На сайт банка

Что такое дебет и кредит простыми словами

Дебет и кредит — это понятия, которые могут показаться сложными на первый взгляд, но на самом деле они основа бухгалтерского учета. Давайте разберемся в них по порядку.

Чтобы понять, что такое дебет и кредит, давайте представим их как две стороны нашей финансовой книги. В дебет записываются все поступления денег, а в кредит — расходы. Это основное правило бухгалтерии.

Дебет («он должен нам»)

Дебет — это «он должен». Когда у вас есть поступление денег, оно записывается в дебет. Например, если вы продали товары или услуги и получили оплату, это увеличит вашу дебетовую сторону. Подумайте о хлебозаводе, который продает свежий хлеб, или автосервисе, который обслуживает машины, — все эти операции увеличивают капитал компании и записываются в дебет.

Кредит («он верит»)

Кредит — это «он верит». Когда у вас есть расходы, они записываются в кредит. Например, если хлебозавод купил муку или автосервис выплатил зарплату своим сотрудникам, это увеличит кредитовую сторону. Кредит — это деньги, которые вы должны.

То есть дебет и кредит простыми словами — деньги, которые поступили в компанию или были оплачены вами. Также к этим понятиям относятся и оплаты, которые еще не произошли, но должны будут произойти. Расскажем подробнее.

В бухучете дебет и кредит отражаются по разные стороны счета. Дебет — слева, а кредит — справа.

Дебиторская задолженность (нам должны)

Дебиторская задолженность — это когда кто-то должен вам деньги. Например, если магазин получил партию хлеба от хлебозавода и еще не заплатил за нее, то он становится дебитором завода. Дебет завода — это деньги, которые он должен вам.

Кредиторская задолженность (мы должны)

Кредиторская задолженность возникает, когда компания получила товар или услугу от поставщика, но еще не оплатила ее. Она становится должником перед поставщиком.

Например, хлебозавод заказал услуги логистической компании по доставке хлеба в магазины, но пока не оплатил счет за доставку. У хлебозавода появилась кредиторская задолженность, то есть он должен отдать деньги, а логистическая компания получила дебиторскую задолженность, то есть ждет поступления денег.

Дебет: это мы должны или нам должны

Чтобы разобраться, вспомним значения слов:

  • Дебет — кто-то должен нам.
  • Кредит — мы должны кому-то.

Итак:

  • Если в дебете увеличивается сумма — значит, нам кто-то должен, у нас появилась дебиторская задолженность.
  • Если в кредите увеличивается сумма — значит, мы кому-то должны, у нас образовалась кредиторская задолженность.

Дебетовый оборот

Дебетовый оборот — это сумма всех операций, которые увеличили активы компании за отчетный период. Это все поступления денег, которые вы получили от своих клиентов или из других источников.

Например, за месяц магазин:

  • Продал товаров на сумму 500 тыс. руб., но оплата еще не поступила.
  • Получил от покупателей 400 тыс. руб. за проданные ранее товары.

Итого: дебетовый оборот магазина за месяц составит 500 000 + 400 000 = 900 000 руб.

Оборот по кредиту

Оборот по кредиту — это сумма всех операций, которые уменьшили активы компании за период. Это все ваши расходы и долги перед другими компаниями или людьми.

Например, за месяц магазин:

  • Купил товаров на 300 тыс. руб., но еще не перевел деньги.
  • Заплатил поставщикам 200 тыс. руб. за ранее полученный товар.
  • Оплатил аренду помещения — 50 тыс. руб.

Оборот по кредиту за месяц составит 300 000 + 200 000 + 50 000 = 550 000 руб.

Дебет счета

Дебет счета отражает поступления средств или активов на счет. Другими словами, дебет счета — это все операции, которые отражают поступления денег и других активов в денежном выражении. Скажем, вы закупили мебель — ее стоимость тоже указывается как поступление на дебетовый счет. Здесь вы записываете все, что приносит вам доход.

Например:

  • Поступили деньги от покупателей — дебет счета «Расчеты с покупателями».
  • Получен товар от поставщика — дебет счета «Товары».
  • Начислена зарплата — дебет счета «Расходы на персонал».

