На сайт банка

Ужин с партнером можно отнести к представительским расходам и оплатить деньгами компании. Рассказываем, как обосновать это для налоговой.

Читатель Виктор спрашивает:

«Веду переговоры с крупным клиентом. Чтобы подписать договор на выгодных условиях, хочу устроить ужин в ресторане. Я могу заплатить деньгами компании?»

Отвечаем: да, в рамках общей системы налогообложения. Главное — доказать, что ужин был для целей бизнеса

Расходы на ужин с партнером относятся к представительским расходам. Закон говорит, что можно пригласить текущего или потенциального партнера на завтрак, обед или ужин, чтобы поговорить о сотрудничестве.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Выдержка из ст. 264 Налогового кодекса на сайте «КонсультантПлюс»

Не все расходы на ужины с партнерами считаются представительскими. Для этого у ужина должны быть такие признаки:

  • Приезжают представители других компаний или совета директоров. Можно пригласить клиента, поставщика или участника совета директоров. Насчет расходов на клиентов-физлиц четкого мнения нет: в одном письме Минфин говорил, что их можно относить к представительским, в другом — что нельзя. Хотя в последнем разъяснении на эту тему (письмо от 5 июля 2019 г. № 03-03-06/1/49848) Минфин разрешает учитывать расходы на мероприятия с клиентами-физлицами, мы считаем, что их все равно рискованно относить к представительским расходам. В ст. 264 Налогового кодекса сказано только о расходах на прием представителей организаций, а нормы НК РФ имеют приоритет перед разъяснениями Минфина. Налоговая может оспорить и расходы на прием сотрудников компании из других городов и филиалов. Также нельзя за деньги компании купить коньяк и хамон в офис для сотрудников и сказать, что иногда приезжают клиенты и тоже будут это пить и есть.
  • Ужин нужен для создания новых деловых связей или поддержания старых. Встреча должна быть официально запланирована и подтверждена документами: приказом, сметой, отчетом о результатах, первичными документами.
  • Не относится к расходам на развлечения и отдых, профилактику и лечение заболеваний. Нельзя оплатить партнеру поездку на минеральные воды или в казино в Лас-Вегасе.

В представительские расходы можно включить:

  • стоимость завтрака, обеда или ужина, напитков, обслуживания;
  • доставку к месту мероприятия;
  • услуги переводчиков.

Закон не запрещает проводить ужины с партнерами, где захочется: в офисе, ресторане или загородном доме.

По закону представительские расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Правда, берут их не целиком, а по нормативу — 4% от расходов на зарплату.

Компания за год выплачивает сотрудникам 2,4 млн руб. Значит, может учесть столько представительских расходов: 2 400 000 * 4% = 96 000 руб.

Расходы при упрощенке — в ст. 346.16 НК РФ на сайте «КонсультантПлюс»

Расходы при ЕСХН — в статье 346.5 НК РФ на сайте «КонсультантПлюс»

Представительские расходы нельзя принять к расходам при использовании упрощенки «доходы минус расходы» или ЕСХН. Их нет в перечнях из НК РФ.

Чтобы учесть представительские расходы при расчете налогов, их нужно подтвердить.

Как подтвердить

Нельзя просто взять и потратить деньги компании, а потом учесть эти расходы при расчете налогов. Сначала расходы надо доказать. Для этого составляют документы:

  • Приказ руководителя о расходах и целях этих расходов. Формулировка примерно такая: «Чтобы подписать договор, приказываю провести мероприятие в таком ресторане. Бюджет мероприятия — такой. Со стороны компании будут Коновалов и Мирошниченко. Во вложении — утвержденная смета от ресторана на мероприятие».
  • Смета представительских расходов. Например, можно взять смету из ресторана.
  • Первичные документы. Подойдет договор с рестораном или кейтеринговой компанией, товарные и кассовые чеки.
  • Отчет о представительских расходах.

В отчете надо указать:

  • цель мероприятия и результаты (нужно указать, если после переговоров в ресторане подписали контракт или договорились о крупной поставке);
  • дату и место мероприятия;
  • программу мероприятия (например, ужин проходил в таком ресторане, время примерно такое);
  • состав участников со стороны партнера (перечисляют по именам);
  • состав принимающей стороны;
  • расходы.

Налоговая любит оспаривать представительские расходы в суде и требовать доплаты налогов. Тут правило такое: компания должна не просто прогулять деньги, а получить результат для работы, например заключить договор. Тогда суды чаще всего встают на сторону компании.

Налоговая подала на компанию в суд и заявила, что она необоснованно приняла к расходам 13 463 руб. на алкогольные напитки и цветы. У налоговой были и другие претензии, но нам тут важны только расходы.

Суд с налоговой не согласился. Цветы и алкоголь были нужны для переговоров, чтобы договориться о поставке сырья. Без этого у компании закончилось бы сырье и деятельность бы остановилась. Переговоры все спасли.

Судебное дело

А алкоголь можно?

Минфин в письме указал, что алкоголь можно включать в представительские расходы, если это предусмотрено обычаями делового оборота:

Скриншот сайта zakonbase.ru

Суть такая: если принято на переговорах с этими партнерами выпивать, то надо покупать спиртное. А что не сделаешь ради успешного бизнеса.

Налоговая не всегда соглашается, что спиртные напитки были необходимы для переговоров, приходится это доказывать в суде.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Узнать подробности
Еще какие-то статьи
Все отрасли Компенсация за незаконное использование брендов увеличится до 10 млн рублей
Компенсация за незаконное использование брендов увеличится до 10 млн рублей
10 июля
13 мин
Советы Как сменить коды ОКВЭД
Как сменить коды ОКВЭД
Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
7 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как сменить коды ОКВЭД
Советы

Как сменить коды ОКВЭД

Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
О новой и старой рекламе, опять о персональных данных и о том, зачем вам бабл-ти
Рынок

О новой и старой рекламе, опять о персональных данных и о том, зачем вам бабл-ти

Самые читаемые статьи «Дела» в июне
Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года
Дайджест

Какие законы для бизнеса вступают в силу в июле 2025 года

Объясняем, что изменится и почему
Сносить нельзя оставить. Чем отличается наружная реклама от вывески?
Советы

Сносить нельзя оставить. Чем отличается наружная реклама от вывески?

Разбираем законы и судебную практику
Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году
Советы

Как подать уведомление об обработке персональных данных в 2025 году

Даем пошаговую инструкцию
Не только белое золото: кто зарабатывает на уникальных обручальных кольцах
Рынок

Не только белое золото: кто зарабатывает на уникальных обручальных кольцах

Подборка локальных ювелирных мастерских
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.