Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Я ИП. Мне нужна печать?
Должна ли быть печать у ИП
Закон не требует от ИП иметь печать: про это ничего не говорится ни в Гражданском кодексе, ни в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Получается, при открытии ИП заказывать ее не обязательно, никаких штрафов за ее отсутствие не будет.
Печать упоминается в Федеральном законеот 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако даже согласно этому закону при участии в закрытых тендерах использовать ее нужно только при наличии.
П. 7 ст. 43 Федерального законаот 05.04.2013 г. № 44-ФЗ
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округаот 03.06.2019 г. по делу № А44-1599/2017
Чтобы проверить статус предпринимателя, его партнеры могут воспользоваться бесплатным сервисом на сайте ФНС. Достаточно указать в поле поиска ИНН, или ОГРНИП, или ФИО ИП — и можно скачать электронную выписку из реестра с усиленной квалифицированной подписью.
Федеральный законот 05.04.2013 г. № 44-ФЗ
Указание Банка Россииот 11.03.2014 г. № 3210-У
Но на практике все же встречаются ситуации, когда печать может пригодиться. Вот основные:
Но и в этих случаях без печати для ИП можно обойтись, если оформить все в электронном виде: усиленная квалифицированная электронная подпись полностью эквивалентна ей и собственноручной подписи. А судебную доверенность можно оформить у нотариуса.
Получается, что требование для ИП иметь печать закон не устанавливает. Но в некоторых случаях ее использование до сих пор предусмотрено, а многие компании требуют ставить ее в договорах.
Какими документами подтвердить, что ИП работает без печати
Предприниматель заверяет документы только своей подписью. Но некоторые контрагенты просят подтверждение того, что у ИП нет печати. Для этого можно направить им уведомление в свободной форме. Содержание письма может быть таким:
Что еще надо знать
Обязательно ли использовать печать, если она уже есть? Если она проставлена в банковской карточке, оттиск передан в налоговую инспекцию, то да, обязательно.
Можно отказаться от использования печати, если она больше не нужна. Но об этом необходимо уведомить обслуживающий банк. Налоговую по закону уведомлять не нужно.
Федеральный законот 08.08.2001 г. № 129-ФЗ
Что делать с печатью при ее потере или закрытии ИП? Потерю стоит зафиксировать документально, чтобы не было проблем с юридическим статусом документов. Для этого нужно сообщить об утере в отделение полиции, уведомить банк и налоговую инспекцию. Списание утери оформляют актом. Для подстраховки в случае закрытия ИП лучше подготовить акт об уничтожении старой печати. Но в целом на документах важнее всего подпись.
Что стоит и что нельзя указывать на печати?
Можно указать основные сведения об ИП: ФИО, указание на юридический статус, регион постановки на учет, ИНН, ОГРНИП. Также можно записать регион ведения бизнеса и добавить логотип. Как правило, ИП указывают в печати свои ФИО и ОГРНИП.
Нельзя использовать герб России (за это предусмотрен штраф в размере от 5 до 7 тыс. руб.), региональную и муниципальную символику, логотипы других компаний или ИП.
Ст. 4, 11 Федерального конституционного законаот 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ, ст. 17.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Постановление Верховного суда РФ от 05.08.2019 г. № 58-АД19-7
Строгих требований для оформления печати закон не устанавливает. Но есть стандарты, которые чаще используют при изготовлении печатей:
Печать для ИП: плюсы и минусы
Плюсы, если у ИП она есть:
Минусы, если у ИП она есть:
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов