Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Чем банк может помочь в случае блокировки: 3 случая реальных клиентов
За проведением платежей за рубеж тщательно следят банки, надзорные органы и Центральный банк. Если у валютного контроля и службы финансового мониторинга банка возникают подозрения в незаконном выводе средств за границу, банк обычно отказывает клиенту в проведении такой операции — это его обязанность по 115-ФЗ.
А если к деятельности компании есть вопросы у ЦБ и он определил клиента в красную зону с присвоением высокого уровня риска в рамках работы платформы «Светофор», банки, как правило, следуют его примеру и перестают обслуживать таких клиентов.
Но Модульбанк — сторонник индивидуального подхода и часто выступает на стороне предпринимателей. Вот три реальных истории клиентов, которым банк помог провести операцию после отказа в других банках, направил свое экспертное мнение по работе юрлица в ЦБ и вытащил компанию из красной зоны, что грозило ей ликвидацией.
Ситуация: параллельный импорт
Компания занимается торговлей автозапчастями и долгое время работает с надежными поставщиками из Европы, расплачиваясь с ними через расчетный счет, открытый в российском банке (обозначим его как «Банк Х»).
Из-за санкций у нее стали возникать сложности с прямой оплатой своим поставщикам, поскольку некоторые иностранные банки неохотно получают деньги от российских компаний.
Компания предоставила в «Банк Х» контракт, заключенный с нерезидентом из Турции, но сотрудники «Банка Х» отказали клиенту в проведении операции, и он обратился за помощью в Модульбанк.
по 115-ФЗ?
Оставьте заявку, мы выведем вас в «зелёную» зону и гарантируем, что такого больше не произойдет
Проблема
Турецкий контрагент компании был непубличным: у него не было сайта, о нем отсутствовала информация в СМИ, и его деятельность за рубежом оказалось невозможно подтвердить, как и ранее совершенные поставки.
При изучении турецкого контрагента Модульбанк выяснил, что основной вид деятельности компании — строительство, что не имеет никакого отношения к автозапчастям, которые, как указано во внешнеэкономическом контракте, приобретала у него российская компания.
Для «Банка Х» несоответствие предмета сделки и деятельности самого контрагента, а также отсутствие публичной информации о нем стало поводом для отказа в проведении операции.
Как правило, после отказа в проведении операции от одного банка клиент попадает в так называемый «список отказников» (утвержден Положением Банка России от 15 июля 2021 г. № 764-П).
В результате репутация компании будет испорчена, поскольку многие финансовые организации учитывают нахождение клиента в этом списке при принятии решения о проведении платежа. А некоторые и вовсе не принимают на обслуживание клиентов, которые значатся в нем.
Решение
Клиент обратился в Модульбанк с внешнеторговым контрактом. Сотрудники службы комплаенса проанализировали выписки из других банков и выяснили, что ранее клиент работал с реальными публичными оптовиками из Европы.
На основании этого было выдвинуто предположение, что платеж через турецкого контрагента — это способ обхода санкций для ввоза импортных автозапчастей по механизму параллельного импорта.
После этого Модульбанк выяснил у клиента, что существует дилерское соглашение между третьей европейской компанией и турецким контрагентом на поставку автозапчастей российскому юрлицу.
Иными словами, турецкий посредник принимает денежные средства от российской компании вместо европейского поставщика, чтобы тот не попал под санкции. Клиент предоставил банку дополнительные документы и тем самым подтвердил реальность сделки. Этого было достаточно, чтобы провести операцию.
онлайн за 5 минут
Делать бизнес проще — наше дело
Ситуация: приобретение услуг за рубежом
Компания обслуживалась в Модульбанке и совмещала на одном расчетном счете два вида деятельности — международную транспортную экспедицию и торговлю химическими веществами. Некоторые услуги компания приобретала у резидентов других стран.
Проблема
Большая часть поступлений и списаний по счету выглядели логично, однако время от времени компания платила зарубежным компаниям за услуги, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к ее основной деятельности, а именно за разработку программного обеспечения и услуги по мониторингу.
В результате в 2023 году работой компании заинтересовался Центральный банк, поскольку поступлений за такие виды услуг по расчетному счету не было, а суммы списаний были достаточно серьезными.
Регулятору важно, чтобы потоки денежных средств были сопоставимы: на счет компании приходят поступления за оказание транспортных услуг, а потом происходят списания по необходимым расходам для оказания таких услуг. Также компании приходят деньги за химические вещества, а затем происходят списания за этот товар.
Но за услуги по разработке ПО были только списания, причем за рубеж, а поступлений не было. А это уже рискованная операция, и ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на соответствие назначения платежей: потоки должны совпадать — за что пришло, за то и ушло.
Еще внимание регулятора могло быть вызвано тем, что очень тяжело проконтролировать реальность оказания услуг, за которые клиент отправляет платеж зарубежному контрагенту.
С товаром все проще: когда он пришел, в таможенной декларации поставили отметку, и эта информация поступила в банк через таможенный орган. А выполнение услуг невозможно доказать, и, как правило, организации, которые хотят незаконно вывести деньги за рубеж, пользуются этой уловкой.
