Для женщин в России бизнес — иногда единственный способ заниматься любимым делом так, чтобы не чувствовать дискриминации. Здесь не будет работодателя, который не возьмет на работу только из-за страха перед декретом, и никто не скажет: «Ой, да она с генеральным спит, вот и зарплату ей повысили».
Героини наших интервью — это сильные, целеустремленные женщины, которые создали свой бизнес и преодолели гендерные стереотипы. Вот что они говорят о трудностях в работе и Международном женском дне.
Парни всегда в этот день супервежливые и причесанные
Рассказывает Дария Каменская, владелица автомастерской
Меня давно никто не обижает из клиентов, и со всякими разборками и магазинами, я выстроила отношения. Круг ближайшего общения воспитан и обучен общаться как положено. Встречаюсь с таким «микросексизмом», как я говорю.
Например, мой арендодатель недавно пришел и говорит: «Ко мне люди пришли серьезные. У тебя самый чистый офис на стоянке. Я к тебе приведу? Чайку-кофейку накрой нам». Или в комментарии приходят какие-то мужики и рассказывают, как правильно жить и работать. Или, например, я машину вот продавала такую, под восстановление, очень недорогую. Звонили мужики, все спрашивали: точно ли я ее сама водила? точно ли я ее сама купила? точно ли я понимаю, какое у меня сцепление и как настроить карбюратор?
То, что все мои трудности — это телефонные разговоры и комментарии в фейсбуке, это, конечно, результат серьезного труда по выстраиванию границ, но благодаря этому в нашем «внутреннем Гетебурге» всё достаточно спокойно.
Я люблю Восьмое марта. Для меня это важный день, напоминающий о революции, которую устроили женщины и продолжают еще устраивать, потому что еще далеко не все права отбиты.
На работе у меня нет других женщин, поэтому Восьмое марта мы отмечаем так, как придумают мои ребята. Я всегда приглашаю своих клиенток, мы придумываем обычно всякие акции, например бесплатную замену масла. Обычно я покупаю детское шампанское, цветы, рафаэлки, шарики.
Парни всегда в этот день супервежливые и причесанные. Обычно хороший праздник получается.
Повод собраться и выпить шампанского
Рассказывает Анна Кадикова, владелица независимой книжной лавки
Существует историческая традиция: книжное дело — это сугубо мужское ремесло. Покупка, продажа, отбор, торги, аукционы, гильдии — всё это требовало капиталов и ресурсов, которыми обладали только мужчины.
Но теперь всё изменилось, и женщина как основатель книжного — не редкость, но тем не менее достижение. Книжное дело требует не только экспертности, но и физической силы: таскать коробки по 25 кг мало какому женскому организму пойдет на пользу, а необходимость договариваться об условиях сотрудничества с поставщиками, логистами, банками, арендодателями предполагает мужскую смелость и уверенность.
Играет роль и возраст: молодой девушке, которая рассказывает о книгах, нужно приложить усилие, чтобы заслужить доверие и уважение старшего поколения, показать ту самую книгу.
В нашем магазине никаких проявлений стереотипного мышления нет: мы работаем и общаемся с гостями на равных, без мерил гендера, статуса и опыта.
Восьмое марта в нашем книжном воспринимается как повод собраться всем троим «библиотекаршам» вместе в смену, встретиться со всеми постоянниками и друзьями в магазине, выпить бутылочку шампанского, наделать крутых фотографий и провести день в кайф.
Я против корпоративных попоек
Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания
Я ровно отношусь к Восьмому марта, и на работе мы его не отмечаем. У нас есть святое — это Новый год, и всё.
Я против корпоративных попоек, гулянок и даже маленьких сабантуйчиков. Всё это приводит к смещению границ, нарушению субординации. Считаю, что сотрудники должны что-то отмечать без руководства и, главное, вне стен компании.
Касательно того, что я женщина в бизнесе. Никогда не было с этим проблем, никаких ограничений по половому признаку, когда встала у руля компании.
