Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
В офисе нет аптечки? Заплатите штраф
В правилах охраны труда много нюансов, и одно из самых главных требований — это наличие в офисе аптечки. За ее отсутствие или неправильное наполнение компанию или ИП ждут штрафы до 80 тыс. руб. Например, в аптечке нельзя хранить мази и таблетки, вы знали? Сейчас расскажем подробности.
Почему за отсутствие аптечки оштрафуют
Требования по организации первой помощи сотрудникам — ст. 216.3 ТК РФ
У любого работодателя в офисе должен быть оборудован пост первой помощи с укомплектованной аптечкой. Это обязательное требование трудового законодательства и охраны труда.
Организационно-правовая форма бизнеса тут значения не имеет. То есть, если Виталий П. — ИП с наемными работниками, у них должен быть доступ к аптечке. Так же, как если бы Виталий с партнерами открыл ООО.
Офисная аптечка — это именно средство неотложной помощи любому сотруднику, а не утоления боли (вроде приема таблеток при мигрени). Любые таблетки, мази и кремы хранить в офисной аптечке запрещено. Это нужно для безопасности: если сотрудник получил, например, производственную травму, остановить кровь и обработать рану нужно будет еще до приезда скорой помощи, а значит, и средства для этого должны быть под рукой. Антисептик вряд ли вызовет аллергию у человека, а вот банальная таблетка от головной боли на это вполне способна.
Штрафы за нарушения по аптечке в офисе — ст. 4.1.2, ст. 5.27.1 КоАП РФ
Если аптечки в офисе не будет либо она не будет полностью укомплектована — за это оштрафуют. Размеры штрафов сейчас такие:
Приказ Минздрава от 24 мая 2024 г. № 262н
Кроме того, что аптечка должна быть, в ней еще и должен быть специальный комплект медсредств, и он тоже строго прописан. Ориентироваться нужно на новый приказ Минздрава, который действует с 1 сентября 2024 года.
В офисе ООО «Сокольники» собрали аптечку еще в 2022 году и с тех пор не меняли ее состав, только докупали, если что-то заканчивалось. Накажет ли проверка, если состав аптечки не соответствует новым сентябрьским правилам? Здесь работает такое правило: аптечки, укомплектованные до 1 сентября 2024 года, можно применять до истечения срока годности медизделий, содержащихся в них. Но не позднее 1 сентября 2027 года.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Что должно быть в офисной аптечке
Офисную аптечку обязательно нужно укомплектовать по списку, покупая именно требуемые составляющие. Среди них:
Чтобы вы не искали, приводим полный перечень необходимого с названиями и количеством:
Некоторые изделия в списке даются на выбор, в нескольких вариантах: где-то можно комбинировать разные, а где-то — можно выбрать один вид, но количество должно соответствовать указанному.
Виталий закупает необходимое для аптечки в свой офис. Он может выбрать или хирургические ножницы, или ножницы для перевязочного материала. С бинтами у него тоже есть выбор: сами бинты или марлевые рулоны, хоть все четыре вида. Главное, чтобы было нужное количество.
Кроме того, в аптечке обязательно должен быть блокнот формата не менее A7, черный или синий маркер или карандаш. Они могут понадобиться, например, для указания времени, когда был наложен кровоостанавливающий жгут.
Вопрос — ответ
Отвечаем на несколько важных вопросов, которые могут возникнуть по аптечке.
Если у компании большой офис, сколько должно быть аптечек?
Закон говорит, что сколько в организации постов первой помощи — столько же должно быть аптечек, причем все работники должны знать, где в офисе находится аптечка. Это все: определить, сколько в офисе делать постов первой помощи, работодатель должен сам. Ориентироваться нужно на специфику работы предприятия.
ООО «Горный путь» — это туристическое агентство с одним офисом в центре города. Производства у агентства нет, работа относительно безопасная, и одной аптечки на 45 сотрудников вполне может хватить. А вот у ООО «Мясторг» есть и офисы, и магазины по всему городу, и в таком случае аптечка должна быть в каждом подразделении. Особенно в магазинах на случай производственной травмы.
С 1 марта 2025 года вступит в силу новый приказ Минтруда, по которому по-прежнему не будет строгой нормы по количеству аптечек, но даются критерии, на которые нужно ориентироваться. Исходить работодатель будет из среднесписочной численности организации, специфики деятельности организации и результатов оценки профессиональных рисков, а также с учетом мнения профсоюза или полномочного работника. Особое внимание нужно будет уделить именно оценке профрисков: если они высоки, то лучше, чтобы аптечек было больше.
Могут ли сотрудники сами приносить в офис лекарства?
В аптечку можно включить только те изделия, которые указаны в требованиях к Приказу № 262н. Как мы уже сказали выше, таблетки, мази, спреи и другие лекарственные препараты хранить в ней нельзя. Но сами сотрудники вполне могут иметь при себе нужные именно им лекарства — и за их прием на рабочем месте они сами несут ответственность.
В офисе ИП Егорова сотрудники сами добавили в общую аптечку активированный уголь, анальгин и ибупрофен. Если состав аптечки у ИП проверит инспектор по охране труда, штрафа не избежать. А вот если бы сотрудники оставили таблетки в своих индивидуальных аптечках, штрафовать Егорова было бы не за что.
В экстренных ситуациях сотрудник может сам попросить коллег, оказывающих ему помощь, дать ему конкретное лекарство. Но лучше всего, если на такой препарат у человека будет рецепт или рекомендация от врача.
Могут ли сотрудники подать в суд за отсутствие аптечки?
Как таковой судебной практики, где работодателя привлекли бы к ответственности только за отсутствие или недокомплектацию аптечки, не существует. Но бывают ситуации, когда судебное разбирательство начинается из-за неправильного порядка оказания первой помощи, или вообще ее отсутствия. Это тоже нужно иметь ввиду.
Где хранить аптечку и как ее пополнять?
Все работники должны знать, где в офисе находится аптечка: место должно быть оборудовано знаком по ГОСТ 12.4.026-2015. Это выглядит так:
Футляр или сумка, где лежит необходимое, должны быть с ручкой для удобства переноски.
Хорошо, если у вас на предприятии есть медицинский пункт или хотя бы сотрудник с медицинским образованием. Но закон не устанавливает специальных требований, назначить ответственным за аптечку можно любого человека.
Ответственный за хранение аптечки сотрудник должен периодически проверять ее комплектность, а также сроки годности. Изделия с вышедшими сроками годности нужно регулярно заменять на свежие.
Короче
Аптечка в офисе нужна для оказания первой помощи — остановить кровь, забинтовать конечность при травме, сделать искусственное дыхание. Само собой, при травме нужно вызывать скорую помощь, а самим помощь оказывать, если для этого есть специальные навыки.
Комплектовать аптечку нужно в соответствии с требованиями Минздрава, то есть медицинскими изделиями, которые там перечислены, и только ими. От себя ничего добавлять не нужно, в том числе таблетки, мази, спреи и прочее. Свои таблетки лучше держать при себе.
Все работники должны знать, где в офисе аптечка. Шкаф, где она лежит, должен быть отмечен белым медицинским крестом на зеленом фоне. К аптечке должен быть прикреплен ответственный из числа работников. Он же отвечает за ее комплектацию и за то, что изделия в ней не просрочены.
iPhone 16 Pro Max!
Откройте счет в Модульбанке
и примите участие
в розыгрыше айфонов!