На сайт банка

При создании своей компании приходится учитывать много нюансов. Один из них — название. Рассказываем, сколько ООО «Путин» существует в стране, стоит ли называть свое заведение «Французским рестораном» и почему переименовался бар «ЙУХ» на Покровке.

Эксперт — Михаил Божор, руководитель юридической фирмы «Афонин, Божор и партнеры». Записалa Анна Моисеенко.

Что такое название компании с юридической точки зрения?

Как правило, под названием имеют в виду фирменное наименование юрлица — то, как оно представлено в учредительных документах и регистрируется в ЕГРЮЛ. Такое наименование строится по формуле: организационно-правовая форма + собственно наименование: ООО «Пятерочка».

Еще под названием потребители могут понимать товарный знак или коммерческое обозначение:

  1. Коммерческое обозначение — название, которое нигде не регистрируется и может использоваться вместо фирменного наименования. Например, продуктовый магазин «Наталья», которым владеет ИП Иванова Наталья Ивановна. Или бар «Фантазия», принадлежащий ООО «Фантазерка».
  2. Товарный знак — это наименование, на которое у компании есть исключительное право, зарегистрированное в Роспатенте. По сути, товарным знаком может быть что угодно — звук, картинка, маскот, логотип, форма товара. Название тоже можно запатентовать как товарный знак, если оно уникальное и на него еще никто не заявил права в аналогичной сфере.

Например, есть ООО «Соловьи и тюльпаны», и есть два заведения, которые принадлежат этой компании: бар под названием «Соловей и тюльпан» и ресторан «Сложный понедельник». Наименования бара и ресторана — это коммерческие обозначения или товарные знаки, если владелец зарегистрировал их в Роспатенте, а ООО «Соловьи и тюльпаны» — фирменное наименование.

Товарный знак и коммерческое обозначение нужны, когда компания, например, открывает новое направление деятельности, запускает бренд или меняет сферу, но хочет остаться с прежним фирменным наименованием. В документах юрлицо останется ООО «Ромашка», а вместо закрывшейся стоматологии «Ромашка» откроет массажный салон «Незабудка», повесит такую вывеску над входом, заведет аккаунт в соцсетях и может выпустить одноименную серию массажных масел.

В статье мы рассмотрим по большей части истории с фирменными наименованиями — то есть официальными названиями для ЕГРЮЛ — но по товарным знакам и коммерческим обозначениям тоже пройдемся.

Итак, что нельзя использовать в названии компании?

Про фирменное наименование в Гражданском кодексе

Согласно ст. 1231.1 ГК РФ, в фирменное наименование запрещено включать:

1) государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций;

3) сведения о наградах и знаках отличия.

Например, у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы к названиям «Одежда из €вропы», «ЮНЕСКОД» и «Георгиевский крест».

В ч. 4 ст. 1473 ГК РФ установлены дополнительные условия — запрещено включать в название организации:

1) официальные наименования иностранных государств и производные от них;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

3) наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

5) наименования Российская Федерации или Россия и производные от них слова без отдельного разрешения Минюста России.

Например, вам не разрешат назвать кальянную «Прокуратура», а магазин снаряжения для рыбалки — «Единая Россия» или «Партия “Яблоко”» (а вот просто «Яблоко» — можно).

По закону фирменное наименование не может обозначать только род деятельности, и вам не разрешат зарегистрировать ООО «Тату-салон» или ООО «Йога-студия». Правда, на практике находится много исключений, и в ЕГРЮЛ можно обнаружить организации вроде ООО «Юридические услуги» и ООО «Бухгалтерия». Еще там есть «Белорусская косметика», «Французская пекарня» и «Французский ресторан», хотя они и содержат производные от названий стран. Другими словами, некоторые «неправильные» фирменные наименования все же регистрируют.

Про товарный знак в Гражданском кодексе

Требования к товарному знаку тоже содержатся в Гражданском кодексе. Он запрещает использовать названия, которые:

1) являются ложными или способны ввести в заблуждение относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали;

3) схожи с официальными названиями объектов культурного наследия;

4) являются общепринятыми символами и терминами.

Решение Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2020

В 2016 году была зарегистрирована компания с фирменным наименованием ООО «Ёбидоёби» — сервис по доставке блюд японской кухни, чьи создатели вдохновились выражением, которое переводится как «День недели — суббота». ФНС вполне могла отказать из-за «обозначений, противоречащих общественным интересам, а также принципам гуманности и морали», но этого не произошло. При этом Роспатент отказал в регистрации такого же товарного знака, потому что отнес слова к нецензурной брани.

Когда хочется кого-то оскорбить и увековечить

Решение Роспатента от 23.08.2018 по заявке № 2 017 730 582

А вот использовать имена исторических личностей в фирменном наименовании можно. Например, существует несколько ООО «Минин и Пожарский». Правда, зарегистрировать что-то подобное в качестве товарного знака может быть не так просто. Скажем, в 2018 Роспатент сначала отказал в регистрации товарного знака «Кулибин» (речь шла про оборудование и технические инструменты), но позже заявитель все-таки добился регистрации, сославшись на сохранение памяти об изобретателе.

Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 31.10.2016

Существуют и другие похожие случаи, когда фирменное наименование скорее всего зарегистрируют, а товарный знак — нет. Или возникнут сложности с рекламой. Например, в фирменном наименовании не запрещено напрямую использовать имена известных российских деятелей власти: в ЕГРЮЛ можно найти две компании, которые называются ООО «Путин», и одна из них ликвидирована по решению участников. Но из-за использования такого названия в рекламе ее могут признать недобросовестной, так как существует запрет узказывать, что «объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами». А Роспатент почти гарантированно откажет в регистрации в связи с противоречием общественным интересам. Это распространяется и на псевдонимы. По этой причине в 2019 году отказали в регистрации товарного знака «Псевдоним Платов».

Нет запрета и на использование в фирменном наименовании имен известных личностей, но ФНС может отказать в регистрации со ссылкой на противоречие принципам морали или общественным интересам. Роспатент скорее всего откажет в случае, если нет согласия от самого известного человека или его наследников. Например, «Торгово-развлекательный центр “Гагаринский”» не смог зарегистрировать товарный знак из-за возражений дочери Юрия Гагарина.

Слова «первый», «лучший», «номер 1» в фирменном наименовании лучше тоже использовать осторожно. Рекламу с такими выражениями могут посчитать недостоверной, хотя и есть организации, которые успешно используют подобные слова. Скажем, ассоциация ресторанов «Чайхона №1» работает с 2017 года.

Совсем вряд ли получится использовать названия, содержащие «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Например, по ключевым словам «дурак», «урод» и «выродок» организаций в ЕГРЮЛ нет. ООО «Отморозок» исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году как недействующее юридическое лицо. Кроме того, могут быть претензии со стороны ФАС из-за использования «бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».

То, что коммерческое обозначение не подлежит регистрации, не означает, что можно брать в его качестве что угодно. На название над входом в поликлинику или на баннер в интернете могут тоже обратить внимание:

  • ФАС, если сочтет рекламой и проверит на соответствие закону;
  • Роспотребнадзор, если заподозрит, что потребителей вводят в заблуждение;
  • местный орган, ответственный за согласование вывесок и надзор за их размещением.

Или бдительные граждане, как было с баром «ЙУХ» на Покровке в Москве. Владельцам пришлось сменить вывеску на «Йорик убил Хамлета» после того, как на них начали жаловаться родители учеников из школ по соседству. После репортажа по телевизору и обращения недовольных к замглавы управы Басманного района собственники решили не рисковать, а вот в соцсетях по-прежнему остались «ЙУХом».

Помимо ГК, существуют региональные нормативы, касающиеся географических наименований

Постановление правительства Москвы от 27.03.2015.

Например, использовать в фирменных наименованиях словесные символы города Москвы можно только с разрешения Геральдического совета Москвы.

При этом никто не запретит открыть в Екатеринбурге гостиницу «Москва», так как она работает не в Москве, где существуют особые требования к использованию названия города.

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2014

Арбитражный суд Нижегородской области признал законным отказ ФНС в регистрации ООО ПКП «Мебельная компания “Нижегородская”». После подачи апелляции решение суда отменили и постановили: «Указание в данном конкретном наименовании слова “Нижегородская”, по мнению суда апелляционной инстанции, может быть истолковано как географическое понимание местонахождения непосредственно самой организации, где будет осуществляться заявленная в уставе деятельность».

Кто еще может запретить использовать понравившееся название?

Запретить использование фирменного наименования может правообладатель исключительного коммерческого обозначения или товарного знака, сходных до степени смешения с вашим названием.

Про коммерческое обозначение в Гражданском кодексе

Исключительным коммерческое обозначение считается, если «обладает достаточными различительными признаками» и хорошо известно на какой-то территории. Если в Смоленске у жителей популярен «Мир светильников», называть так собственный магазин рискованно.

Претензии могут быть и у другой организации с аналогичным видом деятельности, чье фирменное наименование попало в ЕГРЮЛ раньше, чем ваше.

Решение суда по интеллектуальным правам от 14.07.2017

ООО «Баланс» подало иск к ООО «Группа компаний “Баланс”» в связи с тем, что первая компания существует на рынке на десять лет дольше. «Группа компаний “Баланс”» подала встречный иск. В итоге суд не удовлетворил требования истца и, более того, запретил ему использовать свое название.

На этапе регистрации организации ФНС чаще всего не проверяет наименование на оригинальность и крайне редко будет принимать какие-то меры после выявления совпадений. То есть при регистрации, вероятнее всего, желаемое название пройдет все проверки, но долго ли оно продержится на рынке, зависит от того, как скоро о нем узнают компании с аналогичными названиями и найдутся ли у них основания обратиться в суд.

Безопасно и без риска претензий можно использовать фирменное наименование, зарегистрированное в качестве товарного знака. Это тем более имеет смысл, когда бизнес приобретает известность.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Как общепиту работать с ХАССП
Как общепиту работать с ХАССП
Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
22 февраля
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
28 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как общепиту работать с ХАССП
Советы

Как общепиту работать с ХАССП

Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Как общепиту работать с ХАССП
Советы

Как общепиту работать с ХАССП

Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.