Почти половину доходов Россия получает от нефти и газа. Но цены на них падают, и в среднесрочной перспективе вряд ли что-то изменится: на нефтяном рынке появляются технологии, которые позволяют меньше тратить и снижать себестоимость, плюс падает спрос на бензин из-за коронавируса и массового перехода на электромобили.
В ближайшее время нефть будет приносить все меньше денег, а значит, ее придется чем-то заменять или резко сокращать расходы. В статье вместе с экономистом разбираемся, что может заменить нефть и как в этом участвует бизнес.
Нефть и газ приносят 40% бюджета
Доходы федерального бюджета России состоят из двух крупных категорий: нефтегазовых и ненефтегазовых.
Доходы от нефти и газа
Налог на прибыль нефтегазовых компаний
Налог на добычу полезных ископаемых
Таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты
Остальные
НДС
Акцизы
Налог на прибыль
В среднем 40% доходов бюджета приносят нефть и газ — это статистика за период с 2006 по 2019 годы.
Можно увидеть, что доля доходов от нефти и газа меняется от 35,9% до 51,28%, но эти колебания появляются не потому, что какой-то другой сектор начинает приносить больше денег, а из-за цен на нефть: когда нефть дешевеет, ее доля в бюджете уменьшается, дорожает — доля увеличивается.
40% дохода — это признак того, что Россия зависит от нефти и газа. К такой зависимости приводят два фактора:
- нефть и газ — это основные экспортные продукты;
- цена на нефть до недавнего времени была довольно высокой.
Зависимость от нефти в правительстве России обсуждали уже в 2001 году. Тогда нефть приносила 30—40% бюджета:
Прошло 18 лет, и в 2019 году нефть и газ принесли 40,8% доходов, но сказать, что совсем ничего не изменилось за это время, нельзя. Случились две вещи: появился фонд национального благосостояния, и изменилась цена нефти.
Появился фонд национального благосостояния. Фонд формируется из нефтегазовых доходов: например деньги, с налогов на добычу полезных ископаемых не тратят на текущие нужды, а копят в фонде.
Деньги из фонда позволяют смягчать ситуацию в экономике и немного легче переживать кризис, но в большей степени власти берегут фонд для более тяжелого времени.
О фонде национального благосостояния на сайте Минфина
Нефть подорожала. В 2001 году нефть стоила от 17,5-32,2 $ за баррель, у власти было желание заниматься реформами и двигаться в противоположную от сырьевой экономики сторону.
Но затем цена на нефть стала расти: например, в 2014 году нефть стоила 85-115 $ за баррель, и власть потеряла интерес к реформам. И хотя в 2019 году цена нефти упала до 65-70 $ за баррель, она всё еще остается выше, чем в 2001 году.
Минфин планирует уменьшить долю нефти и газа
В 2019 году нефть и газ принесли 39,25% бюджета, в деньгах это 7,9 трлн рублей. Минфин планирует, что в 2020—2022 годах доля нефтегазовых доходов будет снижаться, но не в абсолютных числах, а в процентах. В деньгах планы такие:
- 12,891 трлн рублей от нефти и газа в 2020 году;
- 13,567 трлн рублей в 2021 году;
- 14,328 трлн рублей в 2022 году.
Это значит, что доходы от нефти и газа должны расти, но еще быстрее должны расти ненефтяные доходы.
В 2019 году структура ненефтяных доходов выглядела так:
Есть три пути, как увеличить ненефтегазовые доходы:
- заменить нефти и газ другим сырьевым продуктом;
- повысить пошлины и налоги;
- получать больше прибыли из несырьевых секторов экономики.
Заменить нефть другим сырьем — плохая идея, потому что современная экономика строится на услугах и знаниях. Так что вероятность замены нефти другим сырьем близится к нулю. Повысить налоги — тоже не вариант: это приведет к еще большему сокращению бизнеса, уходу предпринимателей в тень и, следовательно, потерям бюджета. Поэтому рассмотрим подробнее третий вариант.
Место нефти может занять айти-сектор
Путь, который мог бы привести России к успеху, такой же, как у других стран, — это диверсификация экономики. Если говорить просто, это значит, что деньги в бюджет должны поступать из как можно большего количества источников. Например, 10% от айти-сектора, 10% от импорта товаров, 10% от нефти и так далее.
В России достаточно образованное и информатизированное население — это позволяет надеяться на успешный сценарий.
Образованная рабочая сила. В рейтинге стран по уровню образования Россия на 33-м месте из 189. Примерно такой же уровень в Сингапуре, Лихтенштейне и Греции.
Уровень образования рассчитывается по двум показателям: грамотности населения и количеству учащихся. Считается, что у развитых стран индекс 8 или больше, у России — 7.07.
Высокий уровень информатизации. По индексу развития информационных технологий Россия на 45-м месте рядом с Чехией, Португалией и Италией. Индекс оценивает страны по 11 параметрам, например, насколько в стране доступны информационные технологии и хватает ли населению навыков, чтобы их использовать.
