На сайт банка

Читатель Илья спрашивает:

«У меня мебельный магазин с производством. Что-то делаю сам, а фурнитуру покупаю у поставщика. У меня был срочный заказ: мы договорились с поставщиком о дате поставки, а он не привез вовремя. Из-за этого я просрочил заказ, и клиент отказывается мне платить. Я могу получить с поставщика деньги за клиента? Кажется, это упущенная выгода?»

Отвечаем: упущенную выгоду взыскать можно, но это сложно

Что такое упущенная выгода — 15-я статья Гражданского кодекса

Упущенная выгода — доходы, которые компания не получила из-за чужих действий. В нашем примере пострадал мебельный магазин. Поставщик не привез вовремя фурнитуру, магазин не смог сдать вовремя заказ, и клиент отказался от заказа. Допустим, если бы клиент не отказался, магазин бы получил сто тысяч рублей. Сто тысяч — и есть упущенная выгода.

Исключения для упущенной выгоды:

Гражданский кодекс — 777-я, 547-я и 1290-я статьи

Трудовой кодекс — 238-я статья

Даже если компания потеряла деньги, не всегда удастся их получить с виновника. В законодательстве есть исключения, они зависят от вида договора. Упущенную выгоду нельзя взыскать, если поставщик или сотрудник нарушил условия договора энергоснабжения, лицензионного и трудового.

В реальной жизни получить упущенную выгоду — процесс на несколько месяцев, и он редко завершается успехом. Если виновник готов платить и согласен с суммой выплаты, проблем нет. Другое дело, если виновник говорит, что он тут ни при чём или выплата слишком большая. Тогда приходится подавать в суд.

Сколько заплатит виновник

В законодательстве нет четкой суммы, которую компания может взять с виновника. Компания уверена, что недополучила миллион, — значит, есть шансы на миллион.

Поставщик не привез вовремя фурнитуру, из-за этого магазин не собрал вовремя мебель и не передал клиенту. Клиент отказался от мебели из-за задержки и не стал платить.

Магазин считает, что он потерял двести тысяч рублей: сто тысяч рублей за заказ и сто — от потенциального клиента. По практике магазина, каждый довольный клиент приводит своего друга в магазин.

Возмещение упущенной выгоды:

статьи Гражданского кодекса 393-я и 15-я

постановления Верховного суда № 25, № 7

Самим определить размер возмещения за упущенную выгоду недостаточно. Если поставщик из нашего примера откажется платить, магазину придется идти в суд и обосновывать размер в суде. А тот может решить, что двести тысяч — это много, хватит пятидесяти.

В Гражданском кодексе и разъяснениях Верховного суда есть рекомендации по расчету возмещения. Вот они: расчет должен быть достоверным, соответствовать действительности и подтверждаться документами.

Единого списка документов для всех конфликтов нет. Список зависит от ситуации и договора, но чем больше документов, тем лучше. Итак, магазин хочет получить с поставщика деньги, и вот что он может собрать для суда:

  • договор с поставщиком со сроком поставки;
  • выписку из банка с подтверждением оплаты поставки;
  • письма магазина, где он напоминает о сроке и требует доставить вовремя, потому что горит заказ;
  • досудебную претензию о взыскании упущенной выгоды;
  • прайс-лист на мебель с отметкой стоимости конкретного заказа;
  • подтверждение заказа клиента. Подходят: запись в ЦРМ магазина, электронное письмо клиенту, замеры кухни под мебель, выписка из банка с предоплатой за заказ;
  • статистику по лояльным клиентам, которая подтверждает, что лояльные клиенты приводят новых. Подходит статистика за год, при этом из статистики должно быть видно: вот конкретный клиент, он привел нового, и новый заказал на такую же сумму. К статистике можно приложить исследования других компаний.

В упущенную выгоду не входят деньги, которые компания тратит на бизнес. Вот наш магазин. Чтобы работать, он платит налоги, аренду, зарплату, — это обычные расходы, которые не зависят от конкретного заказа. Такие расходы нельзя взыскать.

Что доказывает упущенную выгоду

Возвращаемся к мебельному магазину и поставщику фурнитуры. Магазин считает, что поставщик должен заплатить двести тысяч рублей за упущенную выгоду, а тот отказывается. Так все идут в суд.

Если магазин хочет, чтобы суд встал на его сторону, он должен доказать: произошло что-то, из-за чего магазин недополучил выгоду, в этом виноват поставщик, и, если бы не поставщик, у магазина бы были деньги. Как это доказать — тема отдельной статьи, пока расскажу, о чём подумать заранее.

Договор на поставку. В договоре — главное, что он есть, иначе не доказать, что у поставщика были обязательства.

Документ с описанием поставки и сроками, когда магазин должен получить заказ. Обычно магазины и поставщики подписывают рамочный договор: «Вот мы сотрудничаем так и так». А конкретный заказ — в заявке:

Подтверждение, что магазин потратил деньги на заказ и выполнил бы его, если бы не поставщик. Без подтверждения суд решит, что нет прямой связи между срывом поставки и неполучением дохода. Для доказательств могут подойти:

  • накладные или другие документы, которые показывают, что магазин вот столько потратил на выполнение заказа. Например, закупил такую-то древесину, краску;
  • чертежи, по которым магазин готовил заказ;
  • подтверждение клиента, что он согласовал чертежи или модель и готов платить;
  • фотография частично выполненного заказа.

