Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Что делать, если сотрудника все ненавидят
Казалось бы, такого работника надо сразу увольнять, чтобы не мешал жить другим. Но оказывается, что иногда один человек важнее целой команды.
Крутые специалисты редко бывают приятными людьми
Сергей Котырев, основатель и руководитель группы компаний 1C-UMI
Люди, которые в чём-то очень круты, редко бывают бабочками и пупсиками. Возьмите милого и приятного человека и посмотрите на его жизненные достижения. Милые люди обычно ничем не выделяются. Возьмите истории талантливых людей — они далеко не милые: у них нет времени и ресурсов на то, чтобы быть хорошими.
Если говорить в целом, я считаю так: надо взвешивать пользу и ущерб от каждого конкретного человека. Если с человеком неприятно работать, но пользы от него больше, пусть работает. А вот если ущерба больше, чем пользы, тогда надо увольнять. Иногда один талантливый работник важнее целой команды.
Неприятные люди разные: иногда это свойство характера, иногда требовательность к другим.
А еще неприятный человек — субъективная точка зрения. Кому-то неприятны молчаливые люди, кому-то болтливые
Но нужно различать неприятного человека и откровенного вредителя. Вредитель нарушает правила компании, моральные принципы, законы — таких людей точно быть не должно, с ними надо сразу расставаться без разговоров. Вредители могут быть приятными людьми, а честные, порядочные и талантливые работники — неприятными в общении.
У нас был конфликт между системным архитектором и техническим директором. Оба неприятные в общении мужчины, но крутые специалисты.
В итоге попрощались с обоими: один уволился сам в знак протеста; второй развалил команду, и мы его уволили. Так получилось, потому что я поздно стал заниматься ситуацией, а до этого надеялся, что она решится сама собой.
Помню случай, когда атмосферу портила целая команда. Отдел маркетинга накосячил и отправил рассылку с ошибками. Это было уже не в первый раз: сначала я вежливо сделал замечание, затем менее сдержанно, а в десятый раз назвал их безмозглыми биороботами. Они начали мстить, сотрясать коллектив, а в итоге уволились. Это как раз тот случай, когда люди и пользы не приносят, и вредительством занимаются.
Нужно разговаривать, но недолго. А потом увольнять
Александр Вьюшков, гендиректор «ЛидMашины»
Мы занимаемся интернет-маркетингом. У нас работают 35 человек, и на протяжении пяти лет мы анонимно опрашиваем сотрудников. Со временем я заметил: если в коллективе есть неприятный человек, общая оценка компании снижается.
Таких неприятных людей я называю токсичными или троллями. Они могут вредить не специально, но коллективу от этого не лучше. А еще бывают ребята, которые откровенно хамят сотрудникам, это выливается в общую ненависть к ним.
Чаще всего такие люди считают себя умнее и тыкают другим, что они всё делают плохо. У нас работала талантливая маркетолог, которая любила всех вычитывать, учить, как правильно жить и работать. В какой-то момент люди перестали к ней обращаться: пишешь письмо с одним вопросом, а получаешь тонну критики по другому.
Я пытался говорить с ней, объяснял, что не так, но в итоге мы попрощались. Сейчас думаю, что надо было сразу расставаться, а не тратить время на разговоры.
Если задачи позволяют, можно предложить удаленную работу. Но я сам до конца в это не верю: если человек вредит, он продолжит это делать через чаты и письма. С другой стороны, если кто-то делает хорошо, пусть делает, но подальше от нас. Если удаленка не подходит, надо откровенно поговорить, сказать прямо: «Ты хамишь, это всех раздражает, давай исправляться». Если не поможет, тогда увольнять.
У нас работала дизайнер, которая очень бурно воспринимала критику. Когда мы критикуем работу, мы критикуем именно работу, а не личность, а она не умела это разделять и любые слова воспринимала как личное оскорбление. Чтобы не задевать такого человека, ты перестаешь давать ему адекватную обратную связь и жертвуешь качеством работы. Другие люди видят, что происходит, как над кем-то трясутся, это вызывает отторжение и разлад.
Через год мы с ней расстались. Причина увольнения так и звучала: «Климат в компании важнее, чем твои личные профессиональные качества».
Здоровье коллектива важнее, чем один сотрудник
Ирина Конторева, карьерный консультант, создатель ресурса «Вакансии для хороших людей»
Последние шесть лет я работаю сама на себя, но нанимаю ассистентов, поэтому не могу позволить себе работать с тем, кого ненавижу — это не экологично как минимум. Когда работала в найме, со сволочными гениями не сталкивалась, но считаю, что атмосфера и здоровье коллектива важнее, чем такие сотрудники.
Что делать с такими людьми, зависит от задач бизнеса. Как вариант, таких людей можно изолировать от коллектива — пусть работают в замкнутом пространстве или на удаленке.
Но всё сложнее, если этот ненавистный человек — руководитель направления или команды. Если его ненавидит коллектив, а генеральный директор доволен, к сожалению, что-то сделать не получится. Можно написать коллективную жалобу, пойти к генеральному, но такая сплоченность очень редко бывает — к тому же не факт, что к коллективу прислушаются. По опыту, такой руководитель практически неуязвим.