На сайт банка

Если компания подписывает договор на грузоперевозки, важно, чтобы к договору шла заявка, а компания знала о сокращенном сроке исковой давности и внешних обстоятельствах.

Эксперт — Елена Чаплыгина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Болдырева.

Для перевозок есть разные договоры

Если компания собирается перевезти груз по железной дороге, у нее есть два пути:

  • заключить договор услуг напрямую с РЖД. В этом случае проблемы возникают редко, потому что работу РЖД регулирует государство, а все тарифы, ответственность и разные нюансы описаны в уставе и договоре. В этом случае перевозчик берет товар и довозит его до места;
  • заключить договор транспортной экспедиции. Этот договор еще называют договором возмездного оказания услуг по предоставлению вагонов. В этом случае между перевозчиком, а это всегда РЖД, и заказчиком есть посредник — экспедитор. Посредник оказывает услуги по доставке груза: договаривается с перевозчиком, сообщает, где груз находится, продумывает выгодные маршруты.

О договоре транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса

Договор транспортной экспедиции предлагает сам экспедитор, но важно знать отдельные юридические моменты, из-за которых потом чаще всего возникают проблемы.

Отсутствуют дополнительные документы

Договор транспортной экспедиции один: его подписывают не на каждую перевозку, а в целом с компанией. Затем к каждому заказу подают заявку.

Образец заявки дает экспедитор, но часто компании-заказчики не заполняют их, а рассуждают так: договор есть, а заявка — это формальность. Если нужно отправить груз, пишут в мессенджере логисту: дайте нам пятьдесят вагонов с третьего до десятое декабря.

По опыту, вагоны могут подать не в тот день: заказчик рассчитывает получить часть вагонов третьего декабря, а получит десятого сразу пятьдесят вагонов.

Чтобы такой ситуации не было, важно составлять заявку, а в ней указывать дату и точное количество вагонов.

Не учитывают внешние обстоятельства

Часто компании требуют, чтобы груз доставили точно в срок. Например, груз нужно отправить пятого декабря, получить пятнадцатого. Если этого не происходит, они возмущаются, требуют наказать ответственного, идут в суд и проигрывают.

Потому что если есть внешние обстоятельства, из-за которых груз задержался, ответственных за это нет. Например, груз задержали на таможне на шесть дней, компания звонит и требует что-то сделать, но ни перевозчик, ни экспедитор не могут повлиять на работу таможни. Конечно, никаких выплат штрафов в пользу заказчика не будет.

Прописывают в договоре возможность зачета

Представим, компания договорилась о доставке груза, внесла оплату, но передумала, а вагоны уже стоят на путях и ждут загрузки. В этот момент компания и экспедитор должны разобраться с деньгами: кому и на каких условиях они переходят.

Экспедиторам не хочется терять деньги, поэтому они стараются включить в договор пункт о зачете. Это значит, что в подобной ситуации экспедитор сможет посчитать штраф так, как хочет, и забрать себе чуть ли не все деньги. А компании придется идти в суд и доказывать незаконное обогащение.

Чтобы такой ситуации не было, лучше исключить из договора пункт о зачете, а в случае отмены перевозки решать вопрос отдельным соглашением.

Не учитывают, по каким документам считаются сроки

Часто компаниям сложно посчитать время простоя, потому что даты в разных документах различаются. Например, у РЖД есть своя автоматизированная система со всеми сведениями о вагонах, номерах, времени и датах.

По факту вагон может прийти не в дату из заявки, а по накладной дата отправления со станции может не совпадать с датой в системе РЖД.

Если вагоны уезжают с задержкой, возникает простой, который нужно оплатить. Но как платить, если непонятно, на сколько точно вагоны задержались? Чтобы такой путаницы не было, в договоре можно указать: простой определяется по данным такого-то сайта или накладных.

Простои могут быть по несколько недель, а штрафы — многомиллионными, поэтому важно посчитать точное количество дней.

Забывают про срок исковой давности

В спорах по железнодорожным перевозкам принят сокращенный срок исковой давности — один год, иногда меньше. Это значит, что если через год компания захочет подать в суд и взыскать деньги, другая сторона сможет выиграть дело, потому что пропущен срок исковой давности.

Стороны об этом знают и могут специально затягивать досудебное решение вопросов: долго отвечать на письма, запрашивать ненужные документы, обещать, что вот-вот разберутся. Если так происходит, нужно не надеяться на мирное решение, а идти в суд, пока есть время.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
25 июня
6 мин
Советы Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
26 июня
3 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.