Упущенную выгоду помогает доказать договор на перепродажу. Допустим, магазин не сам продает, а через дилера. Из-за срыва поставки магазин не выполнил заказ и не получил деньги от дилера. Деньги, которые магазин мог бы получить от дилера, — упущенная выгода, и ее доказывает договор с ним.

«Канекс трейд» подал в суд на поставщика из-за срыва поставки. На момент подачи иска поставщик не выполнил свои обязательства и предоплату не вернул. В иске было много требований, нас интересует упущенная выгода на 92 400 рублей.

«Канекс трейд» доказал, что потерял выгоду. Один из аргументов:

  • у «Канекса» есть спецификация, которая подтверждает стоимость товара;
  • договор с другой компанией, которой он должен был поставить товар, а теперь не может из-за срыва поставки.

Судебное дело

Независимая оценка. Шансы получить упущенную выгоду выше, если обратиться к оценщикам. Оценщики определяют, за какой период и сколько недополучила компания и что на это повлияло. Для оценки упущенной выгоды эксперты анализируют финансовую отчетность компании, рынок, заказы и влияние конкретного заказа.

Независимая оценка — не стопроцентный способ убедить суд, что повод к выплате есть, но она помогает.

Как подстраховаться

По моей практике, получить упущенную выгоду — сложно и почти нереально, но есть способы себе немного помочь.

Премия поставщика за заказ. Хорошо, если в договоре прописана премия, которую платит поставщик за определенный объем или сумму заказа. Допустим, поставщик фурнитуры обещает магазину: «Плачу пятьдесят тысяч рублей, если закажешь сто коробок». Такая премия называется ретробонусом.

По опыту, если в договоре есть ретробонус и поставщик не выполнил вовремя заказ, суды принимают ретробонус как упущенную выгоду. Поставщик пообещал премию за поставку в сто коробок, а сам привез восемьдесят. Из-за того, что он не выполнил условие договора, магазин лишается ретробонуса. Ретробонус — упущенная выгода.

«Биотек» подал иск на поставщика из-за срыва поставки. Суд шел в нескольких инстанциях, с разными аргументами и документами. Вот что важно для темы статьи.

Поставщик обещал «Биотеку» ретробонус за заказ — четыреста миллионов рублей. «Биотек» не получил бонус, потому что не выбрал нужный объем поставок. Причина: поставщик не довез, что обещал.

«Биотек» хотел получить больше с поставщика в счет упущенной выгоды. Суд взыскал только сумму ретробонуса.

Судебное дело

Если в договоре прописать ретробонус, скорее всего, не придется доказывать размер упущенной выгоды, суд потребует выплатить бонус. Я написала пример формулировки, но в вашем договоре условия могут быть другими.

Если покупатель выкупает определенный объем у поставщика, при этом не задерживает оплату, покупатель вправе получить ретробонус.

Ретробонус — 16% от суммы приобретенного товара за квартал. Условия и график получения ретробонуса — в Приложении № 1.

Что такое неустойка и какую неустойку не оспорит суд — статья в «Деле»

Неустойка — плата за нарушение условий договора, например, за срыв доставки.

Неустойка бывает фиксированной, она называется законной. И договорной — любая сумма, на которую договоритесь. Есть такие варианты:

  • точная сумма — например, триста рублей за каждый день просрочки;
  • в процентах — допустим, 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки оплаты.

Я советую неустойку, потому что ее проще получить. Практически по всем искам, что я подавала, суд взыскивал неустойку, при этом шанс отстоять упущенную выгоду — один из десяти.

В договоре о неустойке можно написать так:

За недопоставку или просрочку поставки товара поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 0,1% от стоимости всей партии товара за каждый день просрочки до фактического исполнения обязательства.

Неустойка не всегда работает. Может быть так: пострадавшая компания требует с виновника сколько-то денег, а виновник возражает, и все оказываются в суде. В ответ суд снижает неустойку, чтобы она не превышала долг или стоимость заказа.

Поставщик должен был привести фурнитуру на 10 000 рублей, но просрочил доставку. По договору с поставщика — 20 000 рублей неустойки. Так вот: суд может не признать неустойку больше стоимости заказа — десяти тысяч — и взыщет 10 000 или 5000 рублей.

Судам необязательно снижать размер неустойки, это не жесткое правило, но так часто бывает. Недавно был суд, иск большой, но есть эпизод с неустойкой. По договору партнер должен был заплатить моему клиенту 122 млн рублей, а суд взыскал 10 млн рублей.

Несмотря на сложности с неустойкой, советую прописывать ее в договоре и рассчитывать на нее вместо упущенной выгоды. А еще лучше — досконально проверять своего партнера до оплаты заказа. Но это другая история.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Как общепиту работать с ХАССП
Как общепиту работать с ХАССП
Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
22 февраля
14 мин
Инструкция Как малому бизнесу получить кредитные каникулы
Как малому бизнесу получить кредитные каникулы
9 вопросов юристу
15 мая 2023
28 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России
Рынок

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России

Предприниматели, превратившие творчество в бизнес
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
Интервью

«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»

История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
Как сдать заведение в аренду под праздник
Советы

Как сдать заведение в аренду под праздник

Что предложить кроме меню, где рекламироваться и что указать в договоре
Как общепиту работать с ХАССП
Советы

Как общепиту работать с ХАССП

Большая инструкция, как снизить риск массовых отравлений, для всех, кто работает с едой
Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?
Советы

Сотрудник получил травму на работе. Как провести расследование?

И что грозит работодателю, который этого не сделает
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России
Рынок

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России

Предприниматели, превратившие творчество в бизнес

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.