Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Сделай, чтобы было хорошо». Каким был бизнес в 90-е?
Частный бизнес в России появился тридцать лет назад, и теперь кажется, что бизнес девяностых — это «крыша», бандиты и челноки на вокзалах. Но у тех, кто стал предпринимателем в те годы, другие воспоминания. Четверо наших героев рассказали, как вели бизнес в девяностые, насладимся же этими историями.
Люди держали слово
Рассказывает Вера Бурцева, владелица компании «Бюро техники»
«Бюро техники» — семейный бизнес, его начали мои родители в 1991 году, в момент, когда только-только разрешили заниматься частным бизнесом в России.
Всё пошло с хобби моего отца — он профессор, доктор технических наук и увлекается системами кондиционирования воздуха. Мама тоже инженер, закончила кафедру кондиционирования воздуха в холодильном институте.
В те времена это была роскошь: существовало только промышленное кондиционирование на заводах и судах, а в магазинах, домах, театрах ничего такого не было.
Родители работали на кухне: папа придумывал новые решения по распределению воздуха в помещениях, мама чертила. Затем они ехали на завод за воздуховодами — металлическими трубами для подачи воздуха. Эти воздуховоды тогда не производили: знакомые на заводе специально для нас гнули как надо и передавали по ночам под забором, а родители на такси привозили на объекты.
Отец хотел заниматься только кондиционированием и вентиляцией помещений в зданиях: ему это было интересно еще и как наука, но заказчики, которые приходили по знакомству, просили под ключ кондиционирование, отопление, водопровод и канализацию. Поэтому со временем мы стали заниматься этим, а затем и всеми инженерными сетями зданий. Теперь мы работаем с дата-центрами, музеями, отелями, бизнес-центрами, а начинали с помещений банков, кафе и казино.
Сейчас компанией руковожу я, но отец всегда в курсе событий: все разговоры в доме у нас вертятся вокруг работы. Папа много рассказывал о девяностых, и некоторые вещи для меня были неожиданными.
Например, казалось, что девяностые — это сплошные братки и отсутствие порядка, но тогда люди держали слово. Бизнес не был обвешан юридическими и бюрократическими аспектами, не было постоянных проверок контролирующих органов. А еще не было таких сложных договоров, как сейчас, но люди их соблюдали куда чаще. Заказчик мог привезти пачку денег в чемодане, отдать и сказать: «Сделай, чтобы было хорошо». И делали.
Многое держалось на обязательствах и репутации: не сделал один раз, к тебе больше никто не придет. Сейчас же можно открыть фирму, обмануть, исчезнуть и открыть новую. Тогда же рынок был не так развит, частные компании были на виду.
А еще за нарушенное обещание тогда можно было получить в нос. Мы как-то делали кондиционирование для отеля «Талион» в Санкт-Петербурге — тогда это был самый современный отель города, просто шесть звезд. Наш сотрудник что-то пообещал заказчику на планерке, а потом не сделал. Когда сроки вышли, заказчик спросил с него, а потом просто врезал по лицу со словами: «Если ты что-то обещаешь, ты должен это сделать».
Когда сроки вышли, заказчик спросил с него, а потом просто врезал по лицу со словами: «Если ты что-то обещаешь, ты должен это сделать»
Сегодня главный человек в компании — юрист. Чтобы спокойно работать, нужно иметь сильную юридическую службу. Сейчас тебе могут сказать: «В договоре не написано, ничего не знаю», а затем отказаться от своих слов. Слово больше ничего не стоит.
Мы с отцом часто думаем: всё, что есть сейчас, изначально делали для прозрачности. Но в итоге мы погрязли в нормативах, законах и правилах, которые оторваны от жизни и мешают работать. Поэтому мы не работаем с государственными объектами: им не нужно, чтобы было хорошо, им нужно формально.
В девяностые в Санкт-Петербурге было всего пять компаний, которые занимались тем же, что и мы. Руководители этих фирм периодически собирались и обсуждали, как создавать рынок, как работать — потому что рынка не было, всё было в новинку. На встречах руководители старались вести себя дружелюбно, но друзьями не были и после встреч жестко конкурировали. В компаниях даже было правило: «Не называть имя конкурентов».
Сегодня я не знаю, кто наши конкуренты. Каждый день открываются и закрываются небольшие фирмы, а компаний, которые не просто перепродают оборудование, а профессионально проектируют инженерные системы, в России нет.
Деньги передавали в коробочке через проводника
Рассказывает Артем, предприниматель
В девяностые годы я заканчивал школу в деревне, тогда же начал заниматься бизнесом: скупал шкуры скота, обрабатывал и продавал. Когда переехал в город, в Магнитогорск, бросил заниматься шкурами — неудобно было часто ездить в деревню. Почти сразу же открыл магазин ритуальных принадлежностей, затем первое в городе такси, а уже потом стал заниматься спортивными товарами — ими занимаюсь и сегодня.
Если сравнивать девяностые и наше время, сейчас всё стало цивилизованнее, но жестче с налогами, документами, юридическими моментами. Еще сейчас работают больше компаний, поэтому в целом прибыль на тебя одного меньше.
С контролирующими органами стало сложнее: например, Роспотребнадзор был и тогда, но проверял более поверхностно. Глава города выписывал нам лицензию на торговлю, мы торговали спокойно, и никто не приходил с проверками. Сейчас есть плановые проверки, внеплановые проверки — проверками бизнес чуть ли не задушили.
Глава города выписывал нам лицензию на торговлю, мы торговали спокойно, и никто не приходил с проверками
А вот с деньгами стало легче. В девяностые не хватало кредитных средств: если нужны были деньги, бежали занимать по знакомым или обращались к ростовщикам, которые давали займы под 10% в месяц, это 120% годовых. Сейчас ростовщиков уже нет, они переквалифицировались в микрофинансовые организации, зато появились банки и возможность взять кредит не под такой грабительский процент, как тогда.
Отдельная история с закупкой товара. В девяностые не было интернета, зато был справочник «Товары и цены» — такая большая книжка толщиной в десять сантиметров, где можно было искать информацию об оптовых базах и других магазинах. Еще товары искали по знакомым и через газету «Из рук в руки».
Так как не было интернета, онлайн-банков тоже не было. Если нужен товар в Москве, я сначала выезжал сам на газели, закупал пробную партию, а потом мне привозили уже дальнобойщики. Деньги за товар передавал в коробочке через знакомого проводника: сначала московская компания присылала счет факсом, затем я отправлял деньги, а потом получал товар.
Возить деньги и товар самому было опасно: у меня так пропал один знакомый, через два года нашли скелет в лесу, а еще одного знакомого ограбили, когда он ехал на камазе за бытовой техникой, зато остался в живых.
В те времена не было 1C, поэтому вся бухгалтерия велась вручную: писали книги, товарные накладные. Кассы были уже тогда и проверялись строго: все продажи должны были идти через кассовый аппарат, потому что был налог с продажи 5%. Чтобы купить свою первую кассу, я занимал деньги у знакомых.
Раньше бизнес боялся бандитов, теперь — государство
Исследователи опросили тысячу предпринимателей, которые работали в девяностые годы или только родились в то время.
Половина из них, это 52%, считают, что работать стало сложнее, а в девяностые было проще. Причины — высокое налогообложение, административные барьеры и ограничивающие законы.
Зато они отмечают, что схемы работы стали прозрачнее, а услуги доступнее. Из страхов и рисков в девяностые — боязнь убийства, физического насилия и угроз семье, сегодня же боятся потерять деловую репутацию, сесть в тюрьму или оказаться в ситуации вынужденной эмиграции.
Исследование компании «Прайсвотерхаускуперс» и аналитического центра НАФИВсе вопросы решали в бане
Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli
Заниматься похоронным бизнесом начал еще мой дед — он жил в селе в Калужской области, работал столяром и делал гробы. Это были 50-е годы, но уже тогда это всё было похоже на зачатки бизнеса.
Когда началась перестройка, мой отец, летчик гражданской авиации, остался практически без работы. Чтобы прокормиться, он опрыскивал поля на целине, — зарплаты не платили по три года.
Дед собрал всю семью и сказал: «Непонятно, что будет со страной и как мы будем жить, но люди всегда будут есть и всегда умирать. Гробы кормили нас всю жизнь, поэтому этим можно заниматься и дальше».
От деда у нас осталось старое оборудование, на котором отец продолжил делать гробы. В те времена шли бандитские разборки, а сами бандиты были очень платежеспособны и хотели хоронить своих с почестями. Так появился спрос на элитные гробы. Отец подсмотрел, как делали гробы за рубежом, взял привычную в России форму и подрезал углы. Так появился гроб, который сейчас продают по всей стране, — четырехгранный полированный.
