Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Что можно прописать в политике заведения

Что можно прописать в политике заведения

Можно не обслуживать людей в желтых кроссовках, но нельзя сделать кафе только для женщин
13 августа 2020
4154
3

Политика заведения — это правила, которые устанавливает компания в дополнение к законам. Чаще всего политика заведений есть у компаний из сферы общепита, например, клиентам кафе могут запретить приносить свою еду или приходить в кедах. Но в политике заведения нельзя написать всё, что вздумается — есть ограничения.

Эксперт — Юрий Кочергин, генеральный директор «Центра юридического сопровождения». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Политика заведения не должна противоречить законам

Что такое публичный договор — статья 426 Гражданского кодекса

Главный принцип — в политике заведения не должно быть правил, которые противоречат законам. Компании нужно ориентироваться на два закона:

  • статью 426 Гражданского кодекса о публичных договорах;
  • закон «О защите прав потребителей».

Закон «О защите прав потребителей» говорит о качестве и безопасности товаров, уголке потребителя и возврате товара. Например, в нем сказано, что некачественный товар продавец должен заменить в течение семи дней. И если написать в политике магазина «товар замене не подлежит», это правило не будет действовать, потому что правило из закона важнее.

Публичный договор — это договор, адресованный неопределенному кругу лиц. Например, магазин выставляет на продажу яблоки по 50 рублей — это публичный договор, его условия такие: магазин обязуется продать яблоки любому, кто заплатит 50 рублей.

Условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех: например, нельзя брюнетам продавать яблоки дороже, а блондинам дешевле. Исключение — льготные цены и скидки по картам лояльности.

Цена должна быть одинаковой для всех. Под категориями потребителей здесь имеются в виду физические и юридические лица. Статья 426 Гражданского кодекса

Ещё компания не может отказаться выполнять публичный договор. Если в магазине есть товар и кто-то хочет его купить, магазин обязан продать. То же самое с кафе.

Что можно и чего нельзя включать в политику заведения

В политике заведения можно прописать всё, что не противоречит закону: требования к одежде и обуви, правила поведения или бронирования столиков. А всё, что противоречит, — нельзя.

Пункт политики заведения
Можно ли прописать
Основание

Посетителям кафе запрещается приходить со своей едой

Можно, это не противоречит закону

Посетители должны снимать верхнюю одежду и головные уборы. Сидеть за столиком в шубе запрещено

Можно, это не противоречит закону

Кафе обслуживает только женщин

Нельзя, это противоречит закону. Компания обязана оказывать услугу любому человеку, который за ней обратился. Еще отказ обслуживать мужчин — это дискриминация по половому признаку

Вход в ночной клуб в кроссовках и спортивных костюмах запрещен. Или кафе не обслуживает посетителей в желтой одежде

Можно прописать. Требования к одежде не противоречат закону

Не обслуживаются посетители с детьми

Нельзя, это дискриминация по семейному статусу

Кафе не обслуживает депутатов Мосгордумы

Нельзя, это дискриминация по должностному положению

В магазин нельзя заходить с животными

Можно, но человека с собакой-поводырем нужно пустить

Политику заведения нужно напечатать, заверить печатью и подписью генерального директора и повесить в уголке потребителя.

Нельзя отказать в обслуживании без объяснения причин

Если посетитель нарушает политику заведения, его можно не обслуживать и попросить уйти. Но он имеет право узнать причину и попросить письменный отказ. Не обслуживать без объяснения причин незаконно.

Двое мужчин хотели пообедать в ресторане, но им отказали без объяснения причин. Тогда один из них попросил письменный отказ, и администратор в письменном отказе написал: «Согласно внутренним правилам ресторана таким-то отказано в обслуживании без объяснения причин».

Мужчины обратились в суд, и тот разъяснил, что отказ без объяснения причин противоречит статье 426 Гражданского кодекса: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».

Суд обязал ресторан выплатить мужчинам по 2000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Судебное дело

Войти через
А теперь — комментарии! Какие правила в вашей политике заведения?
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
101332
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.