На сайт банка

Рассказываем, какие изменения ждут бизнес в сентябре.

Разбиралась в законах Анна Егорнова.

Бизнес больше не может собирать персональные данные при отказе клиента их предоставить

С 1 сентября нельзя отказать покупателю в услуге или продаже товара, даже если он не хочет предоставлять свои персональные данные, например, номер телефона или адрес электронной почты. Новые правила относятся и к изменению, расторжению или исполнению сделок. Запрашивать данные по-прежнему можно.

Покупатель же может запросить, зачем продавцу его данные. Если обращение устное, нужно дать ответ немедленно, если письменное, в электронной или иной форме — в течение семи дней.

Штраф за нарушение — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юрлиц.

Но есть два исключения. Бизнесу разрешили принудительно собирать данные покупателей, если продавец обязан получить эти данные в силу закона. Это относится, например, к банкам и мобильным операторам. Второе — если без персональных данных продавец не сможет оказать услугу. Это, например, доставка продуктов на дом, для которой необходимо уточнить адрес и телефон покупателя.

Начинает работу система обмена электронными перевозочными документами

Автомобильные грузоперевозчики могут работать с электронными документами в единой государственной системе (ГИС ЭПД). В системе можно оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды. А еще удаленно подписывать документы с клиентами с помощью электронных подписей. Распечатывать все эти документы не нужно. Перевозчики будут работать в системе через операторов электронного документооборота.

Для этого нужно заключить договор с оператором. Однако полностью переходить на электронные документы пока необязательно, эта процедура добровольная.

Для работы в системе нужно:

  • Заключить договор с оператором ЭДО из реестра Минтранса;
  • Оформить КЭП сотруднику (например, водителю), который подписывает транспортные накладные при отправке/получении груза;
  • Подключиться к системе электронных перевозочных документов (процедуру расскажет оператор ЭДО);
  • Заключить с клиентом договор об обмене электронными документами;
  • Выдать сотруднику смартфон/планшет для подписания электронных документов.

Новые правила будут действовать до 1 сентября 2028 года.

Продавцы молочной продукции начали передавать сведения в «Честный ЗНАК» через ЭДО

Для продавцов молочной продукции ввели обязательный электронный документооборот при передаче сведений об обороте маркированной молочной продукции в «Честный ЗНАК». Требование относится к производителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам.

А еще розничные продавцы начинают сканировать на кассе коды Data Matrix и передавать сведения в систему маркировки через онлайн-кассы.

Еще с 1 сентября 2022 года станет обязательной маркировка кожных антисептиков и пива.

Туроператоры начинают формировать электронные путевки

Туроператоры начинают формировать электронные путевки на основании заключенных с туристами договоров. Затем сведения об этих путевках нужно загружать в единую систему электронных путевок (ЕИС). Это необходимо делать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был заключен договор с туристом.Еще нужно направлять уведомление о заключении этого договора туроператору.

Если не передавать сведения в ЕИС (или отправлять недостоверные или неполные сведения), бизнес исключат из Единого федерального реестра туроператоров. Но санкции будут применяться с 1 марта 2023 года при реализации продуктов в сфере выездного туризма и с 1 сентября 2023 года — в сфере внутреннего туризма. При этом ответственность наступит, только если оператор нарушит эти нормы три раза подряд в течение трех последующих месяцев.

Работать с персональными данными начинают по-новому

С 1 сентября 2022 года работодателей и бизнес, которые обрабатывают персональные данные, ждут изменения. Вот самые важные из них:

  • Уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных сотрудников нужно будет во всех случаях. Для этого компания должна быть зарегистрирована в реестре Роскомнадзора. Это нужно было сделать до 1 сентября 2022 года через официальный сайт ведомства, сервис «Госуслуги» или «Почтой России».
  • Срок подачи уведомления сократили с 30 суток до 10 календарных дней.
  • Запретили биометрическую обработку персональных данных подростков. Если в штате есть сотрудники младше 18 лет, запрещено использовать их фото на пропуске и в личном деле, видео на сайте и в соцсетях, диктофонные записи и телефонные разговоры. Совершеннолетний сотрудник тоже может отказаться предоставлять биометрию работодателю.
  • Сократили срок ответа на запросы сотрудников. Если работник запросит данные о том, как работодатель обрабатывает его данные, ответ нужно дать в течение десяти рабочих дней. Если у работодателя есть уважительные причины, по которым он не может вовремя ответить, ему нужно отправить сотруднику мотивированное уведомление. Тогда срок ответа увеличится еще на пять рабочих дней.
  • Придется чаще сообщать в Роскомнадзор о случайных утечках персональных данных. Если работодатель обнаружил, что к данным его сотрудников получили доступ третьи лица, он обязан информировать ведомство в течение 24 часов. А в течение 72 часов — провести расследование и сообщить о его результатах. Если этого не сделать, работодателя могут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Роскомнадзор будет вести реестр этих случаев и сообщать о них в ФСБ.
  • Нужно подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКа). И передавать в систему факты кибератак и данные об уязвимости систем безопасности.

Бизнесу разрешили вносить выручку на счет в любом удобном банкомате

С 4 сентября 2022 года юрлица и ИП смогут пополнять свои банковские счета через любые банкоматы. До этого бизнес мог пополнить счет только через банкомат, принадлежащий тому банку, где этот счет открыт.

Интернет-рекламу теперь нужно маркировать

Сведения обо всех рекламных кампаниях в интернете теперь нужно передавать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которого стал Роскомнадзор. Вся таргетированная, контекстная и медийная реклама теперь должна маркироваться пометкой «реклама». Эта обязанность затрагивает рекламодателей, рекламораспространителей, рекламные агентства и фрилансеров. Посредником между бизнесом и Роскомнадзором стали операторы рекламных данных, через них рекламе присваивается специальный идентификатор (токен), и она интегрируется в реестр. А бизнесу нужно завести свой рекламный аккаунт (личный кабинет) для размещения рекламы. Эти изменения касаются интернет-рекламы, которая направлена на потребителей, находящихся на территории России.

Инфосистемы работодателей интегрируют с порталом «Госуслуги»

С 1 сентября 2022 года работодатели, сотрудники и соискатели могут обмениваться электронными кадровыми документами через портал «Госуслуги». Соискатели и работники могут через личный кабинет оформлять, подписывать электронной подписью и отправлять руководителю кадровые документы. Эти документы будут храниться в личном кабинете работника на «Госуслугах» и в инфосистеме работодателя. Для этого работодателю нужно настроить интеграцию с порталом, иметь квалифицированную электронную подпись и получить согласие сотрудника.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
25 июня
12 мин
Дайджест Что ждет бизнес в июне 2025 года
Что ждет бизнес в июне 2025 года
2 июня
3 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.