Владимир Дорофеев с партнерами открыли свой первый коворкинг в 2016 году в Петербурге. Сейчас в сети шесть действующих локаций, еще три в стадии строительства и две — проектирования. Мы попросили Владимира рассказать, как устроен рынок коворкингов в России.
Первый коворкинг в России открылся в 2008 году
Коворкинг — это место, куда каждый может прийти поработать, если у него нет офиса или обустроенного рабочего места дома. С коворкингами у клиентов два варианта: прийти, заплатить и занять любой свободный рабочий стол или выбрать рабочий стол, оплатить его на месяц вперед и всегда сидеть за ним.
Еще есть бьюти-коворкинги — это пространства с готовыми рабочими местами для парикмахеров, визажистов, мастеров маникюра. Эти места можно арендовать на несколько часов или на месяц.
Рынок коворкингов в России появился в 2011—2012 годах, но первый коворкинг открылся еще раньше, в 2008 году, — Башня в Екатеринбурге. Здесь же в 2016 году открылся коворкинг Соль и первый коворкинг будущей сети «Неймс» Аяза Шабутдинова.
Если смотреть в Дубльгисе, по количеству коворкингов города распределяются так:
- Москва — 290 коворкингов;
- Петербург — 92;
- Новосибирск — 47;
- Самара — 32;
- Екатеринбург — 30;
- Казань — 24;
- Ростов-на-Дону — 22;
- Уфа — 20.
В остальных городах от двух до восемнадцати коворкингов.
Владимир Дорофеев
Но в Дубльгисе не совсем точная информация — они только полгода назад перенесли коворкинги в отдельную категорию, до этого показывали их в категории «развлекательных центров». По нашим данным, в Новосибирске 12 локаций, в Петербурге 24, а в Москве — 149.
Во многих городах коворкингов нет, потому что ими некому пользоваться. Но, например, у Практика есть партнер, который открыл локацию в Великих Луках, это Псковская область. У партнера есть помещение в собственности, и открыть коворкинг было его инициативой. Коворкинг ему нужен, чтобы удержать сотрудников из другого бизнеса от переезда. Сейчас 38% мест коворкинга занимают собственные сотрудники и еще 37% — сторонние резиденты.
Но проект в Великих Луках будет окупаться дольше, чем в Москве, потому что инвестиции на квадратный метр такие же, а цена за место в три раза ниже — 9000 ₽ в месяц.
В Москве люди готовы платить по 20 000 — 45 000 ₽ в месяц за место в коворкинге. Например, фиксированное место на месяц стоит:
- в Практике — от 24 000 ₽;
- в Ключе и Соке — 30 000 — 35 000 ₽;
- в Ви ворке — 40 000 — 45 000 ₽.
В Питере в Практике цены начинаются от 17 000 ₽, а для Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара адекватная цена за место в коворкинге — 11 000 — 16 000 ₽.
Коворкинги арендуют не только фрилансеры
В 2017 году начали появляться первые сети коворкингов: Ключ, Рабочая станция, Практик. А в 2019 году корпорация впервые заключила с коворкингом крупную сделку: Яндекс арендовал весь коворкинг. С этого момента компании стали смотреть на коворкинги как на замену офисов и арендовать по 200-800 мест. Государственные компании тоже пользуются коворкингами. Например, Северсталь, Почта России, Петербургский государственный университет.
Компании арендуют места в коворкингах для комфорта сотрудников. У работодателей такая ситуация: если хочешь нанять качественных сотрудников, нужно создать для них офис Гугла. И здесь есть три варианта:
- построить свой офис. Российские компании начали копировать пуфики, плейстейшены и зоны отдыха у зарубежных офисов, у некоторых даже кальяны есть, но не все компании могут себе это позволить, особенно на старте;
- арендовать помещение в бизнес-центре, но если штат быстро растет и нужно увеличивать площади, в бизнес-центре может не оказаться помещений рядом и часть команды будет сидеть на другом этаже;
- переехать в коворкинг. В коворкингах уже есть зоны отдыха, кухни, плейстейшен и фреш-зоны, а если компания расширит штат, сможет добрать нужное количество мест или сменить коворкинг.
