Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Работать с госзакупками на «РТС-тендер»
РТС-Тендер — это электронная торговая площадка, где в числе прочего проходят торги по 44-ФЗ. Заказчиком в таких торгах выступает государство: органы власти, образовательные, мед- и другие учреждения ищут поставщиков товаров и услуг для своих нужд.
Кто может участвовать в госторгах, а кто нет
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В госзакупках наравне могут участвовать:
Не могут участвовать:
ФАС и прокуратура могут отклонить заявку компании на участие в тендере, если от имени условной ООО «Ромашка» на госторги выходит близкий родственник директора учреждения-заказчика. Например, муж или жена.
Если вы не попадаете ни под один из запрещающих пунктов, можете переходить к регистрации.
Шаг 1. Готовимся выйти на площадку
Во-первых, чтобы участвовать в госторгах, нужно иметь квалифицированную электронную подпись (КЭП). Если вы собираетесь участвовать сами, то используйте свою подпись. Если доверяете торги сотруднику, то понадобится его подпись.
Во-вторых, соберите нужные документы. Для юрлиц — это:
Случай из практики. Важно проверять актуальность документов. Однажды компания выиграла аукцион, но когда комиссия рассматривала обе части ее заявки, выяснилось, что срок полномочий гендиректора истек. Никто со стороны участника не заметил этого. В итоге победитель выбыл из торгов.
ИП нужны:
Физлицам и самозанятым понадобятся:
Отсканируйте документы в формате PDF — его распознают все электронные торговые площадки. Сканы со сканов и копии с копий для регистрации не подойдут.
В-третьих, нужен профиль компании на Госуслугах. Руководитель или представитель компании, у которого есть право действовать без доверенности (например, гендиректор), заходит в личный кабинет на сайте gosuslugi.ru. Затем подключает к компьютеру токен с электронной подписью и заполняет форму регистрации.
Данные автоматически загружаются из сертификата подписи. Дополнить нужно лишь пару пунктов, которых в нем нет. На проверку сведений может уйти до пяти рабочих дней. После успешной авторизации на вашу электронную почту придет уведомление.
В-четвертых, нужна регистрация в ЕИС. Это тоже делается по сертификату электронной подписи. Сведения автоматически попадут в систему из Госуслуг. Нужно только загрузить сканы документов, которые перечислены выше. Их проверка занимает один рабочий день, а после вы получите доступ к закупкам на восьми федеральных торговых площадках.
На сайте ЕИС размещается Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Он пригодится вам в том числе и для того, чтобы проверять информацию о заказчиках.
Помните, что регистрация на ЕИС действует три года. За полгода до окончания у вас появится возможность ее продлить. Если до истечения регистрации на ЕИС остается меньше трех месяцев, к участию в госзакупках компанию не допустят.
В-пятых, откройте специальный банковский счет. Обычно его создают в том же банке, где открыт расчетный счет для бизнеса. Чтобы сделать спецсчет, вам тоже понадобится регистрация в ЕИС.
Шаг 2. Заходим на площадку
Читайте также:
Новое в госзакупках в 2022 году
Зайдите на главную страницу «РТС-тендер» и в правом верхнем углу нажмите кнопку «Вход».
Наведите курсор на «44-ФЗ» и среди появившихся вариантов выберите «Поставщик».
На открывшейся странице нажмите кнопку «Войти через ЕСИА».
Здесь выберите организацию и сертификат электронной подписи. Если вы входите в личный кабинет физического лица, то поставьте галочку напротив «Войти как физическое лицо». После этого вновь кликните на «Войти» внизу страницы.
Банковская гарантия для госзакупок за 15 минут
Без залога и поручителей, до 60 месяцев
Шаг 3. Выбираем лот
Выбирать лот можно на zakupki.gov.ru или на самой площадке «РТС-тендер». Для этого нажмите «Поиск» слева вверху. Откроется страница с поисковой строкой, куда можно ввести ключевое слово, например, «ручка шариковая».
Справа в этой строке кликните по «Настройкам поиска». В новом окне вы увидите множество критериев поиска.
Снимите или поставьте галочки на тех критериях, которые вам подходят. Например, в пункте «Правило проведения» выбираем 44-ФЗ, в «Статусе» - активные, то есть те лоты, на которые еще можно претендовать.
Можно выбрать и способ определения поставщика. Самые распространенные — открытый конкурс, открытый аукцион и запрос котировок. В каждом из них может быть неограниченное число участников. В открытом конкурсе и аукционе выигрывает тот, кто предложил лучшие условия, а в запросе котировок — тот, кто раньше других предложил наименьшую цену. Как правило, начальная максимальная цена контракта в запросе котировок не выше 3 млн руб.
В этом же окне ручным вводом или с помощью ползунка выставляем пределы начальной максимальной цены лота, отмечаем интересующие регионы или федеральные округа поставки и прочее.
Дальше нажимаем на красную кнопку «Найти». Откроются все подходящие лоты. Чтобы узнать о них больше, кликните на «Подробнее» слева.
Кроме начальной максимальной цены контракта и информации о заказчике, в сведениях о лоте вы найдете форму конкурса, требования к обеспечению заявки, требования к участникам и документы. Их можно скачать или посмотреть прямо на сайте.
Важно внимательно их изучить. Если вы поставляете ручки с толщиной грифеля 0,1, а заказчику нужна толщина 0,01, то вашу заявку отклонят — товар не соответствует запросу.
Если вы малый или средний предприниматель (МСП), то на странице может быть указано, что для вас в этом конкурсе предусмотрены преференции. Например, короткий срок ожидания оплаты товара от заказчика — 15 дней. Преимуществом пользуются и участники-инвалиды.
Шаг 4. Запрашиваем разъяснение у заказчика
Если что-то в документах непонятно, можно запросить разъяснение. Через личный кабинет найдите нужный лот по номеру извещения и в сведениях о нем нажмите «Запросить разъяснение документации».
Заполните форму и кликните на «Отправить».
В электронных аукционах и открытых конкурсах число запросов ограничено тремя. Но если в первом случае можно сделать запрос не позднее чем за три календарных дня до окончания подачи заявок, то во втором — не позднее чем за пять дней.
Заказчик должен ответить в течение двух дней. Он может опубликовать ответ на площадке, но ваш запрос останется скрытым от других участников.
Шаг 5. Вносим обеспечение заявки
Перед тем как подавать заявку на участие в торгах, на спецсчет нужно внести ее обеспечение — деньги, которые банк заблокирует по запросу оператора «РТС-тендер». Блокирование происходит в течение часа после того, как вы отправили заявку. Если нужной суммы на счету не окажется, заявку на участие отклонят.
Участвовать в торгах без обеспечения заявки и без спецсчета можно в том случае, если вы планируете работать с закупками до 1 млн руб.
Иногда за блокировку денег на спецсчету банки берут комиссию — около 50 руб. Учитывайте это, когда будете вносить деньги на спецсчет.
Хорошая новость в том, что некоторые банки на остаток денег на спецсчету начисляют от 0,1 до 5%.
Когда банк разблокирует деньги на спецсчету:
Шаг 6. Подаем заявку на участие в открытом электронном аукционе
Нажмите кнопку «Подать заявку» в верхней части сведений о лоте.
Заявка состоит из двух частей. Первая формируется автоматически — в ней вы соглашаетесь на исполнение контракта. Во второй надо дать информацию о себе. Юрлица указывают наименование, юридический и фактический адреса, ИНН, КПП, банковские реквизиты, систему налогообложения, ставку НДС, данные об учредителях и контактную информацию.
ИП вместо наименования организации и юридического адреса вводят свои паспортные данные.
Дальше выберите вид обеспечения заявки: денежные средства или банковскую гарантию. В первом случае нужно указать реквизиты спецсчета, во втором — платформа автоматически проверит в реестре ЕИС, есть ли у вас эта гарантия.
Если вы участвуете не в электронном аукционе, а в конкурсе или запросе котировок, то в заявке нужно указать и ваше ценовое предложение.
Когда все заполните, нажмите «Подписать и отправить». Следить за статусом заявки можно в личном кабинете в разделах «Мои заявки» или «Уведомления».
Шаг 7. Выходим на аукцион
Через личный кабинет зайдите в раздел «Закупки» и дальше в «Мои торги/Переторжки». Кликните по нужному аукциону.
Помните, что аукцион проводится по часовому поясу заказчика.
Чтобы перейти в аукционный зал, в форме «Информация о торгах по аукциону» нажмите на «Подачу ценовых предложений» — эта кнопка появится в момент начала торгов.
Нажав на нее, вы перейдете к новой форме с полем «Новое ценовое предложение». Там указан диапазон предложений в пределах шага аукциона. Шаг аукциона — это сумма, на которую вы можете снижать за один раз лучшее ценовое предложение. Под этим диапазоном есть еще один — тот, в пределах которого вы можете снижать собственное ценовое предложение.
С начала аукциона и после каждого предложения других участников у вас есть 10 минут, чтобы представить свою цену. Введите ее и нажмите кнопку «Подписать».
Площадка не примет предложение, если оно:
Если после предложения в течение 10 минут не поступило новых, аукцион завершается.
Не стоит снижать цену контракта до минимума, надеясь, что после победы в аукционе вы сможете договориться с заказчиком о более высокой цене. Такой сценарий не предусмотрен 44-ФЗ, и заказчик не пойдет на это.
Шаг 8. Побеждаем
Когда вы выигрываете, заказчик отправляет вам контракт в ваш личный кабинет. Важно изучить его и проверить три вещи: предмет контракта, цену и срок поставки товара.
Если что-то вас смущает, можно составить протокол разногласий. Для этого в личном кабинете откройте раздел «Контракты». Кликните на нужный и в открывшейся карточке нажмите кнопку «Создать протокол разногласий».
В новом поле опишите заказчику, что именно хотите изменить в контракте.
Когда вы нажмете «Продолжить», протокол будет опубликован в ЕИС, а статус контракта в личном кабинете изменится на «Участником создан протокол разногласий».
Отклонить контракт на этом этапе вы можете, но тогда вас ждут санкции: вы попадете в реестр недобросовестных поставщиков и не получите обратно от торговой площадки обеспечение заявки на участие в торгах.
Учтите, что со счета победителя торговая площадка списывает комиссию — до 1% от начальной цены контракта, но не больше 5 тыс. руб.
Если контракт вас устраивает, можно переходить к его подписанию. В форме контракта в подразделе «Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта, и иные документы» выберите способ обеспечения исполнения контракта. Этим способом также может быть банковская гарантия.
С помощью кнопки «Добавить» загрузите файл, который подтверждает, что вы готовы внести контрактное обеспечение. Оно вернется к вам, когда вы благополучно передадите товар заказчику.
Прикрепите все нужные документы и кликните на «Принять и подписать контракт».
Подписать контракт нужно в течение пяти дней после объявления результатов торгов.
Если по итогу торгов вы снизили начальную цену контракта более чем на 25%, вам нужно подтвердить свою добросовестность. Иначе вас заподозрят в демпинге.
Что вы можете сделать:
Если подтвердить добросовестность нечем, участник выбывает из торгов, и победа достается другому. Учитывайте это, когда формируете ценовое предложение во время аукциона.
Без залога и поручителей, до 60 месяцев