Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как следить за сотрудниками с помощью специального ПО
Компании стали чаще устанавливать софт для слежения за сотрудниками, чтобы контролировать эффективность работы и предотвращать утечку информации. Бизнес имеет на это право. Мы узнали, какое ПО для контроля сотрудников существует, и спросили у юриста, как использовать его, не нарушая закон.
Зачем следить за сотрудниками
Продажи программ для наблюдения за сотрудниками выросли до 30% по сравнению с прошлым годом. Это уже вторая волна интереса бизнеса к такому ПО. Первая пришлась на 2020-й, когда компании массово переходили на удаленный формат работы.
Вот четыре основные причины, по которым работодатели устанавливают софт для мониторинга сотрудников.
Опыт предпринимателя
Александр Процюк, основатель ИТ-компании Zavod-it.ru:
Во время пандемии COVID мы распустили сотрудников по домам. Сразу стало понятно, что ничего не понятно. Нельзя планировать сроки проектов, непонятно, кто и чем занимается. Тогда и решили внедрить ПО для мониторинга.
Мы используем собственную разработку teamon.live, которая включает в себя мониторинг экранов в течение всего рабочего дня. Система делает скриншоты каждые пять секунд, а также запись экранов. Все сотрудники используют трекеры задач, которые хорошо работают в сочетании с записью экранов. Мы не включаем веб-камеры, местоположение, браузерную навигацию, мониторинг клавиатуры и тому подобное. Экраны объединены в единое пространство, которое доступно всем участникам рабочего процесса. Такой подход помогает почувствовать себя как в офисе, когда ты можешь заглянуть в экран коллеги, чтобы что-то посмотреть или подсказать.
Возражения при внедрении систем мониторинга сотрудников поступают от людей, которые никогда сами не сталкивались с подобными системами. Ни один наш сотрудник не отказался у нас работать, а новые коллеги, наоборот, говорят, что это даже некий плюс, чтобы случайно не начать заниматься тем, чем не надо. Для меня такой мониторинг демонстрирует открытость и доверие в команде.
Примеры программ для контроля персонала
Однако крупные компании стараются не использовать решения сторонних разработчиков из соображений безопасности и предпочитают контролировать сотрудников силами собственного IT-отдела.
Как мониторить сотрудников и не нарушить закон
Ст. 23 Конституции РФ
Отдельных законов, регламентирующих использование отслеживающего софта на рабочих компьютерах, не существует. Конституция говорит, что каждый имеет право на тайну переписки и телефонных переговоров, а ст. 138 Уголовного кодекса вводит уголовную ответственность за нарушение этой тайны.
Ст. 56 Трудового кодекса
В то же время ст. 22 Трудового кодекса разрешает работодателю требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя. А в ст. 56 ТК говорится, что сотрудник выполняет работу под управлением и контролем работодателя.
Если компания с помощью специального ПО следит за тем, чтобы сотрудники в рабочее время работали эффективно, это законно. Если мониторить сотрудника после окончания рабочего дня и собирать личную информацию — уже нарушение закона. Например, работодатель может следить за перепиской между коллегами, но взлом личной почты или аккаунтов в соцсетях — это вторжение в личную жизнь.
О мониторинге с использованием специальных программ сотрудника нужно предупредить и получить его письменное согласие, в том числе согласие на обработку персональных данных.
В уведомлении о сборе информации нужно указать:
Если сотрудник работает на удаленке, то при использовании специального ПО для работодателя есть риск, что в его распоряжение попадут данные частной жизни. В таком случае безопаснее не устанавливать софт на личный девайс работника, а предоставить технику, которую человек будет использовать только для работы.
Опыт предпринимателя
Денис Садовский, генеральный директор ООО «Телеконтакт»:
Система контроля полезна в конвейерных процессах. У операторов call-центра «Телеконтакт» жестко регламентированный рабочий день с расписанными перерывами, запрет использования мобильных телефонов в рабочее время, минимум программ на компьютере, запись звонков и запись экранов, запрет доступа в интернет.
Менеджеры проектов в нашей компании фактически являются директорами отдельных call-центров, и жесткие запреты для них скорее вредны. Но ограничения все равно есть. Например, закрыт доступ к данным не по своему проекту.
По моему мнению, контроль за процессом не может заменить контроль за результатом. А правильно мотивированный работник чаще даст больше пользы, чем бесправный крепостной.
Итог
Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик