На сайт банка

Читатель Илья спрашивает:

«У меня мебельный магазин с производством. Что-то делаю сам, а фурнитуру покупаю у поставщика. У меня был срочный заказ: мы договорились с поставщиком о дате поставки, а он не привез вовремя. Из-за этого я просрочил заказ, и клиент отказывается мне платить. Я могу получить с поставщика деньги за клиента? Кажется, это упущенная выгода?»

Отвечаем: упущенную выгоду взыскать можно, но это сложно

Что такое упущенная выгода — 15-я статья Гражданского кодекса

Упущенная выгода — доходы, которые компания не получила из-за чужих действий. В нашем примере пострадал мебельный магазин. Поставщик не привез вовремя фурнитуру, магазин не смог сдать вовремя заказ, и клиент отказался от заказа. Допустим, если бы клиент не отказался, магазин бы получил сто тысяч рублей. Сто тысяч — и есть упущенная выгода.

Исключения для упущенной выгоды:

Гражданский кодекс — 777-я, 547-я и 1290-я статьи

Трудовой кодекс — 238-я статья

Даже если компания потеряла деньги, не всегда удастся их получить с виновника. В законодательстве есть исключения, они зависят от вида договора. Упущенную выгоду нельзя взыскать, если поставщик или сотрудник нарушил условия договора энергоснабжения, лицензионного и трудового.

В реальной жизни получить упущенную выгоду — процесс на несколько месяцев, и он редко завершается успехом. Если виновник готов платить и согласен с суммой выплаты, проблем нет. Другое дело, если виновник говорит, что он тут ни при чём или выплата слишком большая. Тогда приходится подавать в суд.

Сколько заплатит виновник

В законодательстве нет четкой суммы, которую компания может взять с виновника. Компания уверена, что недополучила миллион, — значит, есть шансы на миллион.

Поставщик не привез вовремя фурнитуру, из-за этого магазин не собрал вовремя мебель и не передал клиенту. Клиент отказался от мебели из-за задержки и не стал платить.

Магазин считает, что он потерял двести тысяч рублей: сто тысяч рублей за заказ и сто — от потенциального клиента. По практике магазина, каждый довольный клиент приводит своего друга в магазин.

Возмещение упущенной выгоды:

статьи Гражданского кодекса 393-я и 15-я

постановления Верховного суда № 25, № 7

Самим определить размер возмещения за упущенную выгоду недостаточно. Если поставщик из нашего примера откажется платить, магазину придется идти в суд и обосновывать размер в суде. А тот может решить, что двести тысяч — это много, хватит пятидесяти.

В Гражданском кодексе и разъяснениях Верховного суда есть рекомендации по расчету возмещения. Вот они: расчет должен быть достоверным, соответствовать действительности и подтверждаться документами.

Единого списка документов для всех конфликтов нет. Список зависит от ситуации и договора, но чем больше документов, тем лучше. Итак, магазин хочет получить с поставщика деньги, и вот что он может собрать для суда:

  • договор с поставщиком со сроком поставки;
  • выписку из банка с подтверждением оплаты поставки;
  • письма магазина, где он напоминает о сроке и требует доставить вовремя, потому что горит заказ;
  • досудебную претензию о взыскании упущенной выгоды;
  • прайс-лист на мебель с отметкой стоимости конкретного заказа;
  • подтверждение заказа клиента. Подходят: запись в ЦРМ магазина, электронное письмо клиенту, замеры кухни под мебель, выписка из банка с предоплатой за заказ;
  • статистику по лояльным клиентам, которая подтверждает, что лояльные клиенты приводят новых. Подходит статистика за год, при этом из статистики должно быть видно: вот конкретный клиент, он привел нового, и новый заказал на такую же сумму. К статистике можно приложить исследования других компаний.

В упущенную выгоду не входят деньги, которые компания тратит на бизнес. Вот наш магазин. Чтобы работать, он платит налоги, аренду, зарплату, — это обычные расходы, которые не зависят от конкретного заказа. Такие расходы нельзя взыскать.

Что доказывает упущенную выгоду

Возвращаемся к мебельному магазину и поставщику фурнитуры. Магазин считает, что поставщик должен заплатить двести тысяч рублей за упущенную выгоду, а тот отказывается. Так все идут в суд.

Если магазин хочет, чтобы суд встал на его сторону, он должен доказать: произошло что-то, из-за чего магазин недополучил выгоду, в этом виноват поставщик, и, если бы не поставщик, у магазина бы были деньги. Как это доказать — тема отдельной статьи, пока расскажу, о чём подумать заранее.

Договор на поставку. В договоре — главное, что он есть, иначе не доказать, что у поставщика были обязательства.

Документ с описанием поставки и сроками, когда магазин должен получить заказ. Обычно магазины и поставщики подписывают рамочный договор: «Вот мы сотрудничаем так и так». А конкретный заказ — в заявке:

Подтверждение, что магазин потратил деньги на заказ и выполнил бы его, если бы не поставщик. Без подтверждения суд решит, что нет прямой связи между срывом поставки и неполучением дохода. Для доказательств могут подойти:

  • накладные или другие документы, которые показывают, что магазин вот столько потратил на выполнение заказа. Например, закупил такую-то древесину, краску;
  • чертежи, по которым магазин готовил заказ;
  • подтверждение клиента, что он согласовал чертежи или модель и готов платить;
  • фотография частично выполненного заказа.