Задача государства — не мешать айти-сектору развиваться, тогда со временем он сможет занять место нефти и газа.
Нефтяные компании не могут изменить ситуацию
Теоретически нефтегазовые компании могли бы вкладывать часть прибыли в другие проекты, чтобы защищать себя от рисков и развивать экономику страны. Но есть ограничения — деньги и умения.
Нужны деньги, чтобы вкладываться в новые проекты. У нефтяных компаний не так много денег, как принято считать: цены на нефть снижаются, а налоги на добычу ископаемых и вывозные пошлины — нет. Сейчас задача этих компаний — хотя бы остаться при своих.
Нужны умения. Умение вкладывать деньги в новые проекты и выводить их на стабильную прибыль — удел немногих людей и фирм на рынке. Так происходит во всём мире, не только в России.
Примеров, когда крупная компания создает и развивает бизнес в другом секторе, практически нет, зато есть обратные. Например, когда появились персональные компьютеры, из всех производителей перестроиться смогла только Ай-би-эм, IBM, но и для нее это был тяжелый процесс. Еще пример неудачи — Кодак: компания потеряла гигантский рынок, когда появилась цифровая фотография.
Крупные компании не могут развивать новые секторы экономики — как правило, это способен делать только малый бизнес. Пример опять-таки можно увидеть в айти: практически весь этот сектор начинался в гаражах, а не в офисах крупных компаний.
Может помочь малый бизнес, но легких рецептов нет
Простого рецепта, как перестать зависеть от нефти и газа, нет, — это медленный и сложный процесс. Для России выход из зависимости от нефти связан с развитием малого и среднего бизнеса. Если во всём мире на малый и средний бизнес приходится около 60% экономики, у нас только 15% — есть куда расти.
Надеяться, что государство начнет развивать малый бизнес, не стоит. Государству интересны только те сегменты, которые уже сейчас приносят деньги, — это нефть и газ. Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного.
Малый бизнес должен развиваться сам, постепенно вырастая до среднего и крупного
Еще один способ повлиять на ситуацию — участвовать в выборах. Предприниматели, самозанятые и наемные сотрудники могут голосовать на районных и муниципальных выборах за депутатов, которые поддерживают малый бизнес. И так постепенно продвигать их на более высокий уровень.
Россия — не первая страна, которая попадает в зависимость от сырья. С такой ситуацией в разные годы сталкивались Голландия, Саудовская Аравия, США. То, что у нас происходит с нефтью и газом, называется голландской болезнью.
Голландская болезнь
Голландской болезнью называют ситуацию, когда национальная валюта укрепляется на фоне бума в отдельном секторе экономики. Такое укрепление негативно влияет на экономику страны в целом, и обычно случается после открытия крупных месторождений нефти или газа, либо с ростом цен на них.
В 1959 году в Голландии открыли крупное газовое месторождение. Его быстро освоили и стали экспортировать газ в больших объемах. Через двадцать лет зависимость от газа привела к росту инфляции и безработицы, падению экспорта другой продукции и снижению доходов.
Процесс выглядит так: страна экспортирует нефть или газ и получает приток иностранной валюты. За счет этого притока укрепляется национальная валюта, и цены на другие товары страны растут. Товары становятся неконкурентоспособны на внешних рынках — они стоят дороже, чем такие же товары других стран. Компании не могут продавать прежний объем товаров из-за падения спроса и вынуждены увольнять людей и сокращать производство.
Рост доходов, которые страна получает от экспорта сырья, приводит к росту спроса и цен на неторгуемые товары — это те товары, что нельзя экспортировать, например квартиры и дома. Это тоже ведет к инфляции.
Из-за притока денег в экономику от экспорта сырья, у государства исчезает мотивация развивать другие секторы экономики. Особенно технологии и науку, которые как раз и определяют рост экономики в долгосрочной перспективе.
Чтобы решить проблему, нужно:
- замедлять роста национальной валюты. Для этого доходы от экспорта сырья не пускают на рынок, а переводят в стабилизирующий фонд;
- развивать другие сектора экономики.
При этом часть денег от экспорта сырья инвестируют в образование, аграрный и промышленный секторы экономики;
В Голландии проблему сырьевой зависимости решили с помощью диверсификации экономики: государство помогало малому бизнесу и постепенно избавилось от зависимости. Проблема в том, что Голландия — это демократическая страна, а Россия — не совсем.
Но Россия — не та страна, на которой нужно ставить крест. У нас есть возможности, умное население, немало специалистов с хорошим экономическим образованием и опытом в бизнесе. К тому же Центробанк работает над замедлением роста национальной валюты и формирует стабилизирующие фонды. При нормальных условиях несырьевая экономика будет развиваться успешно и быстро. Так что не всё так плохо.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.