На сайт банка

Политика заведения — это правила, которые устанавливает компания в дополнение к законам. Чаще всего политика заведений есть у компаний из сферы общепита, например, клиентам кафе могут запретить приносить свою еду или приходить в кедах. Но в политике заведения нельзя написать всё, что вздумается — есть ограничения.

Эксперт — Юрий Кочергин, генеральный директор «Центра юридического сопровождения». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Политика заведения не должна противоречить законам

Что такое публичный договор — статья 426 Гражданского кодекса

Главный принцип — в политике заведения не должно быть правил, которые противоречат законам. Компании нужно ориентироваться на два закона:

  • статью 426 Гражданского кодекса о публичных договорах;
  • закон «О защите прав потребителей».

Закон «О защите прав потребителей» говорит о качестве и безопасности товаров, уголке потребителя и возврате товара. Например, в нем сказано, что некачественный товар продавец должен заменить в течение семи дней. И если написать в политике магазина «товар замене не подлежит», это правило не будет действовать, потому что правило из закона важнее.

Публичный договор — это договор, адресованный неопределенному кругу лиц. Например, магазин выставляет на продажу яблоки по 50 рублей — это публичный договор, его условия такие: магазин обязуется продать яблоки любому, кто заплатит 50 рублей.

Условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех: например, нельзя брюнетам продавать яблоки дороже, а блондинам дешевле. Исключение — льготные цены и скидки по картам лояльности.

Цена должна быть одинаковой для всех. Под категориями потребителей здесь имеются в виду физические и юридические лица. Статья 426 Гражданского кодекса

Ещё компания не может отказаться выполнять публичный договор. Если в магазине есть товар и кто-то хочет его купить, магазин обязан продать. То же самое с кафе.

Что можно и чего нельзя включать в политику заведения

В политике заведения можно прописать всё, что не противоречит закону: требования к одежде и обуви, правила поведения или бронирования столиков. А всё, что противоречит, — нельзя.

Пункт политики заведения
Можно ли прописать
Основание

Посетителям кафе запрещается приходить со своей едой

Можно, это не противоречит закону

Посетители должны снимать верхнюю одежду и головные уборы. Сидеть за столиком в шубе запрещено

Можно, это не противоречит закону

Кафе обслуживает только женщин

Нельзя, это противоречит закону. Компания обязана оказывать услугу любому человеку, который за ней обратился. Еще отказ обслуживать мужчин — это дискриминация по половому признаку

Вход в ночной клуб в кроссовках и спортивных костюмах запрещен. Или кафе не обслуживает посетителей в желтой одежде

Можно прописать. Требования к одежде не противоречат закону

Не обслуживаются посетители с детьми

Нельзя, это дискриминация по семейному статусу

Кафе не обслуживает депутатов Мосгордумы

Нельзя, это дискриминация по должностному положению

В магазин нельзя заходить с животными

Можно, но человека с собакой-поводырем нужно пустить

Политику заведения нужно напечатать, заверить печатью и подписью генерального директора и повесить в уголке потребителя.

Нельзя отказать в обслуживании без объяснения причин

Если посетитель нарушает политику заведения, его можно не обслуживать и попросить уйти. Но он имеет право узнать причину и попросить письменный отказ. Не обслуживать без объяснения причин незаконно.

Двое мужчин хотели пообедать в ресторане, но им отказали без объяснения причин. Тогда один из них попросил письменный отказ, и администратор в письменном отказе написал: «Согласно внутренним правилам ресторана таким-то отказано в обслуживании без объяснения причин».

Мужчины обратились в суд, и тот разъяснил, что отказ без объяснения причин противоречит статье 426 Гражданского кодекса: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».

Суд обязал ресторан выплатить мужчинам по 2000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Судебное дело

Еще какие-то статьи
Все отрасли Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
9 февраля
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
14 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф
Советы

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф

Или избежать его вовсе
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.