На сайт банка

За последние две недели реальность, в том числе экономическая, сильно изменилась. Рубль упал, цены растут, зарубежные бренды уходят из страны, власти запретили предпринимателям выводить валюту за рубеж и вводят другие меры. Мы спросили у пяти представителей малого бизнеса, что они об этом думают. А еще узнали у психолога, как при такой нестабильности мыслить здраво.

Эксперты — Светлана Аникина, директор сети спа-салонов InBaliLuxury SPA, Ксения Бирюкова, совладелица Sisters cafe, Александр Ковальский, сооснователь бренда украшений ручной работы «Слонвиш», Ирина Михайловская, совладелица глэмпинга Boho Camp, Наталья Дмитренко, основательница парикмахерского салона «Ножницы и кисточки», и Алексей Покотилов, психолог, гештальт-терапевт платформы «Ясно». Записалa Мария Лебедева.

Наталья Дмитренко

основательница парикмахерского салона «Ножницы и кисточки», Москва:

Мы закупали краску для волос у поставщиков из Италии, Англии, Германии и Испании, и все они объявили о повышении цен на 20-30%. А еще предупредили, что в ближайшее время новых поставок не будет. Поэтому владельцы салонов красоты бросились скупать то, что осталось на складах, — и мы тоже.

Сейчас важно купить краску по прежней цене, чтобы стоимость услуг для клиентов оставалась прежней как можно дольше. Ведь цена краски — это одна из двух составляющих стоимости окрашивания. Вторая — это работа мастера, ее цену мы не будем поднимать.

Зарплаты сотрудников я точно не стану сокращать, но вопрос в том, что они смогут купить на эти деньги в ближайшем будущем?

Я планирую проанализировать все бизнес-процессы, посмотреть, какие расходы можно сократить. Например, попробую поговорить с арендодателем о снижении арендной платы.

Конечно, мне приходится справляться со злостью и обидой. Но паниковать нельзя, потому что от меня многое зависит, в том числе благополучие моих сотрудников. Их зарплаты я точно не стану сокращать, но вопрос в том, что они смогут купить на эти деньги в ближайшем будущем?

Сейчас для предпринимателей, на мой взгляд, важны самообладание и честность. Я рассказываю команде о том, что делаю и что планирую делать. И ребята поддерживают меня: к примеру, предложили отсрочить зарплаты, чтобы салон смог закупить больше краски.

Пока я лишилась только одной сотрудницы: девушка переехала из России в Грузию вместе с мужем. Но я уезжать не собираюсь. В конце концов, наш бизнес достаточно востребованный: волосы у людей будут расти в любых обстоятельствах, а значит, клиенты у нас будут. Но надо входить и в их положение: они тоже сейчас уязвимы.

Светлана Аникина

директор спа-салона InBali Luxury SPA, Москва:

Спа-процедуры и массаж — это элементы роскоши, и мы уже видим, как падает спрос на них и вместе с тем уменьшается выручка.

Но самая большая проблема — это то, что контракты наших балийских массажистов привязаны к курсу доллара. Через полмесяца мне нужно заплатить каждому из них по $ 800: когда-то общая сумма укладывалась в 100 тыс. руб., а теперь это почти 200 тыс. Такого дополнительного расхода я не ожидала и, скорее всего, не смогу его покрыть. Буду договариваться с сотрудниками о каком-то фиксированном курсе и выплатах в рублевом эквиваленте.

Мастера много значат для нашего бизнеса. Если они решат покинуть Россию, придется делать ребрендинг или вообще начинать что-то новое с нуля.

Масла и косметические средства нам поставляли из Таиланда, а теперь неясно, как делать закупки. Российские производители масел тоже, как ни крути, использовали импортное сырье, и оно подорожало.

Я пока не знаю, как продолжать работу и при этом не выглядеть торгашом, который думает только о своей выгоде.

Пока нынешнее положение все же не такое ужасное, как первая волна ковида. Тогда салоны совсем не работали, а зарплаты, налоги и за аренду надо было платить. Но этот кризис может затянуться, и последствия могут быть губительны для бизнеса: если у людей не будет денег даже на еду, то о спа-процедурах и говорить нечего.

Сейчас мы хотя бы можем звонить клиентам и приглашать к себе. Правда, некоторые из них реагируют агрессивно: «Теперь не до спа-процедур и массажей. Вы видели новости?» А я пока не знаю, как продолжать работу и при этом не выглядеть торгашом, который думает только о своей выгоде. Мы стараемся делать упор на то, что всем сейчас нужно спокойствие: очевидно, что нас ждут большие перемены, а справиться с ними можно, если у тебя здоровая психика и тело.

Ксения Бирюкова

совладелица Sisters cafe, Москва:

На второй и третий дни после объявления о начале военной операции посещаемость кафе упала на 70%, сейчас наблюдаем минус 10-15% от обычной заполненности.

Мы уже составили антикризисный план: посчитали свои издержки и затраты при выручке на 50% меньше. Еще прикинем, что будем делать, если выручка снизится на 70%. Некоторые направления работы придется переформатировать — например, проект доставки, который еще не окупился.

У иностранных поставщиков мы закупали алкоголь и около 15% продуктов. Теперь будем заменять их отечественными: вместо импортного пива уже предлагаем российское. Кажется, наценка на продукты пока небольшая, но, думаю, поставщики просто стараются нас не пугать и будут повышать цены постепенно. Зато уже сейчас они просят предоплату: соответственно, нужно больше денег, чтобы закупить все необходимое для кухни.