Решение
Комплаенс-служба банка провела комплексный анализ и обратилась к клиенту за пояснениями и дополнительными документами. Сотрудники изучили деятельность зарубежного контрагента и выяснили, что это действительно разработчик ПО.
Затем ознакомились с договором оказания услуг, а также с техническим заданием и убедились, что программное обеспечение необходимо клиенту для его основной деятельности — оказания транспортных услуг: ПО помогает компании отслеживать, где находится ее собственный транспорт за пределами России.Затем специалисты проанализировали, сколько в среднем по рынку стоит такое ПО, и сопоставили цену с отчислениями клиента его контрагенту — намеренного завышения стоимости не обнаружили.
После этого сотрудники банка подготовили грамотное мотивированное заключение о деятельности клиента, обосновали все денежные потоки по расчетным счетам, указав Центральному банку в том числе и на историю проверок, и на обилие фактов, подтверждающих реальность сделок по всем направлениям.
Благодаря этому компания достаточно быстро и безболезненно прошла проверку, не столкнулась с блокировкой счетов, провела необходимые платежи и, самое главное, продолжает дальше работать.
Откройте онлайн за 1 час для стабильных валютных переводов
Ситуация: задержка поставки из-за рубежа
Индивидуальный предприниматель с 2016 года занимается продажей товаров для творчества и рукоделия через маркетплейсы, а также имеет свой онлайн-магазин и розничную точку в Санкт-Петербурге.
В целях удобного ведения учета и распределения потоков имеет несколько счетов в разных банках. В Модульбанке клиент выделил направление по работе с маркетплейсами, оптовыми и розничными поставками, а также закупкой импортных товаров.
Проблема
После оплаты импортного товара клиент не предоставил в Модульбанк закрывающие документы, поскольку у него их не было. Получается, что деньги ушли за рубеж, а факт получения товара компания подтвердить не могла.
Поставка не застряла на таможне, просто контрагент задержал ее по не зависящей от клиента причине. Предпринимателю даже пришлось поехать в командировку, чтобы решить вопросы с зарубежным поставщиком.
Но ЦБ об этом не знал и видел только операцию по выводу денег за границу. Поэтому предпринимателю поступила информация, что он попал в красную зону «банковского светофора», или зону высокого риска совершения подозрительных операций.
Если клиент попадает в красную зону по решению ЦБ, обычно банки реагируют категорично, доверяя мнению регулятора:
При этом информация ЦБ является только дополнительной, окончательное решение в отношении клиента принимает именно обслуживающий его банк. Каждая кредитная организация должна присваивать своему клиенту один из трех уровней риска — низкий, средний либо высокий. Если оценка банка и ЦБ РФ совпадают, такому клиенту ограничат практически все операции и его деньги будут фактически заморожены.
В большинстве случаев собственник сможет забрать свои деньги только после принудительной ликвидации компании. Но у клиента есть шесть месяцев, чтобы оспорить это решение в межведомственной комиссии.
Если ЦБ и банк оценивают клиента как высокорискованного, то шанс обелить компанию в межведомственной комиссии не велик, но есть. Если комиссия не стала менять цвет компании, то можно обратиться в суд. Но на сегодняшний момент судебная практика по таким делам еще не сформировалась, поэтому эффект не понятен.
Решение Модульбанка
Модульбанк не последовал распространенной практике и не стал вслед за ЦБ оценивать клиента как высокорискованного. Банк провел кропотливую работу и доказал, что компания не совершала подозрительных операций.
Служба комплаенса начала проверку деятельности клиента и запросила необходимую информацию для проведения комплексного анализа. Чтобы детально разобраться в возникших вопросах, банк пригласил клиента на видеовстречу. Это удобный механизм для быстрой проверки клиента.
В ходе общения специалисты разобралась, что проблема возникла на стороне зарубежного контрагента: он находился в стадии выкупа другой компанией, поэтому задержал поставку. Клиент ездил в командировку, чтобы разобраться в причинах задержки, и подтвердил это документами.
Также сотрудники Модульбанка проанализировали другие операции клиента и не нашли в них признаков сомнительной деятельности. После этого направили в ЦБ свое заключение о деятельности клиента с просьбой пересмотреть уровень риска клиента и исключить его из красной зоны.
Регулятор рассматривал документы в течение 10 дней, согласился с позицией банка, после чего перевел компанию в зеленую зону.
Рекомендации Модульбанка
Например, клиент из первого кейса раньше платил европейскому поставщику напрямую, а в этот раз проводил платеж через посредника, никак не связанного с продажей автозапчастей. Клиенту нужно было заранее это пояснить, чтобы не вызывать подозрений у банка и службы финмониторинга.
Если не успеваете прислать комплект документов, предупредите банк, попросите отсрочку. Это намного лучше, чем просто игнорировать запрос. Скорость проведения проверок зависит в первую очередь от того, насколько оперативно вы предоставите в банк документы, и от их качества. Модульбанк проверяет документы в среднем не более одного рабочего дня с момента их предоставления клиентом.
При проведении операций будьте готовы по запросу банка предоставить:
Предотвратим блокировку, покажем ваш рейтинг надежности, расскажем о рисках. Без кучи бумаг и присутствия в офисе — все вопросы решаем круглосуточно онлайн