Если компания подписывает договор на грузоперевозки, важно, чтобы к договору шла заявка, а компания знала о сокращенном сроке исковой давности и внешних обстоятельствах.
Для перевозок есть разные договоры
Если компания собирается перевезти груз по железной дороге, у нее есть два пути:
- заключить договор услуг напрямую с РЖД. В этом случае проблемы возникают редко, потому что работу РЖД регулирует государство, а все тарифы, ответственность и разные нюансы описаны в уставе и договоре. В этом случае перевозчик берет товар и довозит его до места;
- заключить договор транспортной экспедиции. Этот договор еще называют договором возмездного оказания услуг по предоставлению вагонов. В этом случае между перевозчиком, а это всегда РЖД, и заказчиком есть посредник — экспедитор. Посредник оказывает услуги по доставке груза: договаривается с перевозчиком, сообщает, где груз находится, продумывает выгодные маршруты.
О договоре транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса
Договор транспортной экспедиции предлагает сам экспедитор, но важно знать отдельные юридические моменты, из-за которых потом чаще всего возникают проблемы.
Отсутствуют дополнительные документы
Договор транспортной экспедиции один: его подписывают не на каждую перевозку, а в целом с компанией. Затем к каждому заказу подают заявку.
Образец заявки дает экспедитор, но часто компании-заказчики не заполняют их, а рассуждают так: договор есть, а заявка — это формальность. Если нужно отправить груз, пишут в мессенджере логисту: дайте нам пятьдесят вагонов с третьего до десятое декабря.
По опыту, вагоны могут подать не в тот день: заказчик рассчитывает получить часть вагонов третьего декабря, а получит десятого сразу пятьдесят вагонов.
Чтобы такой ситуации не было, важно составлять заявку, а в ней указывать дату и точное количество вагонов.
Не учитывают внешние обстоятельства
Часто компании требуют, чтобы груз доставили точно в срок. Например, груз нужно отправить пятого декабря, получить пятнадцатого. Если этого не происходит, они возмущаются, требуют наказать ответственного, идут в суд и проигрывают.
Потому что если есть внешние обстоятельства, из-за которых груз задержался, ответственных за это нет. Например, груз задержали на таможне на шесть дней, компания звонит и требует что-то сделать, но ни перевозчик, ни экспедитор не могут повлиять на работу таможни. Конечно, никаких выплат штрафов в пользу заказчика не будет.
Прописывают в договоре возможность зачета
Представим, компания договорилась о доставке груза, внесла оплату, но передумала, а вагоны уже стоят на путях и ждут загрузки. В этот момент компания и экспедитор должны разобраться с деньгами: кому и на каких условиях они переходят.
Экспедиторам не хочется терять деньги, поэтому они стараются включить в договор пункт о зачете. Это значит, что в подобной ситуации экспедитор сможет посчитать штраф так, как хочет, и забрать себе чуть ли не все деньги. А компании придется идти в суд и доказывать незаконное обогащение.
Чтобы такой ситуации не было, лучше исключить из договора пункт о зачете, а в случае отмены перевозки решать вопрос отдельным соглашением.
Не учитывают, по каким документам считаются сроки
Часто компаниям сложно посчитать время простоя, потому что даты в разных документах различаются. Например, у РЖД есть своя автоматизированная система со всеми сведениями о вагонах, номерах, времени и датах.
По факту вагон может прийти не в дату из заявки, а по накладной дата отправления со станции может не совпадать с датой в системе РЖД.
Если вагоны уезжают с задержкой, возникает простой, который нужно оплатить. Но как платить, если непонятно, на сколько точно вагоны задержались? Чтобы такой путаницы не было, в договоре можно указать: простой определяется по данным такого-то сайта или накладных.
Простои могут быть по несколько недель, а штрафы — многомиллионными, поэтому важно посчитать точное количество дней.
Забывают про срок исковой давности
В спорах по железнодорожным перевозкам принят сокращенный срок исковой давности — один год, иногда меньше. Это значит, что если через год компания захочет подать в суд и взыскать деньги, другая сторона сможет выиграть дело, потому что пропущен срок исковой давности.
Стороны об этом знают и могут специально затягивать досудебное решение вопросов: долго отвечать на письма, запрашивать ненужные документы, обещать, что вот-вот разберутся. Если так происходит, нужно не надеяться на мирное решение, а идти в суд, пока есть время.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.