный опыт
Елена Аралова, директор Ed-Architecture
Мы своими силами делали ремонт офиса в 2023 году. Ремонт обошелся в 34 550 руб. за 1 кв. м, так как меняли инженерию и демонтировали стены.
Тип работ
Цена за 1 кв. м, руб. (включая НДС)
Доля в общем объеме
Чистовые отделочные материалы
1 338
3,87%
Инженерные и строительно-монтажные работы
22 286
64,5%
Сантехника
282
0,82%
Стеклянные перегородки и двери
864
2,5%
Свет
747
2,16%
Кухонное оборудование
1 034
2,99%
Шторы
652
1,89%
Декоративные решения
1 406
4,07%
Озеленение
376
1,09%
Мебель и оборудование
5 565
16,11%
Было классическое рабочее помещение с мелкой нарезкой кабинетов и устаревшей инженерией. Мы демонтировали большую часть перегородок, сформировали более крупные рабочие помещения, большинство переговорных комнат сделали стеклянными.
На треть заменили инженерное оборудование, в числе прочего добавили блоки охлаждения и приборы отопления. Полностью заменили сантехнику и кухонное оборудование в кафе. Активно вложились в мебель и оборудование: взяли рабочие столы с электрическим приводом, качественные рабочие кресла. Получился стильный и интересный офис.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов