В России поэтапно снимают ограничения, которые вводили из-за коронавируса. Бизнес возвращается к работе, и, кажется, вот-вот всё наладится. Мы надеемся, что скоро о коронавирусе забудут, но это не первый кризис в России — был валютный в 2014-м и экономический в 2008-м. Чтобы быть готовыми к следующему кризису, можно в тихое и мирное время проводить стресс-тесты компании.
Поможет стресс-тест
Представьте: доллар по сто рублей, директор по продажам увел важных клиентов, выручка упала в два раза. Если представили, тогда поздравляем: вы устроили себе стресс-тест.
Если кратко, стресс-тест — это разные негативные сценарии, которые предприниматель продумывает для своего бизнеса. Можно прогнозировать, что начнется апокалипсис или в стране запретят частную собственность, — всё что угодно, если считаете это возможным.
Самый частый сценарий — это рост стоимости доллара и евро. Это болезненно для бизнеса, происходит постоянно, к этому нужно готовиться — продумывать, как вести бизнес, если валюта снова подорожает.
Вот какие сценарии еще полезно продумать:
- заметно упала выручка;
- случился скачок инфляции;
- упал спрос или средний чек.
Смысл стресс-теста — в расчетах. То есть владелец бизнеса продумывает сценарий, понимает, какие у него будут последствия и придумывает, как подготовиться. Например, начнет копить подушку безопасности или разработает план с сокращением расходов. А может быть, вообще пересмотрит договоры в компании, чтобы, если что, быстро расторгнуть договоренности с поставщиками.
Готовимся к падению выручки
Устроим стресс-тест для вымышленной компании «Винегрет». Эта компания продает самокаты американского производства, товар покупает через крупного поставщика. Для этого смоделируем ситуацию, к которой будем готовиться, — в нашем случае падение выручки. Выручка может упасть на 10% или 30%, мы просчитаем все варианты.
Сначала нам надо узнать, как дела у компании сейчас, и создать нейтральный сценарий.
Мы собрали для вас таблицу, где всё это можно сделать для своей компании, а затем автоматически получить разные прогнозы.
Чтобы создать нейтральный сценарий, заполните блок «Предпосылки нейтрального прогноза». Мы указали, что продаем тысячу самокатов в месяц по 25 000 рублей, на закупку одного самоката тратим 15 000 рублей. Также указали, сколько тратим на аренду, зарплату — в общем, заполнили все графы.
Если заполнить желтые графы, нейтральный сценарий автоматически появится в первом блоке «Прогноз при нейтральном сценарии».
Теперь выберем, какой сценарий хотим создать. В блоке «Сценарии стресс-теста» есть выпадающий список, там можно выбрать один из вариантов:
- негативный сценарий — выручка снизилась на 10%;
- крайне негативный — на 20%;
- катастрофа — на 35%;
- апокалипсис — на 50%.
Можно просчитать все варианты или выбрать один. Возьмем крайне негативный сценарий — выручка падает на 20%. Расчеты подтягиваются автоматически:
Последний блок — детализация выбранного крайне негативного сценария. Мы видим, как выручка компании падает пять месяцев — столько у нас длится кризис. А с шестого месяца начинает возвращаться к тому, как было до этого.
Теперь Винегрет знает, что, если выручка упадет на 20%, компания уйдет в минус почти на 19 млн рублей. И может подготовиться к этому:
- создать подушку безопасности в размере 19 млн рублей;
- начать закупать товар небольшими партиями;
- заранее договориться с поставщиком, что тот заберет товар назад, если продажи упадут;
- создать план действий, если сценарий наступит: как сократить сотрудников, снизить платежи за аренду.
Когда у Винегрета изменится выручка, расходы или какие-то еще показатели, они смогут снова заполнить таблицу и скорректировать сценарии будущего. Такие корректировки нужно проводить регулярно. Крупному бизнесу — раз в три месяца, среднему — раз в полгода, а малому бизнесу — время от времени, но всегда быть наготове.
Ко второму коронавирусу готовиться не нужно
Не ко всем сценариям готовятся заранее, но придумать план стоит — вдруг сценарий всё же наступит. Например, вероятность, что начнется зомби-апокалипсис и бизнес разорится, — очень небольшая. Такой сценарий и план действий можно продумать, но вкладывать деньги в строительство бункера точно не стоит.
Сейчас принято обвинять бизнес: мол, не были готовы к проблемам в связи с коронавирусом. Но пандемия вируса, когда выручка падает на 100%, — это очень редкий сценарий. Такое невозможно предсказать.
В следующий раз это может быть падение метеорита или глобальное потепление, но сейчас этого никто не знает. Поэтому стресс-тесты нужно проводить на более частые и понятные ситуации.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.