Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как открыть цветочный магазин
Владельцу цветочного салона приходится заниматься всем: от ремонта и поставок до развития корпоративной культуры. Мы составили список основных задач, который поможет, если вы не знаете, с чего начать флористический бизнес. Составить его нам помогла Анастасия Никешина, исполнительный директор сети магазинов Floristica, которая проверила все советы на собственном опыте.
Стартовый капитал
Идея открыть свой магазин у меня появилась, когда я работала флористом, но реализовать ее получилось только после того, как появился инвестор. У меня была концепция и свое видение проекта, а он был готов вложить в это деньги. Сейчас Floristica — это его ИП, а я занимаюсь закупками, развитием и продвижением.
До того, как мы начали сотрудничать, я проводила для инвестора презентацию концепции. Так как бухгалтерского образования у меня нет, то каких-то предварительных отчетов в ней не было. И по мере работы приходилось вникать в финансовую сторону проекта и осваивать бухгалтерию.
Концепция
Несмотря на то, что Instagram* заблокирован, у людей осталось желание показать, что они красиво живут, и это сильно бустит продажи. Изначально мы ориентировались на что-то эстетичное и изящное. В городе в основном были условные ларьки с цветами, а мы хотели создать пространство, где можно было бы выпить кофе, пока ждешь свой букет, а в воскресенье поучаствовать в мастер-классе. В регионах эта ниша вполне свободна.
Но не все получилось реализовать сразу, так как пространство, которое мы нашли для первого салона, было маленьким. Но сейчас мы открываем вторую точку, в которой цветочный как раз совмещен с кофейней и зоной мастер-классов. Пока не очень понятно, будет ли эта концепция работать, так как люди боятся тратить деньги. Но мы развиваем идею того, что нужно продолжать инвестировать в удовольствие и радовать своих близких.
*Meta признана экстремистской организацией и запрещена в России. Ей принадлежат соцсети Facebook и Instagram
Помещение
Подходящее помещение мы искали около года. В основном все было очень огромное, около 100 кв.м, что не вариант для цветочного, особенно на старте. В итоге мы нашли место в жилом комплексе бизнес-класса на 25 кв.м. Аренда в этом помещении довольно высокая, но раньше там была кофейня, поэтому оно досталось нам уже с ремонтом.
В итоге открытие обошлось примерно в 300 тысяч: мы перекрасили стены, купили холодильник для цветов, необходимые инструменты и программное обеспечение. Открытие точки я рекомендовала бы начинать с вывесок, даже если в ближайшие пару месяцев вы планируете ремонт. У людей развита баннерная слепота и они заметят вас не сразу.
Оформление
Вторую точку мы открывали в жилом комплексе, где у нас уже был знакомый в управляющей компании. Это большой плюс, потому что с УК сложно согласовывать входные группы. Оформление первого салона мы согласовывали примерно два месяца.
Изначально над входом был запланирован логотип с розой медного оттенка, но подрядчики не могли его реализовать и предложили оранжевый. Оранжевый не подходил по концепции в ЖК. Так как это бизнес-класс, то с оформлением там строго. В итоге мы сошлись на нейтральном коричневом.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Поставщики
У меня сильно развиты социальные связи, так что найти поставщиков не составило проблем. Через своего преподавателя флористики я вышла на голландский аукцион flowersale.nl. Мы подписали контракт, нашли транспортную компанию и начали работать.
Сейчас время доставки увеличилось на несколько дней, так как машины из голландии долго стоят на границе. Плюс в этом году появился запрет на ввоз иностранной зелени, поэтому для зимнего сезона всю хвойную зелень для новогодних венков придется везти через Казахстан.
Ассортимент
Мы перестали возить некоторые экзотические позиции, потому что они приезжают в очень плохом состоянии. А для клиента один увядший лепесток — это уже повод отказаться от покупки. Поэтому мы двигаемся к сужению ассортимента. Тем более, что мужчины категории 30+ покупают определенный тип букетов: розы, пионы или ранункулюсы. А московскими флористами сейчас активно продвигается концепция монобукетов и отказ от сборных букетов из нескольких видов цветов.
Гораздо сложнее с ассортиментом кофе, так как я в нем не разбираюсь. Так что сейчас для второго магазина мы ищем партнеров, которые бы работали под брендом Floristica, но при этом сами бы получали прибыль со своих продаж.
Сотрудники
Мы начинали работать с одним флористом. Я занималась всем от ремонта до сбора заказов, а потом поняла, что нужно расширять штат. Тогда я столкнулась с тем, что нанимать на работу студентов — это не лучшая идея. В их обучение нужно вкладываться, а потом они уходят по разным причинам: сессия, диплом или просто желание сделать упор на учебу.
Дело в том, что проще взять человека без опыта, и вырастить из него хорошего флориста. Несколько раз мы пробовали нанимать сотрудников, которые обучались в школе флористов и уже где-то работали, но они не знали элементарных правил ухода за цветами. Поэтому пришлось корректировать систему мотивации сотрудников, чтобы избегать текучки, которая во флористике бывает часто.
Клиенты
Мы стараемся ориентироваться на аудиторию с доходом выше среднего и соответствовать их требованиям. Мало кто будет проверять, как отпечатывается логотип на лентах от разных поставщиков, чтобы он выглядел хорошо и не смазывался. В таких деталях тоже проявляется качество.
Нашей аудитории несложно за что-то доплатить. На 1 сентября нас просили на букеты клеить наклейки с логотипом, потому что бренд для таких покупателей тоже важен.
Доставка
Покупатели привыкли заказывать все, что угодно. Поэтому доставку в салоне пришлось развивать с самого открытия. Сейчас мы пользуемся ЯндексGo, чтобы доставлять заказы, которые пришли напрямую — через соцсети или сайт. Букеты привозят быстро, но иногда возникают вопросы к качеству обслуживания, потому что курьеру без разницы, кому он везет цветы. Он может быть недостаточно вежливым с покупателем, а впечатление у человека будет испорчено не от услуг Яндекса, а от нашего магазина.
Также мы вышли на флористический маркетплейс Flowwow. Они много вкладывают в рекламу, и само приложение удобно для пользователей. Там можно заказать сразу все для праздников: цветы, торты, шарики и подарки. Поэтому через них есть приток новых покупателей. Но комиссия за продажи через сервис составляет около 26%.
Продвижение
Мы подружились со школой по бачате, и планируем с ними совместные мероприятия. Летом для фестиваля Sandarina готовили фотозону — брендированный кабриолет, украшенный цветами. Это принесло очень много подписок. Для кофеен делаем цветочные боксы с нашим лого, которые украшают столы, но я не скажу, что это хорошо работает. Легче устраивать мероприятия и мастер-классы.
Вообще повторные покупки у постоянных клиентов обходятся дешевле, чем привлечение нового клиента. Если у человека было касание с брендом, его проще мотивировать на дальнейшуие покупки. Еще есть система ведения клиентской базы, которую я хочу подключить — она устроена в формате календаря с напоминаниями. Например, если человек год назад заказывал букет, ему можно отправить сообщение за одну-две недели до события: «Доверьте нам ваш праздник». Тогда есть большая вероятность, что он выберет проверенный салон и снова придет к нам.
Нетворкинг
Нужно постоянно общаться с флористическим сообществом. Многие люди в нем открыты и готовы делится опытом. Можно, например:
Такое взаимодействие поможет новичкам совершать меньше ошибок. Еще будет полезно сотрудничать с бизнесами из смежных сфер: ивент-агентствами, декораторами, фотографами.
Подберем оптимальный способ оплаты для вашего бизнеса