Если выбрать помещение с неудобным входом, можно не получить желаемых посетителей. Люди будут проходить мимо даже в удачных оживленных местах. Поэтому важно всё: какой этаж, с какой стороны вход, есть ли лестница.
Специализированный магазин может быть где угодно
Место входа сильно влияет на посещаемость, но нужно отталкиваться не от места, а от специфики бизнеса и аудитории. Условно разделим на две группы:
- специализированный бизнес. Тогда место может быть любым, в спальном районе или в закоулках между домами. Например, у вас единственный в городе магазин струнных инструментов, а вокруг три музыкальных школы, две академии, концертный зал и много любителей струнной музыки;
- массовый бизнес. Место нужно выбирать тщательно, если это бизнес, ради которого на другой конец города не поедут. Например, кофейня, магазин продуктов, наливайка с пивом или лавка с косметикой.
Также важно, есть ли у бизнеса клиентский спрос. Это может быть обычная кофейня, но ей владеет известный в городе филантроп, а люди приходят туда, чтобы поддержать его. Или отель без вывески на четвертой линии, который никогда не найдешь, если не знаешь, куда идти. Но он всегда заполнен, потому что клиенты приходят не с улицы, а из интернета — это и есть спрос, который не зависит от места.
Полуподвалы и цокольные этажи — не для кафе и магазинов
Предположим, предприниматель открывает кофейню и рассчитывает на проходящих мимо людей и жителей района. Тогда расположение очень важно: даже в самом крутом месте в центре можно получить низкую посещаемость, если взять полуподвальное помещение или цокольный этаж.
В Москве пять лет назад магазины и кафе в подвалах были нормой, сейчас они все закрываются, потому что не могут конкурировать с бизнесом на этажах. Тогда можно было встретить Пятерочку, Магнит и Перекресток в полуподвалах, сейчас этого нет. Покупателям некомфортно находиться в полуподвальных помещениях: там невысокие потолки, тяжелый воздух, нет естественного освещения.
Если заведение находится в полуподвале, оно может забыть о клиентах, которым сложно туда спуститься: мамах с колясками, пожилых людях, клиентах с детьми или тяжелыми сумками. Даже просто уставший после работы человек скорее пройдет мимо, чем пойдет в полуподвальное помещение.
В такие помещения переезжают интернет-компании, логистические и складские фирмы — для них место входа и минусы подвалов не так важны.
Чтобы разобраться, какое помещение подойдет, нужно поставить себя на место клиента, а еще поспрашивать других людей:
- готовы ли ради такого-то товара подниматься на второй этаж или спускаться в подвал;
- будут ли искать вход, если идет дождь или холодно, а помещение находится во дворах;
- поехали бы в это место из дома целенаправленно или зашли бы только по пути;
- зашли бы, если бы в руках был ребенок, сумка, коляска.
На практике вопросов всегда больше, но важно понять главное: стоит ли ваш товар тех усилий, которые придется приложить клиентам.
Лучший вход — на первом этаже и без лестницы
Традиционно лучшим местом для кафе и магазина считают первый этаж на первой линии со входом с улицы, а не со двора.
Но второй этаж тоже подходит, например, два года назад стали появляться Макдоналдсы и Кей-эф-си на вторых этажах. Это было непривычно, но сейчас таких заведений всё больше. Опять же, это известные сети, и люди готовы подниматься наверх.
Идеальное помещение — здание рядом с метро, остановкой транспорта или в другом оживленном месте, вход в которое будет вровень с землей. Так посетителям не придется идти по длинной лестнице, максимум несколько ступеней. Но с лестницами тоже не всё однозначно: для молодежной аудитории лестницы допустимы, для семейной — нет.
А вот выбирать между центром и спальником нужно только ориентируясь на свой бюджет: даже если предлагают крутое помещение в центре, но на него нет денег, лучше отказаться. Не стоит брать центр, но в непроходном месте, только потому что это центр.
В этом случае можно пойти в спальный район, но в хорошее место. Представим, что мы открываем кофейню в спальном районе, вот на что можно обратить внимание:
- какие дома находятся в 500 метрах от предполагаемого помещения. Лучше, если это не муниципальное жилье, не хрущевки, а новые дома. Там квартиры люди покупают за свои деньги;
- много ли машин вокруг и каких. Если много и дорогих, это хорошо;
- есть ли детские площадки и парки. Если есть, это плюс: люди будут покупать кофе, бутерброды и булочки на прогулку или после нее;
- есть ли конкуренты. Если есть, это хорошо — значит, кофейни востребованы. Если нет, ничего страшного.
В спальном районе можно арендовать 50 м² для кофейни, обойти всех жильцов близлежащих домов и подарить им купоны на скидку.
Вообще это европейский формат жизни, когда всё рядом с домом: спустился на первый этаж и купил то, что нужно. Сейчас Вкусвилл развивается по такому формату: магазины открываются чуть ли не в соседних домах, а еще Вкусвилл организует кафе при магазинах.
Рекомендации по выбору помещения
Если бюджет ограничен или вы новичок, не нужно гнаться за крутым местом. Лучше взять недорогое помещение в спальнике, чем дорогое в центре.
Если бизнес массовый, не стоит брать помещение в полуподвалах и на цокольных этажах.
Внимательнее с лестницами: они годятся только для молодежной аудитории, но не для семейных и пожилых людей.
Если бизнес специализированный или есть своя аудитория, помещение может быть любым, даже в подвале.
Лучше всегда спрашивать себя: пошел бы я в это помещение ради этого товара?
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.