Политика заведения — это правила, которые устанавливает компания в дополнение к законам. Чаще всего политика заведений есть у компаний из сферы общепита, например, клиентам кафе могут запретить приносить свою еду или приходить в кедах. Но в политике заведения нельзя написать всё, что вздумается — есть ограничения.
Политика заведения не должна противоречить законам
Что такое публичный договор — статья 426 Гражданского кодекса
Главный принцип — в политике заведения не должно быть правил, которые противоречат законам. Компании нужно ориентироваться на два закона:
- статью 426 Гражданского кодекса о публичных договорах;
- закон «О защите прав потребителей».
Закон «О защите прав потребителей» говорит о качестве и безопасности товаров, уголке потребителя и возврате товара. Например, в нем сказано, что некачественный товар продавец должен заменить в течение семи дней. И если написать в политике магазина «товар замене не подлежит», это правило не будет действовать, потому что правило из закона важнее.
Публичный договор — это договор, адресованный неопределенному кругу лиц. Например, магазин выставляет на продажу яблоки по 50 рублей — это публичный договор, его условия такие: магазин обязуется продать яблоки любому, кто заплатит 50 рублей.
Условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех: например, нельзя брюнетам продавать яблоки дороже, а блондинам дешевле. Исключение — льготные цены и скидки по картам лояльности.
Ещё компания не может отказаться выполнять публичный договор. Если в магазине есть товар и кто-то хочет его купить, магазин обязан продать. То же самое с кафе.
Что можно и чего нельзя включать в политику заведения
В политике заведения можно прописать всё, что не противоречит закону: требования к одежде и обуви, правила поведения или бронирования столиков. А всё, что противоречит, — нельзя.
Пункт политики заведения
Можно ли прописать
Основание
Посетителям кафе запрещается приходить со своей едой
Можно, это не противоречит закону
Посетители должны снимать верхнюю одежду и головные уборы. Сидеть за столиком в шубе запрещено
Можно, это не противоречит закону
Кафе обслуживает только женщин
Нельзя, это противоречит закону. Компания обязана оказывать услугу любому человеку, который за ней обратился. Еще отказ обслуживать мужчин — это дискриминация по половому признаку
Вход в ночной клуб в кроссовках и спортивных костюмах запрещен. Или кафе не обслуживает посетителей в желтой одежде
Можно прописать. Требования к одежде не противоречат закону
Не обслуживаются посетители с детьми
Нельзя, это дискриминация по семейному статусу
Кафе не обслуживает депутатов Мосгордумы
Нельзя, это дискриминация по должностному положению
В магазин нельзя заходить с животными
Можно, но человека с собакой-поводырем нужно пустить
Политику заведения нужно напечатать, заверить печатью и подписью генерального директора и повесить в уголке потребителя.
Нельзя отказать в обслуживании без объяснения причин
Если посетитель нарушает политику заведения, его можно не обслуживать и попросить уйти. Но он имеет право узнать причину и попросить письменный отказ. Не обслуживать без объяснения причин незаконно.
Двое мужчин хотели пообедать в ресторане, но им отказали без объяснения причин. Тогда один из них попросил письменный отказ, и администратор в письменном отказе написал: «Согласно внутренним правилам ресторана таким-то отказано в обслуживании без объяснения причин».
Мужчины обратились в суд, и тот разъяснил, что отказ без объяснения причин противоречит статье 426 Гражданского кодекса: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».
Суд обязал ресторан выплатить мужчинам по 2000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.