На сайт банка

Читатель Игнат спрашивает:

Обязательно ли каждый договор проверять с юристом? Например, если я заключаю договор с дизайнером-фрилансером, чтобы он мне сделал макет сайта, или на мелкую партию товара, могу ли я как-то сам проверить договор на нормальность? Без юриста.

Эксперт — Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Если сделка несложная, можно проверить договор без юриста

Игнат, почти любой договор можно проверить самому, без юриста, например договор для заказа макета у дизайнера, поставки простых товаров или рамочный договор услуг.

Исключение — сложные сделки вроде слияния и поглощения корпораций с сотней условий или договоры на покупку чужого юрлица. Здесь тоже можно вычитать договор самому, но риски высокие, поэтому лучше пригласить юриста для сопровождения сделки.

Дальше будем говорить об обычных сделках — заказе услуг, покупке, продаже, — которые можно проверять самим.

Реквизиты, подпись и печать

В любом договоре нужно проверить реквизиты. Сначала смотрим данные того, кто подписывает договор, и основание для подписи. Если подписывает директор, основанием будет устав, у всех остальных должна быть доверенность. Для проверки доверенности нужно попросить ее копию и посмотреть, есть ли в ней право подписи.

Реквизиты. Затем нужно проверить реквизиты: свои и второй стороны. Реквизиты во всех договорах стандартные:

  • название компании;
  • адрес;
  • ИНН;
  • ОРГНИП;
  • номер расчетного счета.

Обязательно нужно сверить ИНН, потому что компании могут называться одинаково, например, ООО «Лютик» из Москвы и ООО «Лютик» из Рязани. И если договор с компанией из Москвы, а в реквизитах ИНН компании из Рязани, компания из Москвы в суде сможет утверждать, что никакого договора не заключала.

Подпись и печать. Хорошо бы, чтобы подпись и печать были, но и без них можно доказать, что договор заключен. Например, если согласовывали условия по электронной почте, а затем одна сторона оплатила, а другая поставила товар.

Существенные условия договора: предмет, цена, сроки

Существенные условия договора — это понятие из права. Существенными называют условия, без которых договор считается незаключенным, например сведения о сторонах и предмете сделки.

Для разных договоров существенные условия отличаются. Чтобы их узнать, нужно вбить в поисковик «существенные условия для договора такого-то».

Например, для договора поставки товара существенными условиями будут:

  • предмет договора — какой товар, в каком количестве и по какой цене поставляется. В договоре должны быть название товара, технические характеристики, например цвет или комплектация, количество и цена;
  • срок поставки — когда продавец должен передать товар покупателю.

В договоре аренды существенными условиями считаются:

  • предмет договора: адрес, вид, кадастровый номер, площадь помещения;
  • размер арендной платы.

Для проверки нужно найти существенные условия и посмотреть, есть ли они в договоре. Если нет, договор не считается заключенным.

Рамочный договор

Рамочный — это договор с общими условиями, например: продавец и покупатель договорились, что продавец будет поставлять товары по заявке покупателя.

Супермаркет подписывает рамочный договор с фермером. По этому договору супермаркет раз в неделю отправляет фермеру заявку на овощи, допустим на этой неделе просит поставить 10 кг помидоров, 10 кг огурцов и 5 кг редиса, а на следующей — 5 кг клубники.

Тогда условия о наименовании, количестве и цене товара прописывают не в договоре, а в заявке. А в договоре должна быть такая фраза: стороны согласовывают условия по количеству и цене продукции в заявках к договору.

Критерии качества товара не входят в существенные условия сделки, но в договоре лучше их прописать. Например, как должно работать оборудование, какие гарантии, технические характеристики, габариты. Без подробностей будет сложно что-то доказать в суде.

Компания «Икс» заказала в рекламном агентстве наклейку на автомобиль по типовому договору из интернета. В договоре было написано так: рекламное агентство обязуется изготовить и смонтировать наклейку на автомобиле заказчика.

Макет наклейки тоже делало агентство, но в договоре не было прописано требований к нему. В итоге агентство изготовило наклейку плохого качества: изображение растянулось, всё в пикселях, ничего толком не видно.

Заказчик обратился в суд, но тот встал на сторону агентства. Потому что, в договоре заказчик не прописал требования к разрешению изображения, цветам и материалу пленки. Агентство должно было лишь распечатать изображение, и оно это сделало.

Если в договоре нет подробностей, заказчик рискует получить не то, что хотел. А потом потратиться на суды и так ничего и не добиться.

Права, обязанности и ответственность сторон

Затем нужно посмотреть разделы о правах, обязанностях и ответственности — обычно в договорах они идут друг за другом. Всё, что там написано, должно совпадать с договоренностями сторон. Например, если договорились, что штраф за срыв сроков — тысяча рублей, в договоре тоже должна быть тысяча рублей, а не пять или сто.

