Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Я ИП. Мне нужна печать?
Закон не требует от ИП иметь печать: про это ничего не говорится ни в Гражданском кодексе, ни в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Получается, при открытии ИП заказывать печать не обязательно, никаких штрафов за ее отсутствие не будет.
Печать упоминается в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако даже согласно этому закону при участии в закрытых тендерах печать нужно ставить только при ее наличии.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округаот 03.06.2019 г. по делу № А44-1599/2017
Такие разъяснения дают и суды:
Чтобы проверить статус предпринимателя, его партнеры могут просто заглянуть в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей. Все, что нужно знать, — это ИНН партнера.
Федеральный законот 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Указание Банка Россииот 11.03.2014 г. № 3210-У
Но на практике все же встречаются ситуации, когда печать может пригодиться. Вот основные:
Однако и в этих случаях без печати можно обойтись, если оформить все в электронном виде: электронная подпись полностью эквивалентна печати.
Получается, что требования для ИП иметь печать в законе нет. Но в некоторых случаях ее использование до сих пор предусмотрено, а многие компании требуют ставить ее в договорах.
Что еще надо знать
Обязательно ли использовать печать, если она уже есть? Если печать проставлена в банковской карточке, ее оттиск передан налоговой инспекции, то да, проставление печати во всех документах обязательно.
Можно отказаться от использования печати, если она больше не нужна, но тогда нужно уведомить обслуживающий банк.
Что делать с печатью при ее потере или закрытии ИП? Потерю печати стоит зафиксировать документально, чтобы не было проблем с юридическим статусом документов, которые подтверждены прошлой печатью. Для подстраховки в случае закрытия ИП лучше подготовить акт об уничтожении старой печати. Но в целом без подписи печать ничего не значит.
Что стоит и что нельзя указывать на печати?
Можно указать основные сведения об ИП: ФИО, указание на юридический статус, регион постановки на учет, ИНН, ОГРНИП. Также можно записать регион ведения бизнеса и добавить логотип.
Нельзя использовать герб России (за это предусмотрен штраф от 5 до 7 тыс. руб.), региональную и муниципальную символику, логотипы других компаний или ИП.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 1490 рублей в месяц.