Упущенную выгоду помогает доказать договор на перепродажу. Допустим, магазин не сам продает, а через дилера. Из-за срыва поставки магазин не выполнил заказ и не получил деньги от дилера. Деньги, которые магазин мог бы получить от дилера, — упущенная выгода, и ее доказывает договор с ним.

«Канекс трейд» подал в суд на поставщика из-за срыва поставки. На момент подачи иска поставщик не выполнил свои обязательства и предоплату не вернул. В иске было много требований, нас интересует упущенная выгода на 92 400 рублей.

«Канекс трейд» доказал, что потерял выгоду. Один из аргументов:

  • у «Канекса» есть спецификация, которая подтверждает стоимость товара;
  • договор с другой компанией, которой он должен был поставить товар, а теперь не может из-за срыва поставки.

Судебное дело

Независимая оценка. Шансы получить упущенную выгоду выше, если обратиться к оценщикам. Оценщики определяют, за какой период и сколько недополучила компания и что на это повлияло. Для оценки упущенной выгоды эксперты анализируют финансовую отчетность компании, рынок, заказы и влияние конкретного заказа.

Независимая оценка — не стопроцентный способ убедить суд, что повод к выплате есть, но она помогает.

Как подстраховаться

По моей практике, получить упущенную выгоду — сложно и почти нереально, но есть способы себе немного помочь.

Премия поставщика за заказ. Хорошо, если в договоре прописана премия, которую платит поставщик за определенный объем или сумму заказа. Допустим, поставщик фурнитуры обещает магазину: «Плачу пятьдесят тысяч рублей, если закажешь сто коробок». Такая премия называется ретробонусом.

По опыту, если в договоре есть ретробонус и поставщик не выполнил вовремя заказ, суды принимают ретробонус как упущенную выгоду. Поставщик пообещал премию за поставку в сто коробок, а сам привез восемьдесят. Из-за того, что он не выполнил условие договора, магазин лишается ретробонуса. Ретробонус — упущенная выгода.

«Биотек» подал иск на поставщика из-за срыва поставки. Суд шел в нескольких инстанциях, с разными аргументами и документами. Вот что важно для темы статьи.

Поставщик обещал «Биотеку» ретробонус за заказ — четыреста миллионов рублей. «Биотек» не получил бонус, потому что не выбрал нужный объем поставок. Причина: поставщик не довез, что обещал.

«Биотек» хотел получить больше с поставщика в счет упущенной выгоды. Суд взыскал только сумму ретробонуса.

Судебное дело

Если в договоре прописать ретробонус, скорее всего, не придется доказывать размер упущенной выгоды, суд потребует выплатить бонус. Я написала пример формулировки, но в вашем договоре условия могут быть другими.

Если покупатель выкупает определенный объем у поставщика, при этом не задерживает оплату, покупатель вправе получить ретробонус.

Ретробонус — 16% от суммы приобретенного товара за квартал. Условия и график получения ретробонуса — в Приложении № 1.

Что такое неустойка и какую неустойку не оспорит суд — статья в «Деле»

Неустойка — плата за нарушение условий договора, например, за срыв доставки.

Неустойка бывает фиксированной, она называется законной. И договорной — любая сумма, на которую договоритесь. Есть такие варианты:

  • точная сумма — например, триста рублей за каждый день просрочки;
  • в процентах — допустим, 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки оплаты.

Я советую неустойку, потому что ее проще получить. Практически по всем искам, что я подавала, суд взыскивал неустойку, при этом шанс отстоять упущенную выгоду — один из десяти.

В договоре о неустойке можно написать так:

За недопоставку или просрочку поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0,1% от стоимости всей партии товара за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства.

Неустойка не всегда работает. Может быть так: пострадавшая компания требует с виновника сколько-то денег, а виновник возражает, и все оказываются в суде. В ответ суд снижает неустойку, чтобы она не превышала долг или стоимость заказа.

Поставщик должен был привести фурнитуру на 10 000 рублей, но просрочил доставку. По договору с поставщика — 20 000 рублей неустойки. Так вот: суд может не признать неустойку больше стоимости заказа — десяти тысяч — и взыщет 10 000 или 5000 рублей.

Судам необязательно снижать размер неустойки, это не жесткое правило, но так часто бывает. Недавно был суд, иск большой, но есть эпизод с неустойкой. По договору партнер должен был заплатить моему клиенту 122 млн рублей, а суд взыскал 10 млн рублей.

Несмотря на сложности с неустойкой, советую прописывать ее в договоре и рассчитывать на нее вместо упущенной выгоды. А еще лучше — досконально проверять своего партнера до оплаты заказа. Но это другая история.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Мой банк под санкциями. Что это значит для бизнеса?
Рассказываем, почему для клиентов Модульбанка почти ничего не изменилось
26 апреля
4 мин
Инструкция Как установить приложение Модульбанка
Как установить приложение Модульбанка
Понятная инструкция без воды
12 апреля
10 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге
Ближе к телу: шесть нестандартных брендов нижнего белья
Рынок

Ближе к телу: шесть нестандартных брендов нижнего белья

Угадайте товар по отзыву на маркетплейсе. Спойлер: не все так очевидно
Интерактив

Угадайте товар по отзыву на маркетплейсе. Спойлер: не все так очевидно

Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям
Советы

Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям

Рассказываем, как избежать проблем с налоговой и трудовой инспекцией
Как установить приложение Модульбанка
Инструкция

Как установить приложение Модульбанка

Понятная инструкция без воды
Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса
Дайджест

Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса

Как платить НДС в 2024 году
Советы

Как платить НДС в 2024 году

Полная инструкция, чтобы разобраться в этом налоге

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.