Не всегда результаты научных исследований достоверные и надежные. Если исследование о диетах спонсирует Кока-кола, выводы могут оказаться неожиданными. Мы собрали примеры исследований, в которых наука переплетается с интересами бизнеса, а верить или нет их результатам и заявленным целям, решать вам.
Обычно известно, кто спонсирует исследование
Рассказывает Лизавета Дубовик, научный коммуникатор и главный редактор медиа о здоровье «Купрум»
Результатом исследования чаще всего становится научная публикация — статья, метаанализ или системный обзор в научном журнале. В уважаемых журналах из баз Скопуса или Веб-оф-сайенса статьи проходят рецензирование — проверку другими независимыми учеными. И эти тексты публикуют, только если с ними всё в порядке.
По правилам академической этики авторы научных работ должны указывать в тексте все конфликты интересов — так называют участие бизнеса в науке. Например, когда производители алкоголя финансируют исследование о пользе умеренного употребления вина.
Бизнес обычно сам хочет, чтобы его упомянули в статье или разместили логотип компании. Исключение — реальный конфликт интересов, примеры таких конфликтов будут дальше в статье. Но обычно, если компания финансирует исследование, читателю об этом становится известно. Например, фармацевтические компании спонсируют много независимых исследований, чтобы продвигать препараты, и клинических — это проверка эффективности лекарств, чтобы выйти на рынок. В таких исследованиях тоже есть пометки о компании.
Обычно исследования финансируют открыто, но это не всегда нравится ученым. Поэтому бренды создают фонды и выделяют гранты. Например, такой фонд есть у Джонсон-энд-Джонсон. Возможно, кто-то где-то тайно плетет интриги и скрывает конфликты интересов, но в целом наука — это дорого, и если уж бренд потратил деньги и что-то решил с помощью научных инструментов показать, он предпочитает делать это открыто.
Но остается вопрос о качестве исследований. Иногда подгоняются факты, применяются ненадежные методы, а результаты используются для продвижения политических интересов и уничтожения конкурентов, но это нельзя назвать настоящей наукой.
Верить таким исследованиям или нет — вопрос к наукометрии. С помощью ее инструментов можно оценить качество исследования: посмотреть на журнал, авторов и их репутацию, институт, изучить текст, графики, методы и цифры. Разобраться, нормально ли выглядит исследование с точки зрения математики и других наук. И только потом думать о конфликте интересов.
Так или иначе большая часть современных исследований в области здоровья проводятся на деньги больших брендов. И им верят, потому что наука — это дорого, а государство не всегда хочет на нее тратиться.
Гугл и антимонопольное законодательство
С 2005 по 2017 годы Гугл профинансировал 330 исследований, которые были связаны с тремя темами: антимонопольное законодательство, авторское право и конфиденциальность в сети. Рост финансирования и количества исследований совпадал с действиями правительства.
Об исследованиях Гугла — в статье «Тех-трансперенси-проджекта»
Антимонопольное законодательство. В 2011 году правительство начало расследование о нарушениях Гуглом антимонопольного законодательства — Гугл финансирует исследования о применении антимонопольного законодательства. Через два года расследование заканчивается, а вместе с ним прекращается финансирование.
Но в 2015 году Европейская комиссия предъявляет Гуглу обвинения в нарушении антимонопольного закона, и Гугл снова начинает финансировать антимонопольные исследования, а их результаты использует в качестве аргументов при споре с властями.
Антипиратский закон. В 2012 году Конгресс начинает разрабатывать антипиратский закон — Гугл предоставляет гранты на исследования в области авторских прав.
В 2013 году количество исследования об авторском праве достигает пика, в это же время Гугл и Конгресс спорят, должен ли Гугл нести ответственность за распространение пиратских фильмов, музыки и книг.
Среди авторов работ встречаются академики, аналитические центры, консультанты Стэнфорда, Гарварда, Калифорнийского университета в Беркли, Оксфорда, Берлинской школы экономики. Некоторые исследования Гугла финансировались напрямую, а некоторые — через гранты, но в 65% случаев читатели не знали, за чей счет проводится исследование.
Исследований было всего 330, но они цитировали друг друга почти 6000 раз в 4700 статьях, за счет чего создавалась видимость большого объема и надежности.
Гугл о финансировании исследований — в блоге компании
В блоге компании директор Гугла по связям с общественностью утверждает, что доклад о тайном финансировании спонсировала компания «Оракал», которая ведет лоббистскую кампанию против Гугла. Здесь же приводятся два принципа финансирования исследований:
- требование к раскрытию информации — Гугл требует, чтобы получатели грантов указывали, кем финансируется исследование;
- независимость — получатели грантов могут публиковать информацию, с которой Гугл будет не согласен.
Компания говорит о том, что спонсирует исследования в области компьютерных наук, технологий и по широкому кругу вопросов в области права и государственной политики. А доклад о тайном финансировании приписывает компании все работы, которые проводились с поддержкой организаций, когда-либо поддерживаемых Гуглом.
А вы как думаете?
Кока-кола, диеты и физические нагрузки
Кока-кола финансировала организацию «Глобальная сеть энергетического баланса», которая исследовала методы борьбы с лишним весом. В одном из роликов представитель организации рассказывал, что на вес в большей степени влияет не калорийность еды и напитков, а физические нагрузки. Якобы вина за ожирение лежит не на кока-коле и чипсах, а недостатке упражнений, потому что физическая активность влияет на вес сильнее, чем диеты.
Ролик о влиянии физических нагрузок на вес
«Глобальная сеть энергетического баланса» удалила ролик, но сообщество «Кроссфит» переопубликовало его в своем аккаунте
По данным Нью-Йорк Таймс, Кока-кола пожертвовала организации 1,5 млн долларов, а доктор Хилл, сотрудник организации, предложил провести исследование, которое поможет Кока-коле «переложить вину за ожирение на недостаток физических упражнений».
После публикаций Нью-Йорк Таймс «Глобальная сеть энергетического баланса» несколько месяцев оправдывалась, но под давлением общественности удалила весь контент. Например, школа общественного здравоохранения Гарварда вместе с 36 учеными опубликовала письмо, где критиковала Кока-колу и «Глобальную сеть» за распространение «научной чепухи».
В это же время другие организации, например Американская академия педиатрии и Академия питания и диетологии, которые тоже получили от Кока-колы миллионы долларов, объявили, что прекращают отношения с компанией и возвращают деньги.
Органы здравоохранения США считали, что Кока-кола использует стратегию производителей сигарет: с помощью экспертов вызывает сомнения в опасности продукта.
Как думаете?
Ассоциация кондитеров и вес детей
В 2011 году в журнале «Food & Nutrition Research» опубликовали исследование о связи веса детей и конфет. Исследование показало, что дети и подростки, которые едят конфеты, весят меньше, чем те, кто конфеты не ест.
Кроме веса исследование изучало еще четыре фактора:
- риск сердечно-сосудистых и хронических заболеваний был ниже у детей, которые едят конфеты;
- давление и уровень холестерина в крови не зависят от того, ест ребенок конфеты или нет;
- индекс массы тела и окружность талии были ниже у тех детей, которые ели конфеты;
- качество рациона у тех, кто ест конфеты, и тех, кто не ест, не отличается.
Но при этом общее качество рациона во всех группах было плохим. Качество оценивалось по индексу здорового питания, который разработало Министерство сельского хозяйства США.
Об исследовании связи веса и конфет — в новостях Сишиона
Проблема в том, что исследование спонсировалось Национальной ассоциацией кондитеров, в которой состоят представители Сникерса, Скитлс и шоколадных конфет «Тутси-ролс».
Результатам можно было бы поверить, но методология исследования сомнительна: детей спрашивали, что они ели за последние сутки, а потом связывали рацион с весом и остальными показателями. Такое исследование не доказывает, что именно конфеты стали причиной меньшего веса детей.
Что думаете об этом исследовании?
Марс и флавоноиды
Об исследованиях о пользе шоколада — на сайте Медби-ру
Марс — компания, которая производит Сникерсы и Эм-энд-эмс, в 1982 году основала «Центр изучения какао Mars Center for Cocoa Health Science», а с 2005 года профинансировала 140 исследований о пользе флавоноидов для здоровья. Флавоноиды — это вещества, которые содержатся в фруктах и какао-бобах.
Флавоноиды, по некоторым исследованиям, снижают риск развития болезни Альцгеймера, диабета, ожирения и болезней сердца. Но речь о какао-бобах и натуральном какао-порошке, а не о батончиках, в составе которых всего 10-30% какао.
Чтобы получить достаточное количество флавоноидов из молочного шоколада с орехами, нугой и карамелью, придется есть его каждый день по несколько плиток, а это скорее приведет к ожирению, чем защитит от диабета и Альцгеймера.
