Поможем найти статью по #хэштегу, названию или дате

На языке банкиров оплата картами называется эквайрингом. Это услуга, когда вы ставите на кассе терминал для карт, покупатель расплачивается картой и через день-два деньги на счете магазина. За это время платеж обрабатывают банки, процессинговый центр и платежные системы. Всё это и есть эквайринг.

Маленькому бизнесу трудно начать пользоваться эквайрингом: кажется, что с наличными спокойнее и налоговая не будет задавать лишних вопросов. На самом деле, всё не так сложно. Мы собрали самые частые вопросы клиентов об эквайринге и ответили на них. Если не знаете, как начать принимать карты, статья для вас.


Меня и наличные устраивают

Понимаем. По закону принимать карты обязаны магазины с оборотами 60 млн в год и больше. Если вы еще не достигли таких оборотов, можно продолжать работать с наличными. Но будьте готовы к тому, что часть покупателей переметнется к конкуренту с эквайрингом: приложить карту к терминалу проще, чем считать наличные. Особенно, если их нет.

Если вы небольшой магазин в деревне, где покупатели расплачиваются только живыми деньгами и иногда берут продукты в долг, эквайринг и правда не нужен. Но если вы работаете в городе: ремонтируете обувь, готовите кофе на вынос, продаете продукты, чините айфоны, продаете шоколадки в островке в торговом центре — читайте следующий пункт.


Что мне даст эквайринг?

Эквайринг повышает выручку, борется с очередями и избавляет от риска получить фальшивые купюры. С фальшивыми купюрами всё понятно: нет наличных — нет фальшивых купюр. А об остальном давайте поподробнее.

Начнем с выручки. Считается, что с эквайрингом выручка магазина растет. Банковские специалисты говорят о 10 % — 20 % прироста, но это общая цифра и ее сложно посчитать. Прирост сильно зависит от сферы бизнеса, среднего чека, сезонности и много чего еще. Если владелец магазина скажет, что подключил эквайринг и выручка выросла на треть, наверное, он прав. А может, и нет, и рост связан с провалом конкурента или победой Дональда Трампа на президентских выборах.

Что мы точно знаем — доля безналички в обороте. Вот несколько примеров:


Владимир — владелец магазина электронных сигарет. Восемьдесят процентов продаж — расходные материалы: жидкость и батарейки. Средний чек по ним — 1000 рублей. Владимир год работал только с наличными, ежемесячный оборот — 1,5 млн рублей. Через год он подключил эквайринг, в безналичную оплату ушло 30 % оборота.

Екатерина продает кухни. У нее свой замерщик, дизайнер, двое грузчиков и продавец. Чаще всего покупатели выбирают кухни за 40-60 тысяч рублей и платят равными частями: до установки и после. Расплачиваются картами в 70 % случаев.

Дмитрий открыл кофейню. Сначала принимал только наличные, через полгода установил терминал для карт. Выручка выросла на треть, хотя не факт, что из-за эквайринга: установка терминала совпала с началом осени, в кофейню стали приходить студенты и прогуливать пары. Доля безналичной оплаты — 50 %.


Это не значит, что без эквайринга наши герои потеряли бы всех этих клиентов. Но часть потеряли бы точно. Правда, сложно посчитать, какую именно. Вот к вам приходит клиент, заказывает кофе и платит картой. Мы не знаем, ушел бы он без покупки, не будь в магазине эквайринга, может, у него есть с собой наличные, может нет. Но расплачиваться картой ему выгоднее: банк вернет часть стоимости от покупки или начислит бонусные мили. Поэтому покупатели охотнее платят картами.

Еще один плюс — борьба с очередями. Если кассир принимает наличные, просит мелочь и ищет сдачу, оплата занимает 2-3 минуты. А чтобы приложить карту или телефон к терминалу и получить чек, нужно 20-30 секунд.


Выручка растет, но в каждом случае по-разному

Как ввести безналичку в оборот?

Если коротко — начать расплачиваться с поставщиками и арендодателями безналично. Просто не даете наличку, а переводите по реквизитам на счет партнера. Безналичные платежи безопаснее и надежнее с юридической точки зрения.


Марина — логопед. Арендовала помещение для занятий с детьми. Помещение сняла у знакомой, подписала договор аренды, платила наличными без расписок и квитанций. Через полгода знакомая подала на Марину в суд за то, что та якобы не платит аренду. Марина суд проиграла.


Если партнер не согласен работать безналично, ищите другого или ведите переговоры: арендодатель тоже в вас заинтересован. Никто не хочет искать нового съемщика, особенно, если не сезон. Поэтому вежливо стойте на своем:


— Геннадий, я хочу платить аренду безналично. Как нам перейти на безналичный расчет?

— Хммм. Ну мне это неудобно.

— Понимаю. Но, к сожалению, мне теперь неудобно платить наличными.

(Молчите. Пусть собеседник заговорит первым)

— Ну не знаю, как тогда поступить.

— Геннадий, если это такая проблема, ничего страшного, я найду другое помещение, без обид.

— Не, ну чего вы так сразу. Если надо безналично, давайте безналично, что ж поделать.


Безналичные платежи легко доказать, отследить и проводить. Вам не нужно брать деньги из кассы, готовить нужную сумму и встречаться с арендодателем. Заходите в личный кабинет банка, заполняете платежку, отправляете деньги. На следующий рабочий день деньги пришли.


Безналичные платежи безопаснее наличных

А как вести бухгалтерию?

Это зависит от вида налогообложения. Давайте по порядку по видам налогообложения.

Патент. По патентной системе работают розничные магазины, химчистки, мастерские по ремонту обуви, такси, экскурсоводы, парикмахерские и еще тридцать сфер малого бизнеса. Если вы работаете по патенту, сумма налога не поменяется от эквайринга, но в книгу доходов нужно будет заносить доход по эквайрингу.

ЕНВД. Под ЕНВД подходят розничные магазины, платные парковки, службы доставки, ветеринарные клиники, автосервисы и еще семь видов деятельности. С налогами то же, что и в патентной системе: сумма из-за эквайринга не меняется.

Упрощенка 6 %. Здесь всё наоборот: декларацию вы и так заполняете, а расчет налога усложнится. По своей системе налогообложения вы платите налог со всего дохода. С эквайрингом считается не только доход, который фактически пришел на счет, а все деньги, которые заплатил покупатель. Например, покупатель заплатил с карты 1000 ₽. Комиссия за эквайринг 2 %, то есть 20 рублей. На счет магазина пришло 980 рублей, но налог вы платите с тысячи — 60 рублей. Выручка с покупки — 920 рублей.

Упрощенка 15 %. На этой системе вы платите налог только с чистой прибыли. То есть при покупке на 1000 рублей и комиссией эквайринга 20 рублей, налог будет только с 980 рублей — 147 рублей.


Если не хотите возиться с декларацией, наймите бухгалтера или подключите онлайн-бухгалтерию. Если нравится Модульбанк, наймите нашего бухгалтера. Он посчитает налоги, сдаст отчетность, подготовит первичку и проследит, чтобы вы не получили штраф.


Сложность зависит от системы налогообложения

Во сколько мне обойдется эквайринг?

С эквайрингом у вас будут расходы на терминал и комиссии за покупки. Терминал для приема карт выдает банк. Некоторые банки дают терминал в аренду, другие — продают.

За арендованный терминал придется платить каждый месяц. Он будет собственностью банка, а банк может установить порог оборотов по терминалу: если обороты снизятся, банк повысит комиссию с покупок или вовсе заберет терминал. Еще одна проблема — арендованный терминал будет старым, перейдет к вам от прошлого владельца. Возможно, его уже ремонтировали, или он просто поцарапанный и зависает.