Время закрывать неуспешные проекты и развивать новые — отвечающие ситуации.

Мы начали отслеживать, какие блюда заказывают часто, а какие — не очень. Непопулярные будем убирать из меню.

После отключения рекламы в Google и Facebook выходим в новые каналы маркетинга: к примеру, Телеграм, ВКонтакте, где раньше нас не было.

На прошлой неделе сократили число людей, работающих вместе в одну смену. Скорее всего, одного-двух из 25 сотрудников придется уволить. Но мы планировали нанимать специалистов других профилей для дальнейшей работы, поэтому численность команды в итоге останется прежней.

Мне, как и всем предпринимателям, полезно было бы узнать, как сейчас не поддаваться панике из-за новостей. Ведь кризис, как мы уже поняли по опыту пандемии, — это не только сложности, но и возможности. Время закрывать неуспешные проекты и развивать новые — отвечающие ситуации.

Александр Ковальский

сооснователь бренда украшений ручной работы «Слонвиш», Смоленск:

До февраля у нас был подробный план, как экспортировать украшения в Европу: мы заключили соглашения с иностранными партнерами и маркетплейсами ASOS, Zalando. Теперь план нужно корректировать — экспорт стал в два раза дороже, а маркетплейсы отозвали свои решения. Российские торговые площадки очень осторожно транслируют новую политику работы, и мы не понимаем, на что можем рассчитывать.

Цены на товары мы пока не повышаем, но сдерживать их сложно. Радует, что интерес к российским украшениям в Европе все еще сохраняется.

Я сужу об этом по письмам европейских и американских партнеров: они поддержали нас, сказали, что пытаются решить сложности с денежными переводами. Здорово, что они понимают разницу между людьми и государством.

У нас пять сотрудников, и каждому мы предложили оплатить консультации психолога при необходимости.

Важно подбадривать сотрудников и поставщиков. Мы сообщили им, что продолжаем работу, и они могут рассчитывать на заказы и деньги. У нас пять сотрудников, и каждому предложили оплатить консультации психолога при необходимости. Мы с супругой давно поняли, что у предпринимателя должно быть три проверенных человека: бухгалтер, юрист и психолог.

Один кризис в пандемию мы уже прошли: помню, тогда я за один день оформил шесть кредитных карт. Сейчас не так страшно. Но как предприниматель я чувствую обиду за свое дело. Меры поддержки могут не успеть дойти до всех ИП — и те закроют бизнес. Возможно, в ближайшие пять, а то и десять лет предпринимательство будет непопулярным занятием. Слишком много рисков.

Ирина Михайловская

совладелица глэмпинга Boho Camp, Ленинградская область:

Мы пока не чувствуем кризиса как такового в своей сфере. Выезд из страны ограничен, значит, люди будут отдыхать за городом так или иначе. Мы с командой не паникуем и ждем гостей летом. В планах улучшить глэмпинг, поэтому придется повысить цены, ведь расходы на хозтовары и продукты вырастут. Плюс хочется поднять зарплаты сотрудникам.

Так как Booking.com и Airbnb ушли из России, будем размещаться на других площадках для онлайн-бронирования: «Авито», «Суточно.ру», 101Hotels.com, OneTwoTrip, «Броневик», «Островок.ру».

Мы планируем воспользоваться субсидиями от государства: попасть под какую-нибудь программу по улучшению внутреннего туризма было бы кстати. Работаем над этим.

Советы психолога

Алексей Покотилов, психолог, гештальт-терапевт платформы «Ясно»:

Сейчас на предпринимателей ложится как минимум тройная эмоциональная нагрузка: они переживают за себя и свою семью, за бизнес и сотрудников. Поэтому важно поддерживать себя.

Во-первых, признавать свои чувства — особенно такие сложные, как, например, страх или бессилие — и разделять их с кем-то. Не оставаться в одиночестве.

Во-вторых, важно понять, что психике нужно время, чтобы адаптироваться к изменениям. Несколько дней или недель вы можете чувствовать себя непривычно: меньше сил, больше тревоги, растерянность, нежелание что-то пробовать. Но постепенно способность думать и ориентироваться в ситуации вернется.

В ситуации избыточной неопределенности может расти склонность к панике. Есть несколько способов поддерживать свою устойчивость в эти моменты.

1. Больше взаимодействовать с физической реальностью: дышать, осматриваться, иногда менять обстановку, обнимать близких и т. п. Любым способом напоминать себе и своему телу о том, что мир на месте и вы живы.

2. Отделять факты от своих фантазий. Спрашивать себя: какова реальность? Что я знаю на самом деле? Почему я так думаю?

3. Быть более гибкими в планировании и принятии решений. Каждый день поступают какие-то новые вводные, реальность перестраивается — держаться за привычное бесполезно. Добавляйте к своим рассуждениям слова «сегодня», «сейчас». Например, «Какая обстановка сегодня?», «Какие решения уместны сейчас?»

В-третьих, провести ревизию своего «жизненного фундамента». Если думать, что в жизни есть только одна опора (например, бизнес), то этого может не хватить. В ситуации нестабильности важно вспоминать о том, что есть и другие опоры: к примеру, семья или навыки выживания в кризис.

В-четвертых, стоит помнить, что подходы в стиле «Все плохо» или «Это конец» парализуют, мешают адаптации. Не стоит игнорировать возможности, которые все еще остаются, а также новые, которые появляются сейчас.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
8 мая
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Инструкция

Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году
Советы

Как оплатить сотруднику работу в майские праздники в 2024 году

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рынок

Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?

Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.