Кредит счета

Кредит счета отражает расходы и выбытие средств со счета. Другими словами, кредит счета — это все операции, которые отражают все расходы и долги. Здесь записываете все, что вы должны.

Например:

  • Перечислили деньги поставщику — кредит счета «Расчеты с поставщиками».
  • Списана стоимость проданного товара — кредит счета «Товары».
  • Выплачена зарплата — кредит счета «Расходы на персонал».

Таким образом, дебет и кредит позволяют отслеживать движение средств и активов по счетам компании.

Это не такие сложные понятия, как кажется на первый взгляд. Они помогают бухгалтерам отслеживать финансовые операции и понимать, кто кому должен и сколько.

Дебет и кредит в банковской выписке

Основной документ по расчетному счету компании или ИП — это банковская выписка. В ней отражается информация по начальному остатку, дебету и кредиту, а также остатку на конец выбранного периода. По ней можно определить, сколько денег поступило на банковский счет и сколько ушло.

Выписка по расчетному счету может выглядеть по-разному в зависимости от банка, в котором открыт счет. В ней деньги отражаются в столбцах:

  • дебет и кредит;
  • приход и расход.

Выписка, которую можно скачивать из личного кабинета онлайн-банка, зеркальна расчетному счету. То есть дебет — это расходы компании, а кредит — доходы. Почему так? В банке компания считается клиентом, то есть кредитором. А значит, поступление денег отражается по кредиту, а не по дебету.

Модульбанк заботится о своих клиентах. Вместо дебета и кредита суммы указываются в столбцах «Приход» и «Расход». Таким образом, вы не запутаетесь, когда скачаете банковский документ.

Пример выписки с расчетного счета
Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Зачем нужны дебет и кредит в бухгалтерии

Главное правило бухучета — дебет должен быть равен кредиту. Это связано с тем, что деньги или активы не берутся откуда-то и не уходят куда-то. Простыми словами: компания со своего счета выплачивает зарплату сотрудникам. То есть деньги с расчетного счета уходят на карты работникам. Такой принцип ведения бухгалтерского учета называется двойной записью.

Пример

Организация получила оплату от клиента на сумму 300 тыс. руб. за ранее оказанные услуги. После этого она выплатила аванс сотрудникам в размере 174 тыс. руб. и провела оплату контрагенту в сумме 15 тыс. руб. за приобретение канцелярских товаров, которые сразу были переданы работникам, то есть списаны на расходы.

Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом.

Оплата от клиента:

  • Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — Кт 20 «Основное производство» — 300 тыс. руб. — оказание услуг клиенту.
  • Дт 51 «Расчетный счет» — Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — 300 тыс. руб. — поступила оплата от клиента.

Выплата аванса:

  • Дт 20 «Основное производство» — Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 174 тыс. руб. — начислен аванс сотрудникам.
  • Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — Кт 51 «Расчетный счет» — 174 тыс. руб. — выплачена зарплата.

Покупка канцелярии:

  • Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — Кт 51 «Расчетный счет» — 15 тыс. руб. — оплата поставщику.
  • Дт 10 «Материалы» — 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 15 тыс. руб. — канцелярия поступила в компанию.
  • Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — 10 «Материалы» — 15 тыс. руб. — канцелярия передана сотрудникам и учтена в расходах.

Если посмотреть проводки по счету 51 «Расчетный счет», двойная запись будет выглядеть так:

Дт

Кт

Наименование операции

51

62

Получена оплата от покупателя

70

51

Выплачен аванс

60

51

Проведена оплата поставщику канцелярии

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Узнать подробности
Еще какие-то статьи
Все отрасли Предложили перевести аукционы на единую электронную платформу
Предложили перевести аукционы на единую электронную платформу
3 октября
2 мин
Словарик Система управления долгами (СКУАД)
Система управления долгами (СКУАД)
4 октября
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

Что можно узнать по ИНН бизнеса
Советы

Что можно узнать по ИНН бизнеса

Проверяем контрагентов и разбираемся, не персональные ли это данные
Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
Советы

Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования

И лучше узнавать клиентов и конкурентов
Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?
Советы

Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?

Почему эмодзи надо использовать с осторожностью
Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
Советы

Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
Советы

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников

Разбираемся с точки зрения закона
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.