Стоит проверить раздел со штрафами: нет ли там неадекватных сумм. Например, если договор на 10 000 рублей, а штраф за каждый день просрочки — 5000 рублей, сумма выглядит неадекватной. Но в целом стороны могут прописать любые права, обязанности и условия. Если всех устраивают огромные штрафы — можно включать их в договор.

В правах и обязанностях не должно быть условий, которые противоречат закону. Например, если закон «О защите прав потребителей» говорит, что товар можно вернуть в течение 14 дней, в договоре нельзя написать, что на возврат у покупателя есть три дня.

Разрешение споров

Следующий раздел «Разрешение споров». Здесь нужно проверить, как стороны действуют, если кого-то что-то не устраивает. А именно — как отправлять претензии и где судиться.

Претензионный порядок. Тут не должно быть неисполнимых требований, например отправки претензий голубиной почтой с печатью нотариуса из Владивостока. А должно быть то, о чём договорились: отправляем заказным письмом или по электронной почте.

Подсудность. О подсудности в договорах обычно есть одна фраза вроде такой:

Все споры и разногласия сторон в рамках договора подлежат рассмотрению в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Если договорились судиться в Москве, в договоре должен быть указан арбитражный суд Москвы, а не Сургута или Камчатки. Обычно все хотят судиться в своем регионе, и если стороны не могут договориться, пишут третий город — удобный или неудобный для всех.

Иногда стороны специально выбирают неудобный для всех город, чтобы никто не хотел судиться. Например, указывают Сахалин, хотя обе компании живут и работают в Москве. Разбирательство в Сахалине — это сдерживающий фактор, который заставляет стороны решить проблему без суда.

Третейский суд

Третейские суды — это коммерческие суды, в которых в качестве арбитров выступают предприниматели со статусом третейских судей. Такой суд больше обычного приближен к бизнесу, но остальные суды не очень доверяют его решениям, потому что третейский суд можно собрать под себя.

Лучше договориться о рассмотрении дел в обычном арбитражном суде, а не третейском. Особенно, если есть аффилированность, например договор с Торговой промышленной палатой, а разбирательства в третейском суде Торговой промышленной палаты.

Если договор с компанией из другой страны, можно договориться о разбирательствах в Международном коммерческом арбитраже. Но нужно понимать, что разбирательство будет стоить дорого и точно понадобится юрист, специализирующийся на таких делах.

Обмен информацией

Стоит посмотреть, есть ли в договоре условия о том, как стороны будут обмениваться информацией. Если договорились, что будете общаться по электронной почте, в договоре должен быть пункт об этом.

Нужно указать, с какой и на какую именно почту будут приходить документы. Прямо так и пишут:

Стороны обмениваются информацией по электронной почте. Со стороны заказчика письма приходят с электронного адреса lutik87@mail.ru, а со стороны исполнителя — moroz123@gmail.com.

Вместо электронной почты можно прописать ники или номера телефонов в мессенджерах.

Не стоит включать формальные условия

Договор должен быть понятен для его сторон, а не юристов и судов. Если что-то можно убрать без ущерба для смысла, стоит убрать.

В договоре лучше оставлять только те условия, которые действительно нужны:

  • о чём договорились?
  • кто и чего хочет?
  • что по деньгам?
  • какие сроки?

И не надо в договоре цитировать законы — эта информация уже есть в законах и действует по умолчанию.

Если два ИП договариваются о чём-то, им проще составить договор без юриста: загуглить существенные условия, согласовать и записать их. Например:

— Я хочу поставку через неделю, ты сказал, что так и будет. Но давай, если нет, то тогда штраф 500 рублей за каждый день?

— Хорошо, но тогда ты мне деньги завтра переведешь, иначе — пеня по 5% в день?

— По рукам.

Если всё это записать, указать, что именно покупают, за сколько и в каком количестве, как направляют претензии и где судятся, получится нормальный договор на пару страниц.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Предприниматели будут получать несколько разрешений по одному заявлению
Предприниматели будут получать несколько разрешений по одному заявлению
24 марта
7 мин
Советы Как проверить, не запрещена ли площадка по новому закону о рекламе?
Как проверить, не запрещена ли площадка по новому закону о рекламе?
Где искать реестры «запрещенки» и как ими пользоваться
31 марта
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Какие документы нужны, чтобы открыть барбершоп
Советы

Какие документы нужны, чтобы открыть барбершоп

Список самого важного
Что ждет бизнес в апреле 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в апреле 2025 года

«Первых клиентов принимали параллельно с ремонтом»
История

«Первых клиентов принимали параллельно с ремонтом»

История салона «Пляж ждет» из Перми, который запустили две сестры
Подборка грантов для кофеен в 2025 году
Рынок

Подборка грантов для кофеен в 2025 году

Настя Никитина, франшиза кофеен «Дринкит»
Биография

Настя Никитина, франшиза кофеен «Дринкит»

Бизнес из хобби: как устроен рынок изделий ручной работы
Рынок

Бизнес из хобби: как устроен рынок изделий ручной работы

Реально ли зарабатывать на куклах, игрушках, посуде и другом хендмейде
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.