Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как купить готовый бизнес на «Авито»
Купив готовый бизнес на «Авито», можно сразу начать зарабатывать, ведь уже отлажены процессы и есть команда. Но такие сделки всегда рисковые. Может оказаться, что продавец — мошенник, или бизнес убыточен, или здание, где он расположен, хотят снести. Рассказываем, как проверить и купить готовый бизнес на «Авито».
Какой бизнес продают на «Авито»
Где чаще всего ищут готовый бизнес — исследование
Сейчас «Авито» — самая популярная площадка для покупки и продажи готового бизнеса. 87% участников опроса РБК «Исследование рынков» искали бизнес в 2023 году именно там. На «Авито» покупают разный готовый бизнес — франшизы и работающие компании, ищут партнеров и инвесторов.
Продают чаще всего мелкий бизнес по цене до 5−10 млн руб. — например, рестораны, магазины, салоны красоты, пункты выдачи заказов, турагентства, небольшие производства. Всего в категории «Готовый бизнес» на «Авито» более 300 тыс. объявлений.
Безопасно ли покупать бизнес на «Авито»
Проверить, реален ли продавец и его бизнес, на «Авито» нельзя. Площадка не дает и гарантий, что бизнес будет прибыльным. Все риски берет на себя покупатель, если он решил найти себе сразу готовый бизнес на «Авито». Выход из положения только один: перед покупкой нужно внимательно прочитать объявление, пообщаться с продавцом и изучить документы.
На что обратить внимание в объявлении
В хорошем объявлении о продаже бизнеса должна быть такая информация:
Иногда продавец предлагает «тест-драйв» бизнеса, то есть тестовый период, во время которого покупатель может отказаться от сделки. Об этом обычно тоже сообщают в объявлении.
Если вся интересующая вас информация в объявлении есть и данные вас устраивают, можно общаться с продавцом.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
О чем спросить продавца
Задайте вопросы о самом бизнесе, активах и условиях сделки. Вот что нужно выяснить.
Причина продажи бизнеса
Нормально, если собственник устал от бизнеса или хочет вложить деньги в другой проект. Тревожный знак, если у проекта появились сложности, например из-за изменения законодательства. Словам продавца, однако, не всегда можно верить: готовый бизнес на «Авито» может продаваться, потому что рядом открывается конкурент, поэтому надо проанализировать и другие нюансы.
«С одним из инвесторов мы рассматривали покупку сети магазинов японских товаров. Из-за геополитической ситуации поставки из-за границы осложняются. Хотя прибыль у бизнеса хорошая, в будущем есть вероятность, что новый собственник не сможет закупать продукцию по тем же ценам и прибыль снизится».
Дмитрий Никулин,руководитель BZ Broker
Как установили цену и что входит в стоимость
Есть несколько методов оценки стоимости бизнеса:
Цену на малый бизнес обычно определяют так, чтобы он окупился за срок от полугода до трех лет.
Пример. Допустим, производство генерирует прибыль 100 тыс. руб. в месяц, но продают его за 20 млн руб., потому что стоимость оборудования составляет бóльшую часть этой суммы. Такой бизнес будет окупаться минимум 10 лет.
Уточните, что именно входит в стоимость продажи, чтобы быть уверенным в том, какие активы получите.
«Недобросовестный продавец может не передать часть активов при продаже. Например, предприниматель купил линию по производству косметики, но продавец отказался отдать товарные запасы, хотя покупатель был уверен, что получит и их. Или предприниматель купил кофейню, думая, что кофемашина достанется ему, а она оказывается в аренде. Чтобы обойтись без неприятных сюрпризов, заранее обсудите, какие активы входят в сделку, а потом зафиксируйте это в договоре».
Дмитрий Никулин,руководитель BZ Broker
Финансовые показатели бизнеса
Покупая готовый бизнес на «Авито», спросите, каковы выручка, прибыль и расходы сейчас и как продавец сможет их подтвердить, какие пути увеличения прибыли видит. Большинство этих данных можно проверить по открытым источникам — ниже расскажем, как это сделать.
Читайте также:
Как купить готовый бизнес
Как устроены бизнес-процессы
Узнайте, насколько бизнес оцифрован, есть ли у него системы учета заказов, рабочего времени, поставок, клиентов. Чем больше цифровых данных, тем бизнес прозрачнее, а значит, меньше шансов связаться с проблемным проектом. Вот что можно спросить:
В каком состоянии активы бизнеса
Узнайте, когда ремонтировали помещение; покупали ли оборудование или оно находится в аренде. Спросите и о нематериальных активах, например о правах на товарный знак, разрешении на вывеску, базах клиентов и поставщиков.
