На сайт банка

Если компания подписывает договор на грузоперевозки, важно, чтобы к договору шла заявка, а компания знала о сокращенном сроке исковой давности и внешних обстоятельствах.

Эксперт — Елена Чаплыгина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Болдырева.

Для перевозок есть разные договоры

Если компания собирается перевезти груз по железной дороге, у нее есть два пути:

  • заключить договор услуг напрямую с РЖД. В этом случае проблемы возникают редко, потому что работу РЖД регулирует государство, а все тарифы, ответственность и разные нюансы описаны в уставе и договоре. В этом случае перевозчик берет товар и довозит его до места;
  • заключить договор транспортной экспедиции. Этот договор еще называют договором возмездного оказания услуг по предоставлению вагонов. В этом случае между перевозчиком, а это всегда РЖД, и заказчиком есть посредник — экспедитор. Посредник оказывает услуги по доставке груза: договаривается с перевозчиком, сообщает, где груз находится, продумывает выгодные маршруты.

О договоре транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса

Договор транспортной экспедиции предлагает сам экспедитор, но важно знать отдельные юридические моменты, из-за которых потом чаще всего возникают проблемы.

Отсутствуют дополнительные документы

Договор транспортной экспедиции один: его подписывают не на каждую перевозку, а в целом с компанией. Затем к каждому заказу подают заявку.

Образец заявки дает экспедитор, но часто компании-заказчики не заполняют их, а рассуждают так: договор есть, а заявка — это формальность. Если нужно отправить груз, пишут в мессенджере логисту: дайте нам пятьдесят вагонов с третьего до десятое декабря.

По опыту, вагоны могут подать не в тот день: заказчик рассчитывает получить часть вагонов третьего декабря, а получит десятого сразу пятьдесят вагонов.

Чтобы такой ситуации не было, важно составлять заявку, а в ней указывать дату и точное количество вагонов.

Не учитывают внешние обстоятельства

Часто компании требуют, чтобы груз доставили точно в срок. Например, груз нужно отправить пятого декабря, получить пятнадцатого. Если этого не происходит, они возмущаются, требуют наказать ответственного, идут в суд и проигрывают.

Потому что если есть внешние обстоятельства, из-за которых груз задержался, ответственных за это нет. Например, груз задержали на таможне на шесть дней, компания звонит и требует что-то сделать, но ни перевозчик, ни экспедитор не могут повлиять на работу таможни. Конечно, никаких выплат штрафов в пользу заказчика не будет.

Прописывают в договоре возможность зачета

Представим, компания договорилась о доставке груза, внесла оплату, но передумала, а вагоны уже стоят на путях и ждут загрузки. В этот момент компания и экспедитор должны разобраться с деньгами: кому и на каких условиях они переходят.

Экспедиторам не хочется терять деньги, поэтому они стараются включить в договор пункт о зачете. Это значит, что в подобной ситуации экспедитор сможет посчитать штраф так, как хочет, и забрать себе чуть ли не все деньги. А компании придется идти в суд и доказывать незаконное обогащение.

Чтобы такой ситуации не было, лучше исключить из договора пункт о зачете, а в случае отмены перевозки решать вопрос отдельным соглашением.

Не учитывают, по каким документам считаются сроки

Часто компаниям сложно посчитать время простоя, потому что даты в разных документах различаются. Например, у РЖД есть своя автоматизированная система со всеми сведениями о вагонах, номерах, времени и датах.

По факту вагон может прийти не в дату из заявки, а по накладной дата отправления со станции может не совпадать с датой в системе РЖД.

Если вагоны уезжают с задержкой, возникает простой, который нужно оплатить. Но как платить, если непонятно, на сколько точно вагоны задержались? Чтобы такой путаницы не было, в договоре можно указать: простой определяется по данным такого-то сайта или накладных.

Простои могут быть по несколько недель, а штрафы — многомиллионными, поэтому важно посчитать точное количество дней.

Забывают про срок исковой давности

В спорах по железнодорожным перевозкам принят сокращенный срок исковой давности — один год, иногда меньше. Это значит, что если через год компания захочет подать в суд и взыскать деньги, другая сторона сможет выиграть дело, потому что пропущен срок исковой давности.

Стороны об этом знают и могут специально затягивать досудебное решение вопросов: долго отвечать на письма, запрашивать ненужные документы, обещать, что вот-вот разберутся. Если так происходит, нужно не надеяться на мирное решение, а идти в суд, пока есть время.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Реальный ущерб
Реальный ущерб
23 мая
9 мин
Разбор Субсидиарная ответственность директора
Субсидиарная ответственность директора
3 августа 2023
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме

Свежие статьи:

Топчик
Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась
История

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась

История про неудачный опыт, чтобы сделать выводы
Как мошенники обманывают предпринимателей: 8 популярных способов
Советы

Как мошенники обманывают предпринимателей: 8 популярных способов

Разбираем мошеннические схемы и даем советы, как защититься
«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени
Рынок

«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени

Какие условия нужны для выращивания, где купить качественные семена и сколько можно заработать
Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать
Рынок

Как мерч помогает компании развиваться и зарабатывать

Советы, как привлекать клиентов, продвигать бренд и объединять сотрудников
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Советы

Как купить готовый бизнес на «Авито»

Инструкция: что проверить, чтобы не нарваться на мошенника или убыточную компанию
Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц
Дайджест

Повышение акцизов на алкоголь, разрешительный режим продажи молочки и воды на кассах и отмена комиссии в рамках СБП для физлиц

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась
История

Как я прогорела на микрозелени и обанкротилась

История про неудачный опыт, чтобы сделать выводы
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
115629
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.