На сайт банка

Читатель Игнат спрашивает:

Обязательно ли каждый договор проверять с юристом? Например, если я заключаю договор с дизайнером-фрилансером, чтобы он мне сделал макет сайта, или на мелкую партию товара, могу ли я как-то сам проверить договор на нормальность? Без юриста.

Записалa Светлана Дучак, редактор.

Если сделка несложная, можно проверить договор без юриста

Игнат, почти любой договор можно проверить самому, без юриста, например договор для заказа макета у дизайнера, поставки простых товаров или рамочный договор услуг.

Исключение — сложные сделки вроде слияния и поглощения корпораций с сотней условий или договоры на покупку чужого юрлица. Здесь тоже можно вычитать договор самому, но риски высокие, поэтому лучше пригласить юриста для сопровождения сделки.

Дальше будем говорить об обычных сделках — заказе услуг, покупке, продаже, — которые можно проверять самим.

Реквизиты, подпись и печать

В любом договоре нужно проверить реквизиты. Сначала смотрим данные того, кто подписывает договор, и основание для подписи. Если подписывает директор, основанием будет устав, у всех остальных должна быть доверенность. Для проверки доверенности нужно попросить ее копию и посмотреть, есть ли в ней право подписи.

Реквизиты. Затем нужно проверить реквизиты: свои и второй стороны. Реквизиты во всех договорах стандартные:

  • название компании;
  • адрес;
  • ИНН;
  • ОРГНИП;
  • номер расчетного счета.

Обязательно нужно сверить ИНН, потому что компании могут называться одинаково, например, ООО «Лютик» из Москвы и ООО «Лютик» из Рязани. И если договор с компанией из Москвы, а в реквизитах ИНН компании из Рязани, компания из Москвы в суде сможет утверждать, что никакого договора не заключала.

Подпись и печать. Хорошо бы, чтобы подпись и печать были, но и без них можно доказать, что договор заключен. Например, если согласовывали условия по электронной почте, а затем одна сторона оплатила, а другая поставила товар.

Существенные условия договора: предмет, цена, сроки

Существенные условия договора — это понятие из права. Существенными называют условия, без которых договор считается незаключенным, например сведения о сторонах и предмете сделки.

Для разных договоров существенные условия отличаются. Чтобы их узнать, нужно вбить в поисковик «существенные условия для договора такого-то».

Например, для договора поставки товара существенными условиями будут:

  • предмет договора — какой товар, в каком количестве и по какой цене поставляется. В договоре должны быть название товара, технические характеристики, например цвет или комплектация, количество и цена;
  • срок поставки — когда продавец должен передать товар покупателю.

В договоре аренды существенными условиями считаются:

  • предмет договора: адрес, вид, кадастровый номер, площадь помещения;
  • размер арендной платы.

Для проверки нужно найти существенные условия и посмотреть, есть ли они в договоре. Если нет, договор не считается заключенным.

Рамочный договор

Рамочный — это договор с общими условиями, например: продавец и покупатель договорились, что продавец будет поставлять товары по заявке покупателя.

Супермаркет подписывает рамочный договор с фермером. По этому договору супермаркет раз в неделю отправляет фермеру заявку на овощи, допустим на этой неделе просит поставить 10 кг помидоров, 10 кг огурцов и 5 кг редиса, а на следующей — 5 кг клубники.

Тогда условия о наименовании, количестве и цене товара прописывают не в договоре, а в заявке. А в договоре должна быть такая фраза: стороны согласовывают условия по количеству и цене продукции в заявках к договору.

Критерии качества товара не входят в существенные условия сделки, но в договоре лучше их прописать. Например, как должно работать оборудование, какие гарантии, технические характеристики, габариты. Без подробностей будет сложно что-то доказать в суде.

Компания «Икс» заказала в рекламном агентстве наклейку на автомобиль по типовому договору из интернета. В договоре было написано так: рекламное агентство обязуется изготовить и смонтировать наклейку на автомобиле заказчика.

Макет наклейки тоже делало агентство, но в договоре не было прописано требований к нему. В итоге агентство изготовило наклейку плохого качества: изображение растянулось, всё в пикселях, ничего толком не видно.

Заказчик обратился в суд, но тот встал на сторону агентства. Потому что, в договоре заказчик не прописал требования к разрешению изображения, цветам и материалу пленки. Агентство должно было лишь распечатать изображение, и оно это сделало.

Если в договоре нет подробностей, заказчик рискует получить не то, что хотел. А потом потратиться на суды и так ничего и не добиться.

Права, обязанности и ответственность сторон

Затем нужно посмотреть разделы о правах, обязанностях и ответственности — обычно в договорах они идут друг за другом. Всё, что там написано, должно совпадать с договоренностями сторон. Например, если договорились, что штраф за срыв сроков — тысяча рублей, в договоре тоже должна быть тысяча рублей, а не пять или сто.