Что думаете об исследованиях Марса?
Хайнекен и польза алкоголя
В 2014 году сотрудники Национального института по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизмом в одном из отелей собрали зал и обратились к зрителям с просьбой помочь собрать 100 миллионов долларов на исследование. Они сказали, что это исследование изменит рацион американцев, и ежедневная доза алкоголя станет частью здорового образа жизни. Зрители согласились помочь: все они оказались представителями алкогольных компаний, в том числе Хайнекена.
Исследование изменит рацион американцев, и ежедневная доза алкоголя станет частью здорового образа жизни
Об исследовании пользы алкоголя — Нью-Йорк Таймс
Результаты исследований должны были поддерживать идею о том, что умеренное употребление алкоголя полезно для здоровья. Например, чиновники говорили, что у них есть основания предполагать, будто умеренное потребление алкоголя может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Некоторые исследования показывают, что люди, которые пьют умеренно, живут дольше трезвенников и реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Но эти исследования не доказывают, что именно алкоголь — причина долголетия и здоровья. Чтобы доказать связь, Национальный институт по проблемам злоупотребления алкоголем и алкоголизма планировал собрать 7800 добровольцев от 50 лет с риском сердечных заболеваний, разделить их на две группы и одной из групп каждый день давать порцию алкоголя в течение шести лет.
До этого ни одно исследование не предлагало людям шесть лет пить каждый день, но ученые из других университетов раскритиковали методологию исследования:
- исследование не сможет полностью отследить вред, потому что шесть лет — слишком маленький срок, чтобы обнаружить связь алкоголя и рака;
- количество алкоголя в исследовании не отражает привычек реальных людей, которые редко ограничиваются одной порцией;
- среди участников не будет людей с наркоманией, заболеваниями печени, почек, раком и психическими расстройствами, но результаты исследования люди будут воспринимать как общие рекомендации.
Когда выяснилось, что исследование будет проводиться на деньги алкогольных компаний, и об этом начали писать СМИ, институт закрыл проект.
Что думаете об исследованиях алкогольных компаний?
Не все научные исследования, которые спонсирует бизнес, приводят к скандалам и сомнительным выводам. Некоторые компании финансируют исследования, чтобы меньше вредить природе и находить инновации. О них — дальше.
Балтика и глобальное потепление
Балтика борется с изменением климата: сокращает выбросы углерода и потребление воды на пивоварнях, увеличивает долю возобновляемых ресурсов и развивает технологию производства бутылок из эковолокна.
Компания финансирует исследования по сокращению выбросов и переработке упаковки на базе лаборатории Карлсберга в Копенгагене. У исследователей несколько целей:
- создать цифрового двойника пивоварни, чтобы искать способы повышения энергоэффективности и тестировать решения;
- оценивать эффективность новых источников энергии и побочных продуктов пивоварения для производства экологически чистой энергии;
- искать и тестировать новые методы повторного использования воды.
Задача компании — к 2022 году перейти на 100% возобновляемые источники энергии.
Что думаете об исследованиях Балтики?
Нестле и институт переработки
В 2019 году Нестле открыла в Швейцарии научно-исследовательский институт по разработке упаковочных материалов. Институт должен помочь компании создать:
Об открытии института переработки — на сайте Нестле
- многоразовую упаковку;
- упаковку из переработанных материалов;
- высокоэффективную защитную бумагу;
- упаковку из биологических, компостирующих и биоразлагаемых материалов.
Переход на многоразовую и перерабатываемую упаковку нужен компании, чтобы решить проблему пластиковых отходов. Эксперты Нестле уже разработали бумажную упаковку, которую можно будет перерабатывать, для какао-порошка «Несквик» и батончика «Ейс!»
Что думаете об институте Нестле?
Российская академия наук и Норникель
Российская академия наук, РАН, тоже сотрудничает с бизнесом, например:
- с телекомпанией «Очевидное — невероятное»;
- Норильским никелем;
- Роснефтью;
- Газпромом;
- Транстелекомом;
- РЖД.
Мы не нашли информацию о том, сколько денег компании выделяют на исследования РАН и какие именно исследования спонсируют. Но для примера взяли соглашение РАН с Норникелем. В нем есть такая фраза:
Задачи в основном касаются разработки топливных элементов и комплексов по очистке, хранению и транспортировке водорода, но есть и экологические задачи: создать высокоэффективные экологически чистые энергетические установки и разработать меры, которые улучшат экологическую обстановку на предприятиях Норникеля.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.