i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Инъекции ботокса, салоны без лицензии и левые поставщики

Инъекции ботокса, салоны без лицензии и левые поставщики

Разбираемся, как устроен рынок косметологии в России
24 июля
494
7
0

Хороший косметологический салон оформляет медицинскую лицензию и нанимает штатных врачей-косметологов. А еще покупает косметику и препараты со всеми разрешениями, не колет ботокс молодым девушкам и дает отпор клиентам-террористам. А по соседству с таким салоном работает нелегальный — без лицензии, зато в два раза дешевле.

В косметологическом салоне работают врачи, в косметическом — кто угодно

Косметический и косметологический салоны занимаются уходом за лицом и телом, но предоставляют разные услуги:

  • косметический салон — бытовые. Это все услуги, которые не связаны с повреждением кожи: чистка лица, удаление волос с тела, маникюр и педикюр;
  • косметологический салон — медицинские. Это услуги, которые связаны с повреждением кожи, — уколы ботокса, контурная пластика или мезотерапия. Но косметологический салон может предоставлять и бытовые услуги, если хочет.

Главное отличие — в медицинской лицензии. В косметологическом салоне работают люди с медицинским образованием: врачи-косметологи и медсестры по косметологии.

Чтобы стать врачом-косметологом, нужно закончить:

  • лечебный факультет и стать терапевтом или педиатром — шесть лет в институте;
  • ординатуру по дерматовенерологии — два года;
  • курсы переподготовки со специализацией по косметологии — четыре месяца.

Только такой врач имеет право делать инъекционные процедуры в косметологии: вводить разные препараты под кожу и в мышцы, делать контурную пластику губ и любые другие процедуры, которые связаны с уколами. Еще в косметологических салонах работают медсестры со средним медицинским образованием: они могут делать не все процедуры, но имеют право работать с внутрикожными инъекциями.

Вводить препараты с помощью инъекций могут только врачи, иногда медсестры. Со стороны это выглядит как посещение больницы, а не салона красоты

В косметическом же салоне с бытовыми услугами может работать кто угодно — достаточно пройти курсы.

Именно поэтому в России косметических салонов, их еще называют салонами красоты, больше. Яндекс-карты предлагают такие данные:

  • 143 869 салонов красоты;
  • 20 264 косметологических.

Но с салонами красоты всё неоднозначно: в их категорию могут попадать парикмахерские салоны и ногтевые студии, хотя Яндекс выделяет их отдельно.

На Яндекс-картах видно, что в России 20 254 организации подходят под категорию «косметологические». При этом парикмахерские салоны, салоны красоты и ногтевые студии сгруппированы отдельно

По городам России косметологические салоны распределяются неравномерно — больше всего их, что не удивляет, в Москве:

  • Москва — 1486;
  • Санкт-Петербург — 576;
  • Челябинск — 172;
  • Смоленск — 44.

В некоторых регионах косметологических салонов нет совсем или их очень мало. Например, в Магадане их десять, а в Анадыре ноль.

У нелегальных салонов нет медицинской лицензии

По опыту, в России много нелегальных косметологических салонов, где работают люди без медицинского образования. Такие салоны популярны, потому что предлагают те же услуги, но дешевле. При этом их клиенты могут даже не знать, что салон работает нелегально или не имеет право проводить определенные процедуры.

Клиенты могут не знать, что салон работает нелегально или не имеет право проводить определенные процедуры

Есть клиенты, которые осознанно обращаются в такие салоны, например делают пластику губ на дому. Людям кажется, что это простая процедура, а все лицензии — бюрократия, поэтому можно сэкономить. Но всё может закончиться ишемией или некрозом тканей — их повреждением или отмиранием. К тому же в таких салонах используют препараты и косметику в основном от неофициальных дилеров: неизвестно, какой у них срок годности, откуда их привозят и кто производит.

Налоговой, Роспотребнадзору и другим контролирующим органам нелегальные салоны сложно найти: они не регистрируются как косметологические, работают на дому или в небольших кабинетах, поэтому органы даже не знают, где искать.

Официально такие салоны могут быть вообще не зарегистрированы или работать как косметические салоны, но оказывать медицинские услуги. Иногда такие нелегальные салоны успевают поймать, но это редкость: даже если клиент пожалуется в прокуратуру, не факт, что по этому адресу она кого-то найдет.

