На сайт банка

Рассказываем, какие изменения ждут бизнес в сентябре.

Разбиралась в законах Анна Егорнова.

Бизнес больше не может собирать персональные данные при отказе клиента их предоставить

С 1 сентября нельзя отказать покупателю в услуге или продаже товара, даже если он не хочет предоставлять свои персональные данные, например, номер телефона или адрес электронной почты. Новые правила относятся и к изменению, расторжению или исполнению сделок. Запрашивать данные по-прежнему можно.

Покупатель же может запросить, зачем продавцу его данные. Если обращение устное, нужно дать ответ немедленно, если письменное, в электронной или иной форме — в течение семи дней.

Штраф за нарушение — от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и ИП и от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для юрлиц.

Но есть два исключения. Бизнесу разрешили принудительно собирать данные покупателей, если продавец обязан получить эти данные в силу закона. Это относится, например, к банкам и мобильным операторам. Второе — если без персональных данных продавец не сможет оказать услугу. Это, например, доставка продуктов на дом, для которой необходимо уточнить адрес и телефон покупателя.

Начинает работу система обмена электронными перевозочными документами

Автомобильные грузоперевозчики могут работать с электронными документами в единой государственной системе (ГИС ЭПД). В системе можно оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды. А еще удаленно подписывать документы с клиентами с помощью электронных подписей. Распечатывать все эти документы не нужно. Перевозчики будут работать в системе через операторов электронного документооборота.

Для этого нужно заключить договор с оператором. Однако полностью переходить на электронные документы пока необязательно, эта процедура добровольная.

Для работы в системе нужно:

  • Заключить договор с оператором ЭДО из реестра Минтранса;
  • Оформить КЭП сотруднику (например, водителю), который подписывает транспортные накладные при отправке/получении груза;
  • Подключиться к системе электронных перевозочных документов (процедуру расскажет оператор ЭДО);
  • Заключить с клиентом договор об обмене электронными документами;
  • Выдать сотруднику смартфон/планшет для подписания электронных документов.

Новые правила будут действовать до 1 сентября 2028 года.

Продавцы молочной продукции начали передавать сведения в «Честный ЗНАК» через ЭДО

Для продавцов молочной продукции ввели обязательный электронный документооборот при передаче сведений об обороте маркированной молочной продукции в «Честный ЗНАК». Требование относится к производителям, импортерам, оптовикам и розничным продавцам.

А еще розничные продавцы начинают сканировать на кассе коды Data Matrix и передавать сведения в систему маркировки через онлайн-кассы.

Еще с 1 сентября 2022 года станет обязательной маркировка кожных антисептиков и пива.

Туроператоры начинают формировать электронные путевки

Туроператоры начинают формировать электронные путевки на основании заключенных с туристами договоров. Затем сведения об этих путевках нужно загружать в единую систему электронных путевок (ЕИС). Это необходимо делать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, когда был заключен договор с туристом.Еще нужно направлять уведомление о заключении этого договора туроператору.

Если не передавать сведения в ЕИС (или отправлять недостоверные или неполные сведения), бизнес исключат из Единого федерального реестра туроператоров. Но санкции будут применяться с 1 марта 2023 года при реализации продуктов в сфере выездного туризма и с 1 сентября 2023 года — в сфере внутреннего туризма. При этом ответственность наступит, только если оператор нарушит эти нормы три раза подряд в течение трех последующих месяцев.

Работать с персональными данными начинают по-новому

С 1 сентября 2022 года работодателей и бизнес, которые обрабатывают персональные данные, ждут изменения. Вот самые важные из них:

  • Уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных сотрудников нужно будет во всех случаях. Для этого компания должна быть зарегистрирована в реестре Роскомнадзора. Это нужно было сделать до 1 сентября 2022 года через официальный сайт ведомства, сервис «Госуслуги» или «Почтой России».
  • Срок подачи уведомления сократили с 30 суток до 10 календарных дней.
  • Запретили биометрическую обработку персональных данных подростков. Если в штате есть сотрудники младше 18 лет, запрещено использовать их фото на пропуске и в личном деле, видео на сайте и в соцсетях, диктофонные записи и телефонные разговоры. Совершеннолетний сотрудник тоже может отказаться предоставлять биометрию работодателю.
  • Сократили срок ответа на запросы сотрудников. Если работник запросит данные о том, как работодатель обрабатывает его данные, ответ нужно дать в течение десяти рабочих дней. Если у работодателя есть уважительные причины, по которым он не может вовремя ответить, ему нужно отправить сотруднику мотивированное уведомление. Тогда срок ответа увеличится еще на пять рабочих дней.
  • Придется чаще сообщать в Роскомнадзор о случайных утечках персональных данных. Если работодатель обнаружил, что к данным его сотрудников получили доступ третьи лица, он обязан информировать ведомство в течение 24 часов. А в течение 72 часов — провести расследование и сообщить о его результатах. Если этого не сделать, работодателя могут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Роскомнадзор будет вести реестр этих случаев и сообщать о них в ФСБ.
  • Нужно подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКа). И передавать в систему факты кибератак и данные об уязвимости систем безопасности.

Бизнесу разрешили вносить выручку на счет в любом удобном банкомате

С 4 сентября 2022 года юрлица и ИП смогут пополнять свои банковские счета через любые банкоматы. До этого бизнес мог пополнить счет только через банкомат, принадлежащий тому банку, где этот счет открыт.

Интернет-рекламу теперь нужно маркировать

Сведения обо всех рекламных кампаниях в интернете теперь нужно передавать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которого стал Роскомнадзор. Вся таргетированная, контекстная и медийная реклама теперь должна маркироваться пометкой «реклама». Эта обязанность затрагивает рекламодателей, рекламораспространителей, рекламные агентства и фрилансеров. Посредником между бизнесом и Роскомнадзором стали операторы рекламных данных, через них рекламе присваивается специальный идентификатор (токен), и она интегрируется в реестр. А бизнесу нужно завести свой рекламный аккаунт (личный кабинет) для размещения рекламы. Эти изменения касаются интернет-рекламы, которая направлена на потребителей, находящихся на территории России.

Инфосистемы работодателей интегрируют с порталом «Госуслуги»

С 1 сентября 2022 года работодатели, сотрудники и соискатели могут обмениваться электронными кадровыми документами через портал «Госуслуги». Соискатели и работники могут через личный кабинет оформлять, подписывать электронной подписью и отправлять руководителю кадровые документы. Эти документы будут храниться в личном кабинете работника на «Госуслугах» и в инфосистеме работодателя. Для этого работодателю нужно настроить интеграцию с порталом, иметь квалифицированную электронную подпись и получить согласие сотрудника.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Все отрасли Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
Малый бизнес пожаловался на рост задержек оплаты от клиентов
28 июля
8 мин
Дайджест Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года
Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года
Объясняем, что изменится и почему
2 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.