Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Кто как платит премии. Рассказывают директора
По Трудовому кодексу, премии — это часть зарплаты. Как их платить, работодатель и сотрудник договариваются между собой: можно не платить совсем или выдавать хоть сто окладов.
Мы поговорили с руководительницами компаний и узнали, когда они поощряют деньгами, а когда — билетами на самолет, и почему премии лучше не афишировать.
Анна Симакова, директор клиники «Три сестры»
Мы платим премии сотрудникам, но не всем и не каждый месяц. Мы не платим сверх оклада за то, что сотрудник каждый день ходит на работу и делает свою работу. Обычно это выплаты за дополнительные задачи.
Например, шеф-повару даем задачу запустить в работу летнюю веранду и вывести ее на определенную выручку. Или просим директора по эксплуатации пересмотреть систему канализации, потому что с ней что-то не так. Или нужно перевести котельные с солярки на газ. Всё это отдельные проекты, которые сложно выполнить за месяц, поэтому раз в квартал ставим цели, договариваемся о сроках и определяем сумму вознаграждения.
Эта система работает здорово, я вижу, что можно поставить цели, которые давно у нас висят, и сдвинуть их с мертвой точки.
Мы не платим сверх оклада за то, что сотрудник каждый день ходит на работу и делает свою работу
Мы пробовали такую систему с врачами, но она не сработала — врачам нужно заниматься конкретными пациентами, им некогда отвлекаться. Поэтому с врачами мы используем систему грейдов — делим их по классификациям. Чтобы переместиться в другой грейд и зарабатывать больше, врачу нужно учиться, уметь работать с более сложными пациентами, учиться навыкам общения с пациентами и его родственниками. Каждый сотрудник понимает, как он может повысить зарплату, чему нужно научиться, где не хватает компетенции.
Иногда я вижу, что человек делает успехи и подвиги, и понимаю, что ему пора пересмотреть зарплату, а может быть даже стоит выплатить премию за какое-то разовое достижение.
Познакомиться с Дарьей Саркисян и получить премию
Мы очень долго не могли пробраться к авторитетным медицинским СМИ. А потом к нам пришла работать редактор на соцсети, и меньше чем за год у нее получилось выйти на связь с Дарьей Саркисян, известным медицинским журналистом. Даша теперь периодически к нам обращается за разными комментариями. Редактору мы подняли зарплату и выплатили премию.Праздничных выплат у нас нет, но бывает, что к концу года остаются деньги на премиальный фонд, и тогда я сама выбираю людей, которые получат бонус.
А еще у нас в сентябре день рождения компании, в честь которого мы вручаем премию «Прорыв года». Выбираем сотрудника, который вырос профессионально, взял на себя какую-то классную роль, реализовал какой-то проект.
От официантки до бухгалтера
«Прорыв года» получал наш физиотерапевт, который научился здорово работать с пациентами после инсульта в глубокой депрессии. Он не только восстанавливает движение у пациентов, но и помогает им справиться с депрессивными состояниями лучше любого психолога. Еще у нас была девушка, которая начинала официанткой и за два года выросла до администратора и бухгалтера, и старшая медсестра, которая сразу внедрила несколько дополнительных процессов. Это тоже прорыв года.В этих случаях мы делаем не денежные призы, а подарки. Например, билет на Cапсан туда и обратно бизнес-классом, билет в любую точку мира на самолете, ночь в отеле пять звезд. Одна девушка за «Прорыв года» поменяла билеты в любую точку мира на контракт на роды.
Дария Каменская, владелица автосервиса «Dasha's Garage»
Я плачу премии и праздничные, и стимулирующие.
Четкой системы выплат нет, но обычно премирую за упорство и достижения. Например, нужно срочно сделать машину, и сотрудник остался до ночи, чтобы всё успеть. Или приехал в свой выходной, чтобы помочь. Или сделал дело, полезное для всего коллектива: мусор выбросил или подъемник смазал. На праздники доплачиваю, но немного.
Я не всегда афиширую, что кто-то из сотрудников получил премию, потому что бывают недовольные тем, что напарнику заплатили, а ему нет. Стараюсь справедливо оценивать работу и вовремя поощрять.
Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner
У нас нет праздничных выплат и тринадцатых зарплат, зато есть стимулирующие премии.
Просто так, в честь профессионального праздника или дня рождения, не платим, но даем неденежные бонусы. Например, каждый год дарим клиентам и команде подарки на Новый год, 14 февраля и день рождения агентства.
Это всегда что-то небанальное и интересное: конфеты ручной работы, шелковые платки с индивидуальным дизайном, кожаные кошельки ручной работы или фарфоровые чайные пары. Иногда хочется все-таки получить не только деньги, а подарок, который можно подержать в руках, использовать, с любовью вспоминать о том, как его дарили.
Стимулирующих премий у нас несколько. Есть регулярные выплаты менеджерам, которые работают сверх нормы. Каждый специалист должен выполнять определенный объем задач и проектов, если делает больше, успешно ведет проекты клиентов на общую сумму выше своей нормы, например, на 200 000—300 000 рублей, он получает больше за этот месяц. Премию начисляем в виде процента от выработки. Еще премии получают те, кто приводит в агентство нового клиента или продает дополнительные услуги действующему.
Не помню, чтобы кто-то был недоволен или жаловался на несправедливые начисления, ведь у нас максимально прозрачная система премирования.
Все знают правила игры — работай быстро и качественно, расти профессионально.Раньше у нас была премия за дисциплину: если сотрудник не опаздывает и выполняет показатели, получает фиксированную прибавку к зарплате. Еще была премия для «старичков», которые работают больше двух лет. Сейчас мы отказались от этих выплат.
Мне кажется, что система поощрений работает гораздо эффективней наказаний и штрафов, поэтому отказываться от нее мы не планируем, можем только расширять.