Те, кто прошел стадию активного развития, понимают, насколько сложно арендовать внутри бизнес-центра новые помещения и переезжать со своей мебелью и техникой. Коворкинг сменить проще: закончилась аренда — компания встала и переехала в другой с ноутбуками в руках, при этом не нужно тратиться на мебель, кофе и принтеры.
Кажется, что у работодателей есть еще один путь — перейти на удаленку, но на нее редко кто переходит, потому что это неэффективно.
Владимир Дорофеев
Я сейчас работаю из дома, у меня нет рабочего места, но есть жена, ребенок и собака, которые считают, что раз я дома, значит, у меня выходной. Собака приходит играть, ребенок задает вопросы, приезжают курьеры, еще и нет нормального кресла, приходится сидеть на кухонном. В итоге не получается сосредоточиться на работе.
Еще одна проблема — кризис доверия. Сейчас мы едем на багаже, который сформирован на работе бок о бок. От симпатий и антипатий сильно зависит, как мы общаемся и принимаем решения, постепенно этот багаж будет иссякать. Есть даже такая шуточная формула: кретинизм коллеги прямо пропорционален квадрату расстояния, то есть чем ближе коллега к тебе сидит, тем он адекватнее, а чем дальше, тем придурковатей. Но когда все на удаленке, расстояние увеличивается.
Возможно, после пандемии процентов 10-15 останутся на удаленке, но, к примеру, в 2017 году Билайн перевел на удаленку 60% сотрудников, а через время признал, что это неэффективно.
На квадратный метр коворкинга нужно 30 000 — 60 000 ₽
В 2017 году в Петербурге на квадратный метр коворкинга уходило 9000 — 13 000 ₽. Например, Практик строил коворкинг на триста квадратов и потратил 2,4 млн ₽ — если пересчитать, получилось по 8900 ₽ на квадратный метр.
Расход
Сумма
Аренда помещения, 300 квадратных метров
210 000 ₽
Зарплата администратора
35 000 ₽
Дизайн нового сайта
15 000 ₽
Контекстная реклама
40 000 ₽
Ремонт
1,1 млн ₽
Мебель
450 000 ₽
Живые цветы
100 000 ₽
Предметы интерьера, оборудование для переговорных, устройства для печати и сканирования
300 000 ₽
Разные мелочи
150 000 ₽
Через девять месяцев после запуска компания арендовала еще двести квадратов для этой же локации: поменяли зону рецепции, запустили оборудованную кухню и зону отдыха с телевизорами и плейстейшн.
В итоге получилось 500 квадратных метров за 6,5 млн ₽, или по 13 000 ₽ на квадратный метр.
Чтобы зайти на рынок коворкингов в 2020 году, нужно намного больше денег: 200-300 млн ₽. На открытие дорогого коворкинга уходит около 60 000 ₽ на квадратный метр, дешевого — до 30 000 ₽. Но итоговая стоимость сильно зависит от площади. Например, сейчас уже нет смысла открывать локации на 500-600 метров: в них сложно выдерживать уровень сервиса.
В локациях на тысячи квадратов есть библиотеки, фитнес-румы, душевые, кухни и йога-центры, в коворкинге на 600 метров это всё не поместится.
Есть и непредвиденные расходы
Сейчас открываем коворкинг в Москве. Изначально у нас был норматив по стоимости квадратного метра: 35 000 — 38 000 ₽. Мы подписали договор, зашли на объект, и после разработки проекта оказалось, что стоимость квадрата выросла до 62 000 ₽. Так вышло из-за сложной вентиляции: мы планировали поставить одну — две крупных вентиляционных установки, а пришлось ставить 24 мелких. Из-за просчета бюджет локации вырос до 159 млн ₽, а сроки строительства увеличились на полтора месяца.
С помещениями классическая схема для коворкинга — это аренда, потому что владение недвижимостью — уже отдельный вид бизнеса. Но еще можно привлечь инвесторов:
- инвестор выкупает помещение под коворкинг, а взамен получает долю в бизнесе;
- компания арендует это помещение, на свои деньги делает ремонт и открывается.
Так собственник получает повышенный доход — плату за аренду и процент от прибыли коворкинга — и окупает инвестиции за четыре — шесть лет.
Коворкингам выгоднее сдавать кабинеты, а не места в опенспейсе
Есть два способа зонирования коворкингов: отдельные кабинеты под команды и опенспейс. В 2016 году всё пространство локации отдавали под опенспейс, именно так коворкинги воспринимались в то время, а сейчас популярнее формат кабинетов.
В 2017 году Практик открывал второй коворкинг, в помещении от прошлых владельцев остались перегородки, и их не стали ломать, а отдали под кабинеты для команд на четыре — шесть человек. Затем этот принцип зонирования перенесли на остальные локации.
Когда Практик открывал второй коворкинг, под кабинеты отдали 60% пространства, а 40% оставили для опенспейса. Но через полгода поставили дополнительные перегородки и еще 20% отвели под кабинеты. Потому что места в опенспейсе сдавались медленно и нестабильно — их арендовали в основном фрилансеры.
Сейчас во всех новых локациях под опенспейс Практик выделяет 5-8%, остальное — кабинетная нарезка.
Кабинеты арендуют небольшие команды по четыре, пять, шесть человек, в такой кабинет как раз можно переехать из бизнес-центра. Так коворкинги постепенно переходят от фрилансеров к малому бизнесу, что дает финансовую устойчивость: компании более стабильны, платят по расписанию и арендуют больше мест.
Рентабельность — до 50%
Операционная рентабельность коворкингов в Москве и Петербурге — до 50%. Это значит, что после вычета из выручки трат на аренду, зарплаты, расходники и коммуналку остается половина суммы.
Например, выручка коворкинга за месяц — 12 млн рублей, ему нужно оплатить расходы:
Расход
Сумма
Аренда
3 700 000 ₽
Коммуналка
240 000 ₽
Зарплата и налоги на нее
830 000 ₽
Расходники
1 200 000 ₽
Эксплуатация помещения, клининг
350 000 ₽
Итого
6 320 000 ₽
Получается, выручка — 12 млн ₽, расходы — 6,3 млн ₽, осталось 5,7 млн ₽. С этой суммы еще нужно заплатить налоги и проценты по кредитам, если они есть.
Какой именно будет рентабельность коворкинга, зависит от его заполняемости.
С 2018 года у Практика заполняемость всех локаций вышла на уровень больше 100%. Звучит странно, но мы считаем так: есть 147 номинальных мест и есть максимальная выручка с одного места, тогда:
147 мест * цена места при тарифе фикс = максимальная выручка — это наши 100%.
Если выручка больше, значит, мы выходим за 100%. Это удается за счет флекс-мест, например, когда человек покупает право на двадцать посещений коворкинга в течение трех месяцев или оплачивает дневной тариф. Тогда нефиксированные места продаются дешевле, но большее количество раз.
У нас клиентов больше, чем мест в коворкингах. По каждой локации есть длинный лист ожидания: в него записываем контакты тех, кто хочет арендовать место, когда оно освободится. Всего в листе 400 компаний.
В регионах рентабельности не особенно ниже, например в Великих Луках это 40%, только аренда места дешевле, и, значит, инвестиции будут окупаться дольше, чем в Москве и Петербурге.
Но по мере взросления отрасли растет и стоимость входа на рынок. Если в 2016 году можно было открыть коворкинг на 500-700 квадратных метров, сейчас это должна быть даже не локация на 3000 квадратов, а сеть. Несетевые коворкинги проигрывают, потому что крупные клиенты выбирают сети, а именно они обеспечивают финансовую стабильность.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.