Проверить лицензию салона — на сайте Росздравнадзора

Если же косметологический салон работает официально, у него будет лицензия от Министерства здравоохранения.

Мы ввели ИНН Центра косметологии и красоты «Апи» из Челябинска и получили номер медицинской лицензии. Это значит, что салон работает легально

Еще у легальных салонов медицинские оквэды:

  • 86.21 — общая врачебная практика;
  • 86.22 — специальная врачебная практика;
  • 86.90 — прочая деятельность в области медицины;
  • 47.74 — розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях.

Могут быть также оквэды на косметические и парикмахерские услуги — если салон дополнительно их оказывает, но это необязательно.

Салоны часто предлагают одинаковые услуги

Во многих салонах можно встретить одинаковые услуги. Почти всегда есть:

  • чистка лица — процедура очищения кожи и пор;
  • контурная пластика — коррекция губ, скул, носогубных складок;
  • мезонити — подтяжка кожи с помощью специальных нитей;
  • биоревитализация — процедура введения гиалуроновой кислоты под кожу;
  • мезотерапия — инъекции составов против морщин.
Работу над формой и объемом губ называют контурной пластикой. Это одна из самых популярных процедур, она встречается чуть ли не во всех салонах

Одинаковые услуги не связаны с модными тенденциями — всё зависит от дистрибьюторов препаратов.

Нормальные легальные салоны покупают косметику и препараты, которые продают официальные представители производств. У такой косметики есть регистрационное удостоверение.

Проверить, если ли у препарата регистрационное удостоверение, можно на сайте Минздрава

Регистрационное удостоверение гарантирует, что препараты безопасны, прошли клинические испытания, содержат такие-то вещества. Иногда дистрибьюторы даже известных брендов предлагают новые разработки без удостоверения, зато с обещанием, что всё отлично, а удостоверение вот-вот появится. А еще есть продавцы, которые предлагают товары неизвестного происхождения, зато дешево.

На косметологическом рынке не так много проверенных производителей, а их дистрибьюторы работают сразу с несколькими салонами, а иногда и всеми в городе.

В Челябинске, например, всего два — три официальных дистрибьютора, которые могут официально продавать препарат «Диспорт» — качественный аналог ботокса. При этом работают десятки людей, которые предлагают этот же препарат нелегально, но дешевле. У них нет регистрационного удостоверения, тем не менее продавцы заявляют, что препарат с того же склада, но это вряд ли правда.

Время от времени производители предлагают новые продукты и услуги, а дистрибьюторы рассказывают о них, организуют обучение и продают. Естественно, почти все покупают — всем хочется предложить своим клиентам новинки от известного бренда. Вот так в итоге получается, что салоны оказывают похожие услуги.

Хороший косметолог не делает все процедуры подряд

Все косметологические процедуры можно делать с 18 лет, до 18 лет — только с согласия родителей. Но дело даже не в возрасте: у каждой процедуры есть показания и противопоказания. Если салон легальный, косметологи обязательно спросят, нет ли у человека противопоказаний — это, например:

  • беременность;
  • кормление грудью;
  • заболевания щитовидной железы и онкология;
  • металлические импланты в теле.

Если противопоказаний нет, процедуру можно проводить. Но здесь начинает работать профессионализм косметолога. Например, приходит молодая девушка, у которой даже нет морщин на лице, и просит подтянуть кожу. Нормальный косметолог обязательно спросит: почему она решила выбрать такую процедуру? что ее беспокоит? И предложит безопасную для нее услугу, которая, что главное, будет эффективной, в отличие от подтяжки.

Если салон работает нелегально, он не отвечает за качество процедуры и последствия. По опыту, когда пострадавшие клиенты таких салонов обращаются в суд, ответчики отделываются минимальными штрафами в четыре тысячи рублей.

С каждой процедуры салон зарабатывает 20%

Цена на процедуру в косметологическом салоне складывается из нескольких составляющих, вот некоторые:

  • косметика и препараты — всегда разное количество;
  • одноразовые материалы: перчатки, простыни, ватные диски;
  • зарплата косметолога;
  • аренда и коммунальные услуги;
  • сервис: чай-кофе, работа администратора.

Обычно с каждой процедуры салон зарабатывает 20% чистой прибыли, редко 30%. Чтобы получить такую прибыль, нужна накрутка в пять раз. Например, если себестоимость услуги 100 рублей, продавать ее нужно по цене не ниже 500 рублей.