Стоит проверить раздел со штрафами: нет ли там неадекватных сумм. Например, если договор на 10 000 рублей, а штраф за каждый день просрочки — 5000 рублей, сумма выглядит неадекватной. Но в целом стороны могут прописать любые права, обязанности и условия. Если всех устраивают огромные штрафы — можно включать их в договор.

В правах и обязанностях не должно быть условий, которые противоречат закону. Например, если закон «О защите прав потребителей» говорит, что товар можно вернуть в течение 14 дней, в договоре нельзя написать, что на возврат у покупателя есть три дня.

Разрешение споров

Следующий раздел «Разрешение споров». Здесь нужно проверить, как стороны действуют, если кого-то что-то не устраивает. А именно — как отправлять претензии и где судиться.

Претензионный порядок. Тут не должно быть неисполнимых требований, например отправки претензий голубиной почтой с печатью нотариуса из Владивостока. А должно быть то, о чём договорились: отправляем заказным письмом или по электронной почте.

Подсудность. О подсудности в договорах обычно есть одна фраза вроде такой:

Все споры и разногласия сторон в рамках договора подлежат рассмотрению в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Если договорились судиться в Москве, в договоре должен быть указан арбитражный суд Москвы, а не Сургута или Камчатки. Обычно все хотят судиться в своем регионе, и если стороны не могут договориться, пишут третий город — удобный или неудобный для всех.

Иногда стороны специально выбирают неудобный для всех город, чтобы никто не хотел судиться. Например, указывают Сахалин, хотя обе компании живут и работают в Москве. Разбирательство в Сахалине — это сдерживающий фактор, который заставляет стороны решить проблему без суда.

Третейский суд

Третейские суды — это коммерческие суды, в которых в качестве арбитров выступают предприниматели со статусом третейских судей. Такой суд больше обычного приближен к бизнесу, но остальные суды не очень доверяют его решениям, потому что третейский суд можно собрать под себя.

Лучше договориться о рассмотрении дел в обычном арбитражном суде, а не третейском. Особенно, если есть аффилированность, например договор с Торговой промышленной палатой, а разбирательства в третейском суде Торговой промышленной палаты.

Если договор с компанией из другой страны, можно договориться о разбирательствах в Международном коммерческом арбитраже. Но нужно понимать, что разбирательство будет стоить дорого и точно понадобится юрист, специализирующийся на таких делах.

Обмен информацией

Стоит посмотреть, есть ли в договоре условия о том, как стороны будут обмениваться информацией. Если договорились, что будете общаться по электронной почте, в договоре должен быть пункт об этом.

Нужно указать, с какой и на какую именно почту будут приходить документы. Прямо так и пишут:

Стороны обмениваются информацией по электронной почте. Со стороны заказчика письма приходят с электронного адреса lutik87@mail.ru, а со стороны исполнителя — moroz123@gmail.com.

Вместо электронной почты можно прописать ники или номера телефонов в мессенджерах.

Не стоит включать формальные условия

Договор должен быть понятен для его сторон, а не юристов и судов. Если что-то можно убрать без ущерба для смысла, стоит убрать.

В договоре лучше оставлять только те условия, которые действительно нужны:

  • о чём договорились?
  • кто и чего хочет?
  • что по деньгам?
  • какие сроки?

И не надо в договоре цитировать законы — эта информация уже есть в законах и действует по умолчанию.

Если два ИП договариваются о чём-то, им проще составить договор без юриста: загуглить существенные условия, согласовать и записать их. Например:

— Я хочу поставку через неделю, ты сказал, что так и будет. Но давай, если нет, то тогда штраф 500 рублей за каждый день?

— Хорошо, но тогда ты мне деньги завтра переведешь, иначе — пеня по 5% в день?

— По рукам.

Если всё это записать, указать, что именно покупают, за сколько и в каком количестве, как направляют претензии и где судятся, получится нормальный договор на пару страниц.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Добросовестных предпринимателей оградят от уголовного наказания за неуплату НДС
Добросовестных предпринимателей оградят от уголовного наказания за неуплату НДС
17 апреля
7 мин
Ответ Что в договоре значит фраза «Права требования уступке не подлежат»?
Что в договоре значит фраза «Права требования уступке не подлежат»?
13 мая 2021
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса
Дайджест

Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса

Как снизить риск налоговых проверок бизнеса в 2024 году
Советы

Как снизить риск налоговых проверок бизнеса в 2024 году

Становимся белыми и пушистыми для ФНС
Как самозанятому запустить онлайн-курс по закону
Советы

Как самозанятому запустить онлайн-курс по закону

Инструкция, как начать преподавать без статуса ИП и лицензии и не нарваться на штрафы
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать
Какой у вас уровень владения кофейным?
Интерактив

Какой у вас уровень владения кофейным?

Лечить красиво: бренды, которые делают эстетичную медицинскую одежду
Рынок

Лечить красиво: бренды, которые делают эстетичную медицинскую одежду

Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса
Дайджест

Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.