В те времена шли бандитские разборки, а сами бандиты были очень платежеспособны и хотели хоронить своих с почестями. Так появился спрос на элитные гробы
У нас появились связи, и заказы стали приходить со всей России. А чуть позже патриарх Алексий II выдал нам разрешительную грамоту на производство крестов — эта грамота как бы заверяла, что наши кресты соответствуют канонам церкви.
С грамотой нам тоже помогли знакомые бандиты — некоторые из них были знакомы с приближёнными патриарха. Как-то они парились в бане и рассказали им о нас, а приближённые уже доложили Алексию II.
После этого гробы и кресты стали заказывать монастыри и храмы, бизнес стал расширяться.
До 2003 года в похоронном бизнесе работала система лицензирования. Всего у нескольких компаний в России были лицензии, мы все друг друга знали. С отменой лицензирования похоронный рынок рухнул: качество услуг и материалов упало, ценообразование стало непонятным, этим бизнесом стали заниматься те, кто в нем ничего не понимал. Если бы лицензии остались, рынок бы развивался более цивилизованно.
Если сравнивать времена, кажется, что тогда не было бюрократии, зато было больше порядка, потому что жили и работали по понятиям. Можно было попариться в бане, обсудить и договориться по любому вопросу. Чтобы вы понимали, что такое понятия, приведу пример. До недавнего времени нам были должны несколько знакомых компаний из девяностых. Руководитель одной из них как-то звонит и говорит: «Долг бы отдать, товаром возьмешь?» И реально к нам приехала фура с товаром. То есть человек помнит, что когда-то ему помогли, и считает нужным расплатиться как может.
Поджигали машины, чтобы отомстить
Рассказывает Екатерина, фамилию по просьбе героини не пишем
В девяностые друзья моей семьи стали заниматься частным видеопрокатом. Сначала купили три советских видеомагнитофона «Электроника» и стали сдавать их напрокат вместе с кассетами. В нашем городе в Рязанской области таких ни у кого не было, поэтому очень быстро образовалась очередь: люди записывались на свободные даты и ждали, когда магнитофоны освободятся.
Спрос был таким, что друзья купили еще два видеомагнитофона и тоже стали сдавать. Взять видеомагнитофон напрокат стоило дорого, где-то пятьдесят рублей, поэтому обычно несколько квартир или большая компания друзей скидывались, чтобы взять один видеомагнитофон.
Друзья неплохо на этом заработали и купили уже для себя японский видеомагнитофон «Панасоник». Весь город стал дружить с ними, чтобы хотя бы прийти и посмотреть вживую на этот «Панасоник».
Однажды друзья отдали два «Электроника» в аренду, а вернули им только один со словами, что один и брали. Чтобы вернуть видеомагнитофон, они залезли домой к этим горе-арендаторам, но ничего не нашли, и в отместку украли японский зонтик. А им в ответ подожгли машину.
Чтобы отомстить, друзья украли японский зонтик, а им в ответ подожгли машину
В милицию никто не обращался — тогда мало кому могло прийти в голову пойти за помощью в милицию, на нее не надеялись. Рязанская область вообще была криминальным регионом: в девяностые там появились крупные преступные группировки, а сама Рязань была бандитским городом. Днем расстреливали людей, милиция не вмешивалась.
Мы как-то были дома и услышали перестрелку, выглянули в окно, а под окнами лежит расстрелянный человек. Вечером пришла милиция, но все соседи молчали — мне мама сказала, что тоже молчи, ни слова.
Потом со временем бандитов пересажали, а в последние годы они стали выходить, отсидев срок. По ощущениям, они застряли в девяностых: страна изменилась, а они нет, поэтому сейчас снова бывают какие-то разборки — конечно, не в том масштабе, что раньше.
Короче
Чем занимались наши герои
Придумывали системы кондиционирования
Продавали шкуры животных и спортивные товары
Делали гробы и ритуальные принадлежности
Давали напрокат видеомагнитофоны и кассеты
Как работали в девяностые
Товар вывозили с завода по ночам
За невыполненный заказ получали по лицу
Деньги передавали в коробочке через проводника
Работали без проверок и бюрократии
Жили по понятиям
Вопросы решали в бане
Воровали и поджигали машины
Главная мысль
В девяностые работать было легче, чем сейчас