Купить новый терминал стоит от 8 до 35 тысяч рублей. За восемь тысяч вы получите мобильный терминал, который работает без проводов и не печатает чеки. Полноценный терминал с принтером чеков стоит 33 000 рублей. Он будет новый, с гарантией, ваш. Если дорого, можно купить в кредит.




Терминал для магазинов
может работать без провода и с проводом;
подключается к интернету через вай-фай;
печатает чеки;
стоит 33 000 рублей.

Терминал для курьеров
работает без провода, умещается в кармане брюк;
подключается к интернету от телефона через блютус;
выдает только электронные чеки;
стоит 7700 рублей.


Кроме расходов на терминал будут расходы на комиссию с покупок. Обычно комиссия — от 1,9 % до 3,5 % с покупки. Их делят между собой Виза или Мастер кард и банки, через который проходит оплата.

Повышать цены при подключении эквайринга закон запрещает. Но по опыту прирост всё-таки окупает комиссию. Если эксперты правы, и выручка растет хотя бы на 10 %, получится так:


Возьмем продуктовый магазин с оборотами 500 000 рублей в месяц. Магазин подключает эквайринг, выручка растет на 10 % — 550 000 рублей. Треть оборота уходит в безналичные платежи — 183 000 рублей. Комиссия за эквайринг — 2,5 %, это 4575 рублей. Рост выручки от эквайринга — 45 425 рублей.


Если заложить в расходы покупку терминала, то с таким ростом выручки он окупается за 3-6 месяцев, в зависимости от сферы бизнеса.


Издержки окупаются

Как подключить эквайринг?

1. Открыть расчетный счет. Если у вас его еще нет, придется открыть. На этот счет будут приходить деньги с карт покупателей. Иногда открыть счет можно в одном банке, а подключить эквайринг — в другом. Другие банки, наоборот, подключают эквайринг только своим клиентам. Спросите об этом менеджера, когда будете узнавать о подключении эквайринга.

2. Выбрать эквайринг. При выборе смотрите на комиссию с покупок, условия получения терминала и срок зачисления денег.

Свой терминал лучше арендованного: он будет новым, значит, не сломается. За него не придется платить аренду, и банк его не отберет при снижении оборотов. Если будете покупать, спросите о гарантии: что будет, если терминал сломается в первый год? Сколько времени его будут ремонтировать? Дадут ли на замену другой? Если не дадут, вы не сможете временно принимать карты и потеряете в прибыли.

С комиссией чем ниже — тем лучше. В целом комиссия колеблется от 1,6 % до 3,5 %, но не может быть ниже полутора процентов. Из этой комиссии 1 % заберет себе банк, а остальное поделят между собой платежная система, процессинговый центр и банк-эквайер. Это те, кто обрабатывают платеж.

Еще смотрите на сроки зачисления денег. Самый быстрый эквайринг зачисляет деньги на следующий рабочий день, но таких мало. Обычно это занимает 2-3 дня.

3. Заключить договор. Если выбрали, у кого подключать эквайринг, заключайте договор. Для этого обратитесь в банк и заполните анкету. По анкете банк узнает, чем вы занимаетесь, оформит заявку на подключение в платежную систему, настроит терминал и подготовит договор.

4.Внимательно читать договор. Обратите внимание, может ли банк менять комиссию. Иногда в договоре банк прописывает такое условие: если обороты снижаются, комиссия растет на процент. Лучше, чтобы комиссия была фиксированной.

5. Принимать карты. Когда приедете подписывать договор, в банке вам вручат терминал. Он будет готов к работе, останется только включить и начать принимать карты.

С момента заявки до вручения терминала обычно проходит 3-4 недели. В Модульбанке — 5 рабочих дней.

 

Иллюстрация: Наталия Чебаркова

Узнавать о новых статьях по почте

У нас будут классные темы, интересные форматы и свежие советы.
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Спасибо за подписку!