Скорее были проблемы с возрастом — начала свое дело в 21 год. И если сейчас вундеркинды бизнеса 18+ это нормально, то десять лет назад меня просто не воспринимали всерьез, когда я приходила на переговоры по аренде в крупный торговый центр. Благо, юный возраст — это проблема, которая быстро проходит.
Пусть праздник будет, но не выходным днем
Рассказывает Анастасия Сизова, основательница и владелица компании «Аистбокс»
Я не чувствую, что мои трудности связаны исключительно с тем, что я женщина, — всё шире. Но у меня есть дочь, и априори, когда ей нездоровится, на больничном сидит мама. А как мама-предприниматель сидит на больничном? В основное время забота о ребёнке, а уже ночами и в «окна» — решение рабочих вопросов.
С годами я стала сильно спокойнее относиться к Восьмому марта и всё больше ощущаю навязывание того, что вот, один день в году, но надо порадовать всех девочек вокруг. Хотя понимаю, что многие цветочные бизнесы держатся на этом дне. Поэтому, как предприниматель опять же: пусть праздник будет. Но не выходным днём :-)
Быть женщиной круто
Рассказывает Екатерина Хара, владелица туристического агентства
Если мы говорим о туризме, здесь нет трудностей для женщин. Туристическая сфера предполагает на рабочем месте менеджера или руководителя, и им вполне может быть женщина. Поэтому особенных моментов не возникает, но я могу точно сказать, что не каждая жена отпустит своего мужа покупать путевку у очень красивой женщины, которая перебарщивает со своим внешним видом, с открытой одеждой. Думаю, главный фактор в туризме — выглядеть по-деловому и достойно.
В остальном одни плюсы: женщины более разговорчивы, более внимательны к мелочам, более работоспособны, но это мой взгляд.
Если в принципе говорить о моей карьере, то да, возникали трудности, поскольку я была руководителем охранного холдинга, и у меня в подчинении было двести мужчин. Трудность была в том, что мужчины не воспринимают всерьез женщину-руководителя. Но и в этой ситуации есть свои правила: если у женщины есть мозги, тогда проблем не возникает.
Думаю, что сегодня мир уравнял в карьере мужские и женские профессии, поэтому проблем из-за пола возникать не должно, а быть женщиной круто!
Что касается отмечать праздник в коллективе и традиций. У меня в агентстве одни девочки, и это здорово, поэтому мы обмениваемся подарками и сувенирами. Я за цветы и всегда дарю их девочкам. У нас праздничные дни каждый раз проходят по-новому: мы можем пойти и попить чай или кофе или сходить в театр. Мы выбираем развлечения и проводим время вместе, потому что выйти с коллективом — это объединение, и после таких мероприятий работа строится еще лучше.
Восьмого марта мы работаем
Рассказывает Светлана Аникина, директор спа-центра и косметического салона
Я всю жизнь работаю в мужских коллективах, и все мои работы плотно связаны с мужчинами. Несмотря на то, что сейчас у меня спа-салон, всё равно большая часть партнеров — это мужчины. Поэтому с трудностями я сталкиваюсь часто.
Трудность заключается в том, чтобы убедить мужчин, что я не глупая, что у меня всё в порядке с эмоциональным фоном, а при приеме на работу — убедить, что я не собираюсь замуж и в декрет.
При этом я прекрасно понимаю все эти опасения и понимаю, почему эти трудности возникают у женщин. К сожалению, общаясь с женщинами, я наслышана о многих историях, когда именно женское поведение мешало работе и бизнесу. Женщины совершают много эмоциональных, нелогичных, абсурдных поступков, которые влияют на рабочие процессы.
К празднику Восьмого марта отношусь спокойно. За последние пять лет этот праздник ни разу не был у меня выходным, наоборот — в этот день идет активная работа. Клиенты приходят восьмого марта на спа-программы. И, как в любом бизнесе из сферы оказания услуг, когда у остальных нормальных людей выходные и праздники, у заведения — самая активная работа.
В компании Восьмое марта мы не отмечаем. Хоть у нас и женский коллектив, но все плотно погружены в работу, поэтому мы всегда поздравляем гостей, но не друг друга.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.