Как проверить продавца и бизнес
После беседы с продавцом изучите открытую информацию о бизнесе и документы, прежде чем покупать бизнес на «Авито». Вот что из них можно узнать.
Реальность продавца
Сервисы для проверки контрагентов — СБИС, «Прозрачный бизнес», СПАРК, «Контур.Фокус»
Запросите документы о праве собственности на активы и о собственниках бизнеса и сравните с данными из сервисов проверки контрагентов.
«Маленький лайфхак, как вычислить мошенника. Введите номер телефона продавца в сервисе типа GetContact, который показывает, как абонент записан в телефонных книгах. Иногда можно обнаружить, что продавца кто-то записал как “Кидала”». Выводы делайте сами».
Максим Кривальцевич,сооснователь Red Business
Финансовое состояние бизнеса
Оцените расходы, выручку, прибыль, налоги и взносы предприятия. Все это можно посмотреть в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес».
Данные ФНС могут отличаться от реальной ситуации: далеко не все ведут бухгалтерию прозрачно и честно. Поэтому запросите у продавца банковские выписки, управленческую и бухгалтерскую отчетность. В идеале узнать, проходил ли бизнес аудиторские проверки: их данные тоже будут полезны.
«При покупке бизнеса стоимостью от 50 млн руб. обязательно проводится Due Diligence, то есть комплексная проверка компании финансовыми аналитиками, юристами и аудиторами. Но для микробизнесов такая проверка неуместна. Во-первых, это дорого. А во-вторых, почти все мелкие бизнесы отчасти работают в серой зоне: не совсем корректно проводят платежи, заключают неидеальные договоры с сотрудниками».
Дмитрий Никулин,руководитель BZ Broker
О том, как проверять готовый бизнес перед покупкой, мы подробнее рассказали в этой статье — со списком ресурсов и документов. Там же разобрали, как заключить договор с продавцом, если после всех проверок вы примете решение о покупке.
Отсутствие долгов и судебных дел
Проверьте реестр обеспечительных мер ФНС и выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предмет имущества компании в залоге. Были ли иски к компании и руководителям, можно узнать в картотеке арбитражных дел. Эта же информация собрана в сервисах проверки контрагентов.
Локация и условия аренды
Почти для всех бизнесов важна локация. В сфере общепита локация влияет на трафик, а от локации производственной компании будут зависеть логистические расходы. Проверьте, насколько удачно расположен бизнес, какая рядом есть инфраструктура.
Еще может быть такое, что здание, в котором находится компания, местные власти скоро планируют снести. Проверить это можно на сайте муниципальных властей, где публикуются планы застройки, или спросить риэлтора, который работает в этом районе.
Уточните, в курсе ли арендодатель, что бизнес продается, какова арендная плата и сохранятся ли ее условия для нового собственника.
Клиентская база
Читать отзывы о бизнесе: Google Карты, Яндекс Карты, 2ГИС
Запросите гостевой доступ к CRM-системе или любой системе учета и ведения клиентов внутри компании. Посмотрите количество клиентов и динамику их прироста. На Google Картах, Яндекс Картах, 2ГИС прочитайте отзывы о компании. Будет непросто завоевать доверие клиентов, если отзывы негативные.
Также попросите у продавца:
Наконец, лучше проконсультироваться перед покупкой с предпринимателем, который уже ведет подобный бизнес, спросить о возможных рисках и сложностях.
Опыт предпринимателя с продажей бизнеса
«Наша компания занимается разработкой ПО для крупного бизнеса, офис находится в Ростове-на-Дону. В 2021 году мы хотели расширить бизнес, но для этого понадобилось много времени на новые технологии и вложения, которых у нас не было».
Андрей Морозов,генеральный директор FIRECODE
«На одной из IT-конференций в Москве я познакомился с коллегой из более крупной IT-компании. Мы разговаривали о бизнесе, делились опытом, а потом новый знакомый сказал, что хотел бы приехать в гости и посмотреть, как мы работаем. Я сильно удивился: не думал, что слова о желании приехать в гости за 1100 км окажутся правдой.
Через неделю знакомый действительно приехал к нам со своим бизнес-партнером. Они предложили купить у нас 20% компании в формате SmartMoney. Это модель, когда кроме денег мы получаем экспертизу коллег, что позволит нам запустить новые технологии быстрее.
Чтобы понять, подходим ли мы друг другу, мы решили провести тестовый период на один год, за это время аудиторы проанализировали компанию. Еще за год мы лучше узнали потенциальных бизнес-партнеров и поняли, что у нас много общего, а это очень важно в бизнесе. Мы провели сделку и продали 20% компании. Спустя три года новые партнеры уже окупили вложенные деньги».
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов