i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Пять проблем с грузоперевозками

Юридические трудности, с которыми сталкиваются заказчики железнодорожных грузоперевозок
10 декабря 2020
341
10
0

Если компания подписывает договор на грузоперевозки, важно, чтобы к договору шла заявка, а компания знала о сокращенном сроке исковой давности и внешних обстоятельствах.

Эксперт — Елена Чаплыгина, юрист юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Для перевозок есть разные договоры

Если компания собирается перевезти груз по железной дороге, у нее есть два пути:

  • заключить договор услуг напрямую с РЖД. В этом случае проблемы возникают редко, потому что работу РЖД регулирует государство, а все тарифы, ответственность и разные нюансы описаны в уставе и договоре. В этом случае перевозчик берет товар и довозит его до места;
  • заключить договор транспортной экспедиции. Этот договор еще называют договором возмездного оказания услуг по предоставлению вагонов. В этом случае между перевозчиком, а это всегда РЖД, и заказчиком есть посредник — экспедитор. Посредник оказывает услуги по доставке груза: договаривается с перевозчиком, сообщает, где груз находится, продумывает выгодные маршруты.

О договоре транспортной экспедиции в главе 41 Гражданского кодекса

Договор транспортной экспедиции предлагает сам экспедитор, но важно знать отдельные юридические моменты, из-за которых потом чаще всего возникают проблемы.

Отсутствуют дополнительные документы

Договор транспортной экспедиции один: его подписывают не на каждую перевозку, а в целом с компанией. Затем к каждому заказу подают заявку.

Образец заявки дает экспедитор, но часто компании-заказчики не заполняют их, а рассуждают так: договор есть, а заявка — это формальность. Если нужно отправить груз, пишут в мессенджере логисту: дайте нам пятьдесят вагонов с третьего до десятое декабря.

По опыту, вагоны могут подать не в тот день: заказчик рассчитывает получить часть вагонов третьего декабря, а получит десятого сразу пятьдесят вагонов.

Чтобы такой ситуации не было, важно составлять заявку, а в ней указывать дату и точное количество вагонов.

Не учитывают внешние обстоятельства

Часто компании требуют, чтобы груз доставили точно в срок. Например, груз нужно отправить пятого декабря, получить пятнадцатого. Если этого не происходит, они возмущаются, требуют наказать ответственного, идут в суд и проигрывают.

Потому что если есть внешние обстоятельства, из-за которых груз задержался, ответственных за это нет. Например, груз задержали на таможне на шесть дней, компания звонит и требует что-то сделать, но ни перевозчик, ни экспедитор не могут повлиять на работу таможни. Конечно, никаких выплат штрафов в пользу заказчика не будет.

Прописывают в договоре возможность зачета

Представим, компания договорилась о доставке груза, внесла оплату, но передумала, а вагоны уже стоят на путях и ждут загрузки. В этот момент компания и экспедитор должны разобраться с деньгами: кому и на каких условиях они переходят.

Экспедиторам не хочется терять деньги, поэтому они стараются включить в договор пункт о зачете. Это значит, что в подобной ситуации экспедитор сможет посчитать штраф так, как хочет, и забрать себе чуть ли не все деньги. А компании придется идти в суд и доказывать незаконное обогащение.

Чтобы такой ситуации не было, лучше исключить из договора пункт о зачете, а в случае отмены перевозки решать вопрос отдельным соглашением.

Не учитывают, по каким документам считаются сроки

Часто компаниям сложно посчитать время простоя, потому что даты в разных документах различаются. Например, у РЖД есть своя автоматизированная система со всеми сведениями о вагонах, номерах, времени и датах.

По факту вагон может прийти не в дату из заявки, а по накладной дата отправления со станции может не совпадать с датой в системе РЖД.

Если вагоны уезжают с задержкой, возникает простой, который нужно оплатить. Но как платить, если непонятно, на сколько точно вагоны задержались? Чтобы такой путаницы не было, в договоре можно указать: простой определяется по данным такого-то сайта или накладных.

Простои могут быть по несколько недель, а штрафы — многомиллионными, поэтому важно посчитать точное количество дней.

Забывают про срок исковой давности

В спорах по железнодорожным перевозкам принят сокращенный срок исковой давности — один год, иногда меньше. Это значит, что если через год компания захочет подать в суд и взыскать деньги, другая сторона сможет выиграть дело, потому что пропущен срок исковой давности.

Стороны об этом знают и могут специально затягивать досудебное решение вопросов: долго отвечать на письма, запрашивать ненужные документы, обещать, что вот-вот разберутся. Если так происходит, нужно не надеяться на мирное решение, а идти в суд, пока есть время.

Войти через
А теперь — комментарии! Расскажите, с какими проблемами сталкивались вы при доставке грузов?
Свежак

Дайджест законов для бизнеса: июль 2021

Изменения в Налоговом кодексе, меры поддержки для малого бизнеса и система прослеживаемости товаров
29 июля
324
0
0
В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
8494
37
9

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.