Если для процедуры используется аппарат, это тоже входит в ее стоимость. Популярными аппаратами являются:

  • аппарат Дарсонваля — устройство, которое подает специальный ток. Обладает противовоспалительным действием, закрывает поры и предотвращает распространение инфекции;
  • ультразвуковой скрабер — аппарат для чистки лица;
  • лазер — для пилинга, разглаживания рубцов, подтяжки кожи, борьбы с пигментными пятнами.

Профессиональные аппараты часто многофункциональны — одно устройство подходит сразу для нескольких процедур. Есть аппараты, где собраны ультразвук, микротоковая терапия, фотонотерапия и Дарсонваль, — стоят они в среднем 250 000 рублей, но можно найти дешевле.

Чтобы открыть салон, нужен миллион рублей

Сложно сказать, сколько денег нужно на косметологический салон, — всё зависит от ассортимента услуг. Можно сэкономить на аппаратах, а можно сразу закупить дорогую технику. Например, чтобы открыть салон в Челябинске, нужно один — два миллиона рублей. Вот основные расходы:

Статья расходов
Сумма

Оформление документов

30 000 — 50 000 ₽

Аренда помещения на первый месяц

60 000 — 100 000 ₽

Простой ремонт и мебель

500 000 — 700 000 ₽

Вывеска

20 000 — 40 000 ₽

Косметика, склад

200 000 ₽

Простой многофункциональный аппарат

100 000 — 250 000 ₽

Зарплаты сотрудникам на первый месяц. Нужны косметолог, администратор, уборщица и бухгалтер

100 000 ₽

Маркетинг на запуск

50 000 — 100 000 ₽

Итого

1 060 000—1 540 000 ₽

Не стоит сразу вкладывать деньги в дорогой ремонт, мебель и технику — достаточно базовой покраски стен, мебели из Икеи и простого аппарата. Сложнее с арендой: если уже есть база клиентов, можно арендовать помещение в любом месте. Если клиентов нет или их мало, лучше потратить больше на аренду в проходном месте, чтобы местоположение салона и вывеска привлекали клиентов.

Мужчины любят массаж, а клиенты-террористы запугивают прокуратурой

В косметологическом бизнесе важно правильно выстраивать работу с клиентами. Например, бесполезно раздавать флаеры с надписью «Предъявите и получите скидку на мезотерапию 50%».

Если у человека есть свой мастер и его устраивает качество и цена, ему эта скидка не нужна, потому что он не пойдет в незнакомое место к незнакомому человеку. А вот если он получит услугу полностью бесплатно и ему не придется ничего доплачивать, тогда этот человек скорее обратится.

Это работает и с первичными, и с постоянными клиентами. Например, в салоне новая услуга, сотрудники приглашают клиентов попробовать ее со скидкой. Скорее всего, согласятся очень немногие. А вот если им предлагают услугу бесплатно, даже в ограниченном по времени варианте, они соглашаются. И, если всё понравилось, начинают покупать эту услугу.

Еще по салонам часто ходят клиенты-террористы, их называют профессиональными клиентами. Они могут выполнить процедуру, а на другой день прийти и начать угрожать, что всё сделали плохо, теперь у них проблемы со здоровьем и они идут писать жалобу в Роспотребнадзор. Салоны могут вестись на это: кто-то предлагает сделать процедуру еще раз бесплатно, кто-то возвращает деньги. А потом этот человек идет в другой салон, и всё повторяется.

Легальные салоны всегда подписывают договор на медицинские услуги — это типовой договор, который можно скачать из интернета и адаптировать под себя. Этот договор защищает обе стороны: клиента — от некачественной услуги, а салон — от вот такого терроризма.

Еще одна категория клиентов салонов — мужчины. Их немного, где-то 8% от всех клиентов. Набор услуг чаще стандартный: маникюр и педикюр, чистка лица. Иногда мужчин приводят их жены со словами: «Я молодая и красивая, сделайте что-нибудь и с ним». Здесь мужчинам можно предложить ботокс, чтобы выровнять морщины. Но инъекционные процедуры они не любят — им нравится что-то приятненькое, массаж например.

Войти через
А теперь — комментарии! А вы бы занялись косметологическим бизнесом?

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.