На сайт банка

Стиль общения компании с клиентом называется Tone of Voice. Это список правил, тем и допущений, которые нужны бизнесу, чтобы сформировать о себе впечатление и выстроить бренд. Узнаваемый Tone of Voice обычно есть у крупных компаний, но малому и среднему бизнесу тоже стоит задуматься о том, как и о чем говорить с клиентами, особенно в кризисных ситуациях. Мы составили список основных ошибок в коммуникации, чтобы небольшие компании могли их увидеть и избежать.

Записалa Алина Закусина.

Копирование крупных брендов

Aviasales — это, наверное, самый популярный пример узнаваемого Tone of Voice в России, который все пытаются повторить. У них своеобразный стиль с шутками на грани и мемами:

Но такой стиль общения не подойдет бизнесу, если не отражает его ценности, поэтому не стоит пытаться сделать «как у Aviasales». Небольшим компаниям нужна своя история. Она может быть локальной, более душевной и понятной потребителям. Например, студия керамики «Велес» из Кирова воссоздает в своих соцсетях атмосферу Средиземья из романов Дж. Р. Р. Толкина и рассказывает своей аудитории разные истории:

Бизнес может существовать и без четких концепций и ценностей, но, чтобы найти свой Tone of Voice, нужно попробовать их сформулировать. Маленькая кофейня может сделать день чуть лучше для гостя, который в спешке забегает по дороге на работу, а бренд вязаных шарфов может продвигать идею заботы о себе и о своем здоровье. Вокруг этих простых и понятных ценностей можно выстраивать свои публикации, рассылки и личное общение сотрудников с клиентами.

Неподходящий тон

Тон общения зависит от аудитории: молодая она или зрелая, образованная или творческая. Также он должен подходить типу вашего бизнеса. Например, паб в скандинавском стиле может позволить себе ироничные шутки и неформальный тон общения, потому что это соответствует концепции заведения и перекликается со стилем общения его преимущественно мужской аудитории:

Но, например, семейному заведению или кофейне такой тон не подойдет. Бренд украшений в скандинавском стиле может выбрать похожие мотивы скандинавского эпоса, но сам тон такого бизнеса уже должен быть более дружелюбным.

Игнорирование важных тем

Социальная ответственность бизнеса — это тренд последних лет, поэтому с клиентами стоит говорить о проблемах и потрясениях с точки зрения того, чем вы можете помочь. Во время кризиса бизнес может предлагать небольшую помощь: скидки или нематериальные бонусы, например ссылки на полезные ресурсы и чек-листы по вашей теме.

Иногда достаточно проявить эмпатию. Например, независимый книжный магазин «Чарли» из Краснодара 21 сентября опубликовал простой пост: «Сегодня много говорить не хочется. Поэтому — показываем. Заходите в гости»:

Отсутствие гибкости

Если бизнес выбирает позитивный тон общения с шутками и мемами, в некоторых ситуациях это может быть неуместно. Резко менять стиль — это тоже не лучшее решение, но всегда стоит учитывать контекст, в котором вы делаете рассылку, пишете посты или делаете другое промо.

Например, в кризисные моменты будут неуместны развлекательные публикации и атмосфера праздника с фейерверками и шампанским. Для сравнения можно посмотреть публикации дизайн-агентства Funky от 9 и 23 сентября: в первом сообщении позитивный тон, а во втором — умеренный и с проявлением эмпатии:

Стремление быть другом для всех клиентов

Бренд-друг — одна из популярных разновидностей Tone of Voice. Такие компании неформально общаются с клиентами, обращаются на «ты», рассказывают о рабочих процессах и самокритично шутят. Бренд-друг предполагает, что клиенту интересны внутренние процессы, достижения и неудачи компании.

Но некоторым отраслям бизнеса дружеские отношения с клиентами не нужны, потому что их основная задача — показать свою компетентность и надежность. Особенно это важно для бюро недвижимости или юридических фирм. Например, фирма по защите авторского права CLAIMS ведет Telegram-канал Games of Brands:

В этих публикациях нет историй из жизни компании, зато есть важные кейсы из мировой практики и новости. Это оптимальный вариант, потому что юридическая фирма, которая публикует истории своих клиентов, выглядела бы ненадежной.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Готовый бизнес-план для пекарни
Готовый бизнес-план для пекарни
22 июля
10 мин
Советы Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
19 июля
22 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.