Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как правильно оформить импорт товаров из Китая
Вы хотите закупить товар в Китае, чтобы продавать его на маркетплейсе. Что нужно сделать, чтобы оформить поставку и перевезти товар через границу? Вот подробная инструкция на примере одного из самых сложных в оформлении товаров — детской обуви.
Как получить сертификат или декларацию о соответствии
Для импорта товаров из-за границы нужно подтвердить, что они отвечают требованиям безопасности, принятым в стране. Для этого товар должен пройти лабораторные испытания и получить разрешительный документ — сертификат или декларацию о соответствии.
Сертификат и декларация: в чем разница
Сертификаты оформляют только на основе протокола аккредитованной лаборатории, где продукция проходит испытание. «Аккредитованная» — значит проверенная Росаккредитацией и внесенная в Единый реестр аккредитованных лиц.
Декларации же заявитель оформляет самостоятельно, а безопасность продукции может подтвердить либо протоколом аккредитованной лаборатории, либо, в некоторых случаях, собственными испытаниями (их проводят на испытательных площадках при производстве). На основании одного из этих протоколов заявитель сам регистрирует декларацию о соответствии на сайте Росаккредитации.
Если говорить о внешнем виде этих документов, то сертификат печатают на специальном бланке с несколькими степенями защиты. А декларацию можно предъявить в электронном виде или распечатать на обычном листе формата А4.
Допустим, вы нашли поставщика детской обуви и отобрали из его ассортимента модели для импорта. Дальше нужно понять, какие разрешительные документы нужны для ввоза товара, и получить их. Как это сделать?
Шаг 1. Подобрать код ТН ВЭД на товар
ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) — это классификатор товаров для стран ЕАЭС (России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана). Он нужен, чтобы определить, какой технический регламент (документ с требованиями к продукции) регулирует товар. В дальнейшем код ТН ВЭД указывают в сертификате. А еще на этапе ввоза товаров в страну по нему вычисляют размер таможенной пошлины.
Важно верно подобрать код ТН ВЭД. За ошибочно выбранный код гражданам и юрлицам грозит открытие административного дела по ч. 2 ст. 16.2 КоАП и штраф в размере от половины до двукратной суммы всех пошлин и налогов, которые положено оплатить. Кроме того, есть вероятность конфискации товара.
Подобрать код ТН ВЭД можно самостоятельно через онлайн-классификатор. Но если есть сомнения, лучше обратиться за консультацией к таможенному брокеру (стоит от 1 тыс. руб.) или получить код через «Госуслуги», оплатив пошлину в 5 тыс. руб.
Например, код для детской обуви может быть таким — 6403911100, в нем зашифровано описание: прочая обувь, закрывающая лодыжку, но не часть икры, с длиной стельки менее 24 см на подошве из резины, пластмассы и с верхом из натуральной кожи.
Шаг 2. Определить технический регламент, которому должен соответствовать товар
Каким требованиям должен отвечать товар, чем подтверждать его соответствие (сертификатом или декларацией) и по какой схеме можно проводить сертифицирование или декларирование, указано в технических регламентах РФ и ЕАЭС. Первые применяют в пределах страны, а вторые — на территории всего ЕАЭС.
Какой технический регламент ЕАЭС использовать, определяют по коду ТН ВЭД. Здесь можно посмотреть все регламенты. Найти нужный можно, открыв регламент, который подходит по типу продукции, и введя в поиске по документу ваш код ТН ВЭД. Также можно обратиться за помощью в органы сертификации — в некоторых центрах консультации по этому вопросу бесплатные. На детскую обувь распространяется ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Детская обувь подлежит сертификации, ее проводят по одной из схем: 1С, 2С, 3С или 4С. Разница между ними в том, что схемы 1С и 2С позволяют сертифицировать серийное производство и по одному контракту завозить множество партий в течение трех лет (при схеме 1С) или пяти лет (при 2С). 3С и 4С выдаются на партию, то есть на определенное количество товара, которое будет указано в сертификате.
Поскольку система сертификации и ввоза обуви сложна, выгоднее делать сертификацию по схеме 1С или 2С. Они отличаются тем, что первая требует выезда представителя лаборатории в Китай для анализа производства (командировку оплачиваете вы), а для второй достаточно получить документы от производителя и сертификат на систему менеджмента ISO.
Ниже приведено сравнение схем.
Кроме технических регламентов РФ и ЕАЭС есть свидетельство о государственной регистрации (СГР). Оно нужно для товаров, которые по закону должны проходить санитарно-эпидемиологический контроль. К ним относят БАДы, детское питание, бытовую химию. Полный список можно посмотреть по ссылке. Это свидетельство делается долго, не менее шести месяцев.
Шаг 3. Заключить договор с органом по сертификации или сертификационным центром для проведения испытаний
Чтобы убедиться, что обувь не опасна для детского здоровья, нужно провести испытания образцов в лаборатории, аккредитованной Росаккредитацией для работы с соответствующим техническим регламентом. Сделать это нужно через орган по сертификации, у которого тоже есть аккредитация на технический регламент, регулирующий ваш товар. Именно через сертификационный орган проводятся испытания — у него есть договоры с аккредитованными испытательными лабораториями. Найти нужный сертификационный орган можно на сайте Росаккредитации. Его эксперт выберет образцы из перечня продукции, которую вы собираетесь ввезти в страну. Их нужно будет предоставить для исследований.
Шаг 4. Получить образцы товара
Сделайте заявку на образцы поставщику и оформите доставку (например, СДЭКом, почтой) или авиаперевозку. Образцы и логистические расходы оплачиваете вы как заказчик.
Допустим, несколько пар детской обуви доставили в Москву. Теперь надо электронно оформить их с помощью таможенного представителя или компании-агента. Это будет стоить около 10−15 тыс. руб. Образцы, прошедшие таможенное оформление, нужно передать в лабораторию.
Шаг 5. Провести испытания продукции
В зависимости от количества образцов и схемы сертификации испытания детской обуви могут стоить от 30 до 300 тыс. руб. Если товар сертифицируют по схеме 1С, то к расходам нужно добавить перелет эксперта на производство и обратно и проживание.
По итогу исследования лаборатория передает протокол испытаний в орган по сертификации. Если образцы успешно прошли испытания (и производство тоже отвечает всем требованиям — в случае со схемой 1С), то сертификационный орган оформляет сертификат о соответствии. Если же образцы не отвечают нормам регламента, орган по сертификации выносит отрицательное решение по заявке и не выдает сертификат. Это значит, что импортировать товар нельзя.
онлайн за 5 минут
Делать бизнес проще — наше дело
Как ввезти товар в страну
Теперь нужно заказать партию обуви и перевести производителю оплату. Для перевода понадобится валютный счет в банке. Такой счет можно открыть в Модульбанке: он позволяет рассчитываться в том числе в юанях, а еще можно сэкономить на комиссии за прохождение валютного контроля — в этом банке он бесплатный на всех тарифах.
«Честный знак» — система маркировки, которая нужна для контроля качества и перемещения от завода к покупателю определенных товаров. Их список — здесь
После оплаты производитель готов отправить вам товар. Но обувь с нашим кодом ТН ВЭД подлежит маркировке «Честный знак». Это значит, что в Россию все пары должны въехать со штрихкодами системы. Каждый штрихкод содержит в себе информацию о производителе, модели и размере. Чтобы получить их, нужно зарегистрироваться на сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» и внести информацию о товаре. Затем запросить у системы нужное количество штрихкодов.
О наказании за нарушение правил маркировки — п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ
Полученные штрихкоды можно отправить производителю по электронной почте, чтобы их нанесли на самом производстве. Но важно это проконтролировать: если маркировку не нанесут или сделают это неверно, гражданину грозит штраф от 2 до 4 тыс. руб., а юрлицу — от 50 до 300 тыс. руб. Товар в обоих случаях конфискуют.
Если на производстве обувь не промаркировали, это можно сделать на таможенном складе временного хранения. Но промаркировать один контейнер там стоит от 70 тыс. руб.
Затем с помощью таможенного представителя подаете таможенную декларацию — это форма, с помощью которой импортер декларирует ввозимые товары. Чтобы ее заполнить, нужно иметь документы:
Инспектор может запросить и другие документы, которые посчитает нужными. Например, сертификат о происхождении товара — документ, свидетельствующий о стране, в которой был произведен товар (выдается уполномоченными органами, организациями страны вывоза на основе сведений, полученных из страны происхождения товара).
И оплачиваете таможенные расходы:
Таможенная стоимость — это все, что нужно заплатить за товар к моменту пересечения границы: стоимость товара при покупке у производителя (или поставщика), расходы на логистику, страховку, услуги посредников и проч.
Пример. Мы завозим 5 тыс. пар обуви. Расчет пошлины: 5000 пар * 1,25 евро = 6250 евро
Пример. Таможенная стоимость товара — 5 млн руб. Таможенная пошлина — 6250 евро, или 452 800 руб. НДС: (5 000 000 + 452 800) * 0,1 = 545 280 руб.
Что еще важно для импортера
Оплата экосбора
Обычно обувь поставляется в картонных коробках, полиэтиленовых мешках и других защитных упаковках. В отношении них действует обязательная уплата экосбора. После введения товаров в оборот импортер должен оплатить его и подать отчетность до 15 апреля года, следующего за годом, когда товар был ввезен.
Ставка экосбора зависит от вида упаковки, а сумма — это ставка, помноженная на тонну упаковки. Узнать перечень товаров и упаковки, на которые распространяется экосбор, и ставку можно здесь.
Форма УПД-2 для маркетплейсов
Если вы собираетесь продавать товар на маркетплейсе, нужно при поставке предоставлять площадке форму УПД-2. Это документ, который объединяет в себе счет-фактуру для оплаты и налогообложения НДС и накладную, подтверждающую отгрузку товара. В случае с Ozon УПД-2 можно подать только через электронный документооборот (ЭДО), а это требует от продавца дополнительных затрат на интеграцию в свою учетную систему (от 16 тыс. руб. в год).
Как делать не надо
Нельзя ввозить товары, в том числе образцы для испытаний, карго-доставкой (то есть контрабандой) и покупать сертификаты или декларации о соответствии без проведения исследований.
О наказании за нарушение правил ввоза товаров на территорию ЕАЭС — п. 1 ст. 16.1 КоАП
За нарушение порядка прибытия товаров на территорию ЕАЭС гражданину и юрлицу грозит административный штраф от половины до трехкратного размера стоимости товаров с их возможной конфискацией.
А за подделку сертификатов о соответствии возможна административная и уголовная ответственность. Административная может выражаться в виде штрафа в размере до 1 млн руб., приостановки на три месяца деятельности организации и конфискации товаров (ст. 14.43, 14.44 КоАП). Уголовная — в виде принудительных работ, штрафа, ареста на срок до полугода или лишения свободы на срок до четырех лет (ст. 327 УК РФ).
Пример. В этом году детские игрушки, которые в Россию из Китая поставляла компания-импортер ООО «Авангард М-16» из Красноярского края, при проверке не прошли испытания на соответствие техническому регламенту. Весь ее товар подлежит изъятию и утилизации.
Коротко: как оформить доставку товара, требующего сертификации
Шаг 1. Подобрать код ТН ВЭД на товар.
Шаг 2. Определить технический регламент, которому должен соответствовать товар.
Шаг 3. Заключить договор с органом по сертификации или сертификационным центром для проведения испытаний.
Шаг 4. Получить образцы товара.
Шаг 5. Провести испытания продукции.
Шаг 6. Получить сертификат о соответствии.
Шаг 7. Заказать партию обуви у производителя и оплатить ее.
Шаг 8. Зарегистрироваться в системе «Честный знак» и получить штрихкоды.
Шаг 9. Промаркировать товар штрихкодами.
Шаг 10. Организовать перевозку товара.
Шаг 11. Задекларировать товары на таможне, предоставив все необходимые документы, и оплатить таможенные расходы (сбор, пошлина, НДС).
Шаг 12. Оплатить экологический сбор по итогу